Библиографическое описание:

Пшеничный С. П. Развитие социального партнерства как условие эффективного управления интеллектуальной собственностью // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 435-437.

Статья посвящена анализу потенциала использования института социального партнерства в управлении интеллектуальной собственностью в сфере формирования человеческого капитала.

Ключевые слова: Социальное партнерство, интеллектуальная собственность, человеческий капитал.

Development of Social Partnership as Condition of Effective Management of Intellectual Property

Sergey Pavlovich Pshenichnyi, assistant of management of human resources department

Kazan (Volga region) Federal University

Article is devoted to the analysis of potential of social partnership in intellectual property management in the human capital area.

Keywords: Social partnership, intellectual property, human capital.

Развитие экономики России в настоящее время характеризуется тенденцией к замедлению темпов роста, увеличению давления на федеральный бюджет, снижением инвестиционной привлекательности и существенным оттоком капитала из страны на фоне сохраняющейся сырьевой зависимости. Эксперты считают, что кардинально изменить ситуацию возможно за счет решения проблемы низкой производительности труда, внедрения инноваций, повышения активности малого и среднего бизнеса.

Необходимость решить имеющиеся проблемы социально-экономической политики здесь и сейчас связаны с тем, что практически достигнут критический предел роста ВВП для России [6]. Дальнейшее снижение окажет существенное влияние на возможности развития экономики страны и уровень жизни граждан. Перед страной стоит задача модернизации экономики. Необходимо обеспечить рост и эффективность в короткий промежуток времени, правильно выбрав стратегическое направление развития. В ходе постсоветского периода такой точкой роста для России стал нефтегазовый сектор, позволивший получить дополнительные бюджетные доходы. В настоящее время одним из приоритетных направлений, позволяющих повысить конкурентоспособность российской экономики, является стимулирование внутреннего спроса на инновационные технологии в отраслях связанных с формированием качества жизни. В первую очередь к таким отраслям относятся здравоохранение и образование. В современном обществе возможность получения необходимых услуг здравоохранения и образования рассматривается как необходимое условие существования, поскольку медицинская помощь направлена на удовлетворение первоочередных, жизненно важных потребностей человека, связанных с поддержанием здоровья, а знания являются основой человеческого капитала и повышают конкурентоспособность человека на рынке труда.

Реализация мероприятий в данных сферах экономики возможна лишь на основе создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Внедрение перспективных наукоемких технологий в этих отраслях позволит повысить качество предоставляемых социально-значимых услуг и стимулирует интеллектуальные разработки в приоритетных сферах для формирования человеческого капитала. Между тем необходимо отметить, что реализация поставленной задачи возможна лишь на основе повышения эффективности института интеллектуальной собственности. В настоящий момент ситуация с развитием института интеллектуальной собственности в России характеризуется следующим образом: права собственности на результаты интеллектуальной деятельности не закреплены, действенные механизмы реализации государством правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетного финансирования отсутствуют, учет результатов ведется лишь по нескольким видам деятельности, количество выдаваемых патентов по отношению к числу патентов, чей срок действия истекает имеет тенденцию к снижению [2]. В России существенную проблему представляет коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности вследствие того, что значительная доля патентов выдается непосредственно физическим лицам, а не организациям. Важнейшая причина сложившейся ситуации — отсутствие у инноваторов стимулов к созданию объектов интеллектуальной собственности, в связи с существующим неравенством в распределении доходов от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности между разработчиками и инвесторами. С другой стороны отмечена низкая заинтересованность инвесторов в коммерциализации имеющихся результатов, что предопределяется высокими рисками и затратами на изучение рынка и последующую коммерциализацию такой интеллектуальной собственности. По оценкам экспертов, в России на 10 НИОКР приходится менее 1 полученного результата интеллектуальной деятельности [3].

Можно говорить о том, что система управления интеллектуальной собственностью не является эффективной. Для исправления ситуации необходимо реализовать комплекс мер направленных на построение национальной инновационной системы, позволяющей изменить структуру экономики России. Требуется сформировать институциональные условия для эффективного управления интеллектуальной собственностью, сформировать базу для инвестиций в проекты по созданию и эффективному использованию объектов интеллектуальной собственности в областях связанных с формированием и развитием человеческого капитала, создать новые рабочие места.

В данном процессе необходимо участие всех заинтересованных сторон, включая представителей государства, бизнеса и гражданского общества. Возможным путем выхода из создавшейся ситуации автору видится совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности и повышение эффективности механизмов согласования и реализации экономических интересов субъектов экономической деятельности, в частности института социального партнерства. Концепция социального партнерства исходит из того, что власть, бизнес и общественные организации взаимодействуют и строят свои отношения исходя из необходимости обеспечения устойчивого и динамичного развития экономики, социальной стабильности и порядка в обществе, правовой защиты и реализации основных прав и свобод личности. До середины 2000-х годов для России было характерно рассмотрение социального партнерства лишь в качестве инструмента урегулирования трудовых споров между совокупным работодателем и работниками по поводу оптимального распределения национального дохода. В последние несколько лет, несмотря на сохранившееся институциональное закрепление социального партнерства как механизма регулирования социально-трудовых отношений, реальная ситуация претерпела значительные изменения. Коммерческие компании совместно с организациями, представляющими гражданское общество, реализуют значительное число проектов направленных как на повышение качества жизни наемных работников данных компаний, так и населения в целом. Отчетливо просматривается стремление представителей бизнеса и гражданского общества взаимодействовать для решения широкого круга проблем связанных с социально-экономическим развитием страны и реализации своих экономических интересов [4]. Существуют проекты, финансируемые как частными инвесторами, так и крупными компаниями, направленные на внедрение инновационных технологий в социальную сферу [4], [5]. По нашему мнению, аналогичные проекты могут быть реализованы как на предприятиях реального сектора экономики, так и в сферах, связанных с формированием человеческого капитала. В рамках системы социального партнерства существуют формальные механизмы для согласования и реализации имеющихся инициатив.

С точки зрения развития механизмов управления интеллектуальной собственностью использование системы социального партнерства как института согласования и реализации интересов позволит ликвидировать наблюдающийся сегодня разрыв связей между научно-исследовательскими организациями и производственными предприятиями, связанный с частности с тем, что научные организации, являвшиеся основными генераторами и получателями технологий, относились к отраслевому сектору науки, и в ходе приватизации утратили имевшийся потенциал. Сектор высшего образования, обладающий значительным научным потенциалом, до последнего времени был заинтересован в разработках мало связанных с потребностями реального сектора экономики. Оторванность науки от реальной экономики зачастую не позволяет российским предпринимателям создавать новые продукты, конкурентоспособные на мировом рынке. Также стоит отметить, что предприниматели далеко не всегда заинтересованы в инновациях, в связи с тем, что для осуществления данной деятельности требуется большой объем кредитных ресурсов, что приводит к возрастанию налоговой и процентной нагрузки на рубль произведенной продукции.

Наиболее оптимальным решением поставленной задачи следует считать установление экономической заинтересованности предприятий в инновациях и развитие инновационной активности граждан. Рост экономической заинтересованности может быть получен как результат применения дифференцированного налогообложения в отношении предприятий, разрабатывающих и коммерциализирующих перспективные инновационные технологии.

Необходимым шагом является закрепление достигнутых договоренностей в трехсторонних (государство-бизнес-наука) договорах. Крайне желательно включение в переговорный процесс представителей гражданского общества. Это позволит расширить перспективы использования механизма социального партнерства и повысить его экономическую эффективность.

Опыт развитых экономик показывает, что проведение таких преобразований не возможно без лидирующей роли государства и существенного контроля со стороны гражданского общества. При этом, только скоординированное взаимодействие бизнеса, общества и государства по развитию инновационных процессов может привести к положительному результату.

Таким образом, можно сделать вывод, что механизм социального партнерства может оказать существенное влияние на повышение эффективности института интеллектуальной собственности и решение возникающих на этом пути проблем.

Литература:

1.                 Итоговый документ V международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»./ Официальный сайт республиканского НИИ интеллектуальной собственности. Режим доступа: http://www.rniiis.ru/download/ mf/2013/itog_doc_mf_2013.doc. Дата обращения: 23.10.2013.

2.                 Инвентаризация, учет и экспертиза результатов интеллектуальной деятельности./Официальный сайт республиканского НИИ интеллектуальной собственности. Режим доступа: http://rniiis.ru/inventarizatsiya-i-uchet-rid.html, свободный. Дата обращения: 23.10.2013.

3.                 Нефинансовая отчетность. / Официальный сайт российского союза промышленников и предпринимателей. Режим доступа: http://www.rspp.ru/simplepage/475, свободный. Дата обращения:24.10.2013.

4.                 Программы фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере./Официальный сайт фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Режим доступа: http://www.fasie.ru/programmy, свободный. Дата обращения: 25.10.2013.

5.                 Стипендиальная программа фонда В.Потанина./Официальный сайт фонда В.Потанина. Режим доступа: http://fondpotanin.ru/novosti/blagotvoritelnyj-fond-vpotanina-predstavil-obnovlennuyu-stipendialnuyu-programmu-345, свободный. Дата обращения: 17.10.2013.

6.                 Скоробогатый П. Пора принимать решение./ Официальный сайт журнала «Эксперт». Режим доступа: http://expert.ru/2013/10/11/pora-prinimat-reshenie/. Дата обращения: 20.10.2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle