Библиографическое описание:

Фещенко Т. С. К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 668-672.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

Ключевые слова: самостоятельная работа, диагностика уровня самостоятельности, герменевтическое оценивание.

В ходе нашего исследования, посвященного проектированию методической системы подготовки учителя физики в рамках постдипломного образования выпускника технического вуза, были разработаны подходы к организации самостоятельной работы обучающихся учителей. Следует отметить, что роль самостоятельной работы при подготовке современного учителя имеет особое значение.

В условиях внедрения федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), ведущей идеей которых является формирование у школьников умения учиться — самостоятельно добывать знания, пополнять их, применять по назначению, важна и задача подготовки учителя, способного обеспечить формирование этих умений.

Актуальной становится проблема формирования и дальнейшего и ценностного отношения самого учителя к непрерывному образованию, определению дефицита знаний и умений и поиск способов и путей самообразования, в том числе, и при выполнении самостоятельной работы при обучении.

Самостоятельная работа (СР) по определению, данному в одном из словарей по педагогике [1, С.331] представляет собой с одной стороны, учебное задание, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения. Мы рассматриваем самостоятельную работу как форму организации учебной деятельности, в процессе, которой обучающиеся педагоги преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода задания, с целью совершенствования профессиональной компетентности в современных условиях. Выполняя самостоятельную работу, обучающиеся должны показать знание теории и методики обучения физике и самого предмета «физика». Выделяя компетенции, уровень сформированности которых необходимо выявить, мы опирались на диссертационное исследование Н. В. Зеленко [2], которая выделила специальные методические компетенции, основанные на знании предмета обучения и методики преподавания. К ним относятся:

-                   целевая — умение педагога определять цели обучения;

-                   содержательная — умение определять содержание обучения;

-                   проектировочная — умение проектировать образовательный процесс;

-                   рефлексивная — умение обосновывать эффективность выбранных методических подходов;

-                   мониторинговая — умение отслеживать результаты обучения.

Именно на формирование и развитие этих компетенций ориентирован комплект рабочих тетрадей, созданных нами как многофункциональное дидактическое средство, необходимое в процессе подготовки учителя — выпускника технического вуза.

Так в тетради № 1 «Целеполагание в обучающей деятельности учителя. Выбор форм, методов и средств обучения» дается подборка заданий по целеполаганию [3].

В тетради № 2 «Структура и содержание учебного материала по физике: основные требования» предлагаются задания, направленные на формирование и развитие умения учителя отбирать содержание занятий в соответствии с поставленными целями [4].

Тетрадь № 3 «Проектирование в обучающей деятельности учителя. Научно-методическая и исследовательская деятельность учителя» ориентирована на формирование и развитие умения учителя проектировать образовательный процесс, включаться в исследовательскую и экспериментальную деятельность [5].

Во всех тетрадях предусмотрены задания, связанные с рефлексией, например, вопросы типа:

­        Проверь себя. Умеете ли Вы ставить измеримые цели обучения≤

­        Умеют ли Ваши ученики оценивать результат своей деятельности≤

Мониторинговая составляющая также формируется в процессе обучения по курсу ТиМОФ. Учителя, проходящие подготовку, изучают значение мониторинга, его инструменты, функции и т. п.

Задания выстроены от простого — к сложному, где требуется не репродукция знания теории, а конкретные действия по определению измеримых целей в предложенной ситуации. Приведем несколько примеров

Пример 1. Задание на воспроизведение усвоенных знаний.

Кратко ответьте на вопросы:

1.      Как возникает цель≤

2.      Как возникает цель образования≤

3.      Перечислите виды известных вам целей.

4.      Каковы признаки правильно сформулированной цели≤

5.      Каков алгоритм постановки цели≤

Пример 2. Задание поискового характера.

Умеют ли ваши ученики ставить цели≤

МОСР можно представить в виде последовательности, отражающей основные этапы методики, к которым мы отнесли:

1.                 Составление учебно-тематического плана на основе учебной программы с выделением модулей.

2.                 Создание комплекса заданий по освоению каждого модуля (возможная классификация видов заданий представлена в табл.2.).

3.                 Определение методов и средств контроля СР, в том числе, контроля развития способности к самообразованию и непрерывному образованию на основе диагностики уровня сформированности самостоятельности обучающегося учителя. Возможный вариант подхода к этой диагностике показан в табл.3.

4.                 Выбор методов и средств оценивания результатов СР.

5.                 Обеспечение мотивации к выполнению СР.

Отметим, что критерии для диагностики уровня самостоятельности были определены на основе анализа выполнения курсовых, выпускных квалификационных работ и использования герменевтического оценивания результатов.

Коротко поясним сущность этого оценивания.

В философском словаре [6, С.90] читаем: «Герменевтика (греч.hermenou –разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью объяснить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований».

Оценивание мы связываем с трактовкой термина «оценить», данной в словаре С. И. Ожегова: «высказать мнение, суждение о ценности или значении чего-либо». [7, С.477]

В последнее время некоторые исследователи, например, О. П. Мокиенко, рассматривают герменевтику как инструмент формирования креативности школьников [8]. Исследователь утверждает, что герменевтический подход призван интенсифицировать процесс саморазвития и самореализации школьников за счет создания ими собстенного содержания образования в виде личных продуктов творчества.

В связи с этим можно определить герменевтическое оценивание как процесс наблюдения за формированием творческого потенциала учителя в ходе его постдипломной подготовки и интерпретация результатов этого наблюдения.

Герменевтическое оценивание включает анализ и оценку образовательного результата (в виде его продукта: курсовой работы, выпускной квалификационной работы, заданий выполненных в рабочих тетрадях и т. п.). Среди показателей, выделенных на основе этого подхода, в качестве основных были определены следующие:

-                   количество творческих элементов, оригинальность, наличие модели собственной методики обучения;

-                   практическая значимость для профессиональной деятельности;

-                   относительная новизна для самого обучающегося и педагогического сообщества в целом.

Так, например, в таблице 1 показано как менялось количество этих элементов в процентном соотношении в группах учителей физики — выпускников технических вузов в период их постдипломной подготовки.

Таблица 1

Распределение обучающихся по уровню герменевтической оценки

Учебный год

Периоды обучения

Кол-во чел.

Распределение обучающихся по уровню герменевтической оценки, %

Количество творческих элементов, оригинальность, наличие модели собственной методики обучения

Практическая значимость для профессиональ­ной деятельности

Относительная новизна для самого обучающегося и педагогического сообщества в целом

2006–2008

1 год обучения

26

12

31

23

2 год обучения

24

18

32

26

2008–2010

1 год обучения

30

21

32

22

2 год обучения

30

25

32

24

2010–2012

1 год обучения

34

20

33

23

2 год обучения

32

35

45

40

Как следует из данных, приведенных в таблице, на втором году обучения в каждой из групп наблюдалось приращение отмеченных показателей.

Кроме указанных показателей мы учитывали еще такие, как самовыражение и саморазвитие педагогов за счет публикаций, участие в профессиональных конкурсах, получение дальнейшего образования в аспирантуре.

Таблица 2

Возможная классификация видов заданий для самостоятельной работы обучающихся педагогов

Название вида задания

Сущностная характеристика

Примеры

Задания, направленные на формирование и развитие СМПМ

Моделирование, проектирование, поиск новых принципов построения образовательного процесса по физике с учетом тенденций развития образования в России и мире, выявление закономерностей, необходимых для обеспечения качества, прогнозирование, диагностика, выявление рисков в образовательном процессе и т. п.

1.                  Попробуйте сформулировать государственные цели в области образования и цели- стандарты (задание из Тетради № 1 [С.7]).

2.               Приведите 2 примера проблем, которые,

по-вашему, существуют в современном физическом образовании школьников (задание из Тетради № 3, [С.37]).

Задания, направленные на развитие личностных качеств

Рефлексия, точка зрения, суждение, позиция, целеполагание, принятие решения, презентация своего опыта деятельности.

1.                   Попробуйте определить фасетного теста как одной из возможных форм контроля (задание из Тетради № 2, [С.18.]).

2.                   Приведите примеры по преодолению трудностей в ученическом целеполагании в случае отсутствия цели и принятия только практической задачи(задание из Тетради № 1 [3,С.28]).

Задания, направленные на развитие профессиональной компетентности

Педагогический эксперимент, моделирование различных ситуаций при проектировании урока, составление рабочей программы, поиска проблемных зон в профессиональной сфере, практико-ориентированные проекты, разработка контрольно-измерительных материалов др.

1.Подберите задачи для формирования общих подходов к решению различных задач по электростатике, используя предложенный алгоритм (задание из Тетради № 2, [4,С.53]).

2. Разработайте проект обобщающее-повторительного урока, используя «проблемное поле» проекта (задание из Тетради № 3, [5,С.21]).

Задания, направленные на развитие социальной (коммуникативной) компетентности.

Выступление, дискуссия, беседа, презентацию, индивидуальный образовательный проект, парное или групповое взаимообучение, исследовательская и экспериментальная деятельность и т. п.

1.Укажите, в каких исследованиях Вам приходилось участвовать≤

Какие исследования Вы проводили сами≤ (задание из Тетради № 3 [5,С.31–32])

Приведите 1–2 конкретных примера.

Таблица 3

Диагностика уровня самостоятельности обучающегося учителя

Элементы СР

Уровни проявления самостоятельности

Базовый

Переходный

Творческий

Целеполагание

Осознает цели, заданные преподавателем.

Осознает и соотносит цели преподавателя со своими потребностями и притязаниями.

Полностью самостоятельно ставит цели выполняемой работы.

Планирование

Работает по плану (алгоритму), предложенному преподавателем.

План составлен частично с помощью преподавателя.

План модифицирован или составлен полностью самостоятельно в соответствии с собственными целями и творческим потенцилом.

Выбор средств

Осознанное принятие средств, предложенных преподавателем

Средства подобраны исходя из собственных целей и плана работы.

Самостоятельный подбор средств, соответствующих ИМСДУ.

Процесс выполнения

Низкая активность и инициативность, опора на помощь преподавателя.

Помощь преподавателя при необходимости.

Полностью самостоятельная продуктивная, творческая деятельность.

Контроль

Понимание и принятие контроля преподавателя.

Внешний самоконтроль результатов деятельности.

Внутренний пошаговый самоконтроль.

Рефлексия

Понимание и принятие оценки преподавателя

Самооценка по результату.

Самооценка пошаговая, прогностическая, умение выделить факторы, влияющие на качество выполнения работы и минимизировать риски их негативного влияния.

Отметим, что аналогичной позиции придерживаются и другие исследователи, так, например, С.Ю. Самохвалова [9] в одной из своих статей подробно рассматривает организацию самостоятельной работы студентов, описывая методику ее реализации. Предложенная методика этого автора во многом перекликается с нашим видением организации самостоятельной работы обучающихся педагогов.

К средствам организации самостоятельной работы мы относим рабочие тетради, бланки заданий, рекомендации к выполнению курсовой и выпускной аттестационной работ, рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, подготовке презентационных материалов и т. п.

Контроль аудиторной и внеаудиторной СР может осуществляться в устной, письменной или смешанной формах. С этой целью могут быть использованы семинарские занятия, деловые игры, организационно-деятельностные игры, зачеты, тестирование, защита творческих работ и др.

Помимо диагностики уровня самостоятельности учитываются требования к письменным работам, среди которых можно отметить:

-       требуемый объем и структуру работы;

-       последовательность и логику изложения материала в соответствии с выбранной темой работы;

-       использование научного стиля изложения работы и терминологии;

-       наличие ссылок на источники информации;

-       степень раскрытия темы;

-       наличие самостоятельных выводов;

-       наличие списка используемых источников информации.

Работа должна отражать уровень усвоения теоретического материала, умение творчески его использовать при выполнении практических задач.

Разумеется, СР необходимо управлять. Этот процесс протекает через организацию различных форм контроля с одновременной функцией обучения.

Например, во время проведения индивидуальных и групповых консультаций, в ходе которых обучающиеся получают необходимую информацию для переосмыления и разъяснения преподавателя по трудным вопросам. Преподаватель же проводя консультацию, определяет степень понимания темы и оказывает необходимую помощь обучающемуся педагогу с целью коррекции его знаний.

Немаловажную роль в этом смысле играет текущий контроль в ходе проверки и анализа различных самостоятельных работ. Результаты этой проверки затем обсуждаются индивидуально с каждым обучающихся, даются рекомендации для устранения выявленных недостатков работы.

Таким образом, самостоятельная работа в подготовке учителя играет роль развивающего инструмента, необходимого для формирования и дальнейшего развития компетенций современного педагога.

Литература:

1.                  Словарь-справочник по педагогике [Текст]: /авт.-сотавитель В. А. Мижериков; под общ.ред.П. И. Пидкасистого.-М.:ТЦ Сфера.-2014.-448 с.

2.                  Зеленко Н. В. Взаимосвязь проектирования и самопроектирования методических компетенций в системе общетехнической и методической подготовки учителя технологии [Текст]: автореф. дисс… д-ра пед. наук/Н. В. Зеленко: ФГОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет» -2006.- 38с

3.                  Фещенко Т. С. Рабочая тетрадь № 1.Целеполагание в обучающей деятельности учителя. Выбор форм, методов и средств обучения. дОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ [Текст]/ Т. С. Фещенко.–м.: зао «экон-информ». –2012. — 112 С.

4.                  Фещенко Т. С. Рабочая тетрадь № 2.Структура и содержание учебного материала по физике. Основные требования [Текст]/ Т. С. Фещенко.–м.: зао «экон-информ». –2012. — 55 С.

5.                  Фещенко Т. С. Рабочая тетрадь № 3.Проектирование в обучающей деятельности учителя. Научно-методическая и исследовательская деятельность учителя/ [Текст]/ Т. С. Фещенко.– м.: зао «экон-информ» –2012. — 55 С.

6.                  Философский словарь [Текст]/под ред.И. Т. Фролова.- 5-е изд.-М.: Политиздат.-1986.- 590 с.

7.                  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 800000 слов и фразеологических выражений [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Российская АН; Российский фонд культуры;- 3-е изд., стереотипное. — М.: АЗЪ.- 1996. — С.477

8.                  Мокиенко О. П. К разработке модели герменевтического подхода к развитию креативности школьников [Электронный ресурс]/ О. П. Мокиенко// Теория и практика общественного развития.- Электронный журнал.-2011.- № 6. — Режим доступа: http/www.teoria-practica.ru/-6–2011/pedagogics/mokienko.pdf

9.                  Самохвалова С. Ю. Компетентностный подход к организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]/ С. Ю. Самохвалова.-URL.- http://do.gendocs.ru/docs/index-197738.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle