Сирота в говорах Среднего Приобья: бытовые и бытийные смыслы (лингвокультурологический аспект) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.11.2013

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Угрюмова, М. М. Сирота в говорах Среднего Приобья: бытовые и бытийные смыслы (лингвокультурологический аспект) / М. М. Угрюмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 833-836. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8218/ (дата обращения: 18.04.2024).



Введение

Народная культура — одно из средств нравственного, познавательного и эстетичного развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи… национальное отличие сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабоченны воспитанием душ, а не только передаче знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Данный сценарий досуга — попытка познакомить детей и педагогов с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека.

Цель: Формирование у детей знаний о зимних народных традициях посредством игр и игровых ситуаций.

Задачи:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

— воспитание интереса и уважения к культуре своего народа;

— формирование коллективизма, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать;

— развитие социального и эмоционального интеллекта.

ОО «Познавательное развитие»

— формирование первичных знаний о годовом цикле праздников на основе календарно-обрядового фольклора;

— пополнить знания детей о традициях и обрядах Рождества — колядовании;

ОО «Речевое развитие»

— формирование умения поддерживать беседу по заданной теме;

— разучивание народных поговорок, загадок, потешек, народных игр, рождественских колядок;

— активизация словаря по теме.

Словарь: праздник, традиция, обряд, зимние забавы, «Рождество», «Святки», «колядки» и др.

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

— развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма;

— формировать навыки пения колядок, участия в театрализованных действиях;

— воспитание музыкального и эстетического вкуса.

ОО «Физическое развитие»

— развитие двигательной активности в хороводах, плясках, народных играх;

— развитие интереса к участию в народных играх.

Предварительная работа:

— рассказ педагогов о новогодних обычаях и символах, о том, как раньше украшали ёлку, рассказы из опыта детей «Семейные традиции Нового года»;

— просмотр м/ф «Как Новый год на свет появился», 2013г., реж. Анастасия Головань;

— чтение сказки М. Москвиной, С. Седова «Как Дед Мороз на свет появился»;

— беседа о праздновании старого Нового года, Рождества, о святочных традициях;

— разучивание колядок, примет, поговорок, загадок о зиме, песенок к играм;

— прослушивание русских народных песен о зиме — «Ах, ты зимушка-зима», «Как на тоненький ледок», «Рукавички» и др.;

— изготовление масок для игр, костюмов для сценки «Колядовщики».

Ход мероприятия

Оборудование: макет печи, хозяйственная утварь, печенье «козули», атрибуты для колядовщиков, маски для игры «Солнце и месяц», бубен.

Действующие лица:

Герои: взрослые — Хозяйка, Зимушка-Зима; дети-колядовщики и Коза.

Хозяйка: Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Вот и наступило время года, которое кроется в такой загадке:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Хозяйка: Правильно —- зима! А с нею и ее вечные спутники…

Бел как мел,

С неба прилетел

Зиму пролежал,

Весной убежал.

Хозяйка: Конечно — белый снег! А это кто такой?

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на стене.

Хозяйка: Вы правы — это мороз!

Логоритмическое упражнение

Ой, мороз, мороз, мороз — Дети потирают ладони.

Щиплет щеки, щиплет нос. — Указательным и средним пальцами обеих рук слегка щиплют себя за щеки и нос.

Щиплет ушки, щиплет губки, — Затем щиплют себя за уши и губы.

Забирается под шубки. — Прячут руки под мышки .

Чтоб согреться, посмотри,

Все как следует потри: — Потирают ладони.

Щеки, носик, уши, губы. — Трут щеки, крылья носа, уши, губы.

Пар пошел даже от шубы. — Разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают.

Хозяйка: Ну что, не замерзли? Недаром у русского народа сложились такие пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит, «Береги нос в большой мороз», «Зима — не лето, в шубу одета». Зима — особая пора в жизни крестьян, она занимала самый большой период времени. Первые заморозки в октябре говорили о приближении суровых холодов.

Снежок лети,

Поземка мети,

Вьюга гуди на моём пути!

Стужа ступай, везде побывай.

В зал входит Зимушка.

Хозяйка: Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Зимушка: Здравствуйте, ребята! Я хоть и морозна, да весела! Рада я вас повеселить своими забавами!

Игра-забава «Что нам нравится зимой?» (под музыку Е. Тиличевой)

Хозяйка и Зимушка с детьми имитируют зимние забавы по тексту песни.

Зимушка: Молодцы, ребята! Отлично справились! У русского народа сложилось много традиций. Какие вы знаете традиции Нового года?

Хозяйка: С приходом Нового года начинались Святки — праздничные дни, которые славились гуляниями и забавами. Люди ходили в гости и дарили друг другу подарки.

Зимушка: А я тоже приготовила для ребят подарок! Угадайте, что это звенит? Правильно! Бубен!

Проводится игра «Бубен ».

(Дети, стоя в кругу, под музыку передают из рук в руки бубен, когда музыка останавливается, тот, у кого бубен в руках, выходит в центр круга и танцует с Хозяйкой и Зимушкой, затем возвращается на место. Повторяется несколько раз)

Хозяйка: Все мы знаем, что зимой солнце низкое, а световой день короче…В народе говорят: «В январе солнце — на лето, зима — на мороз».

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замёрзла,

Без тебя земля промёрзла.

Выйди, Солнышко, скорей.

Приласкай и обогрей!

Народная игра «Солнце и месяц».

Выбирают двоих водящих. Они образуют «ворота». Остальные игроки выстраиваются вереницей и берут друг друга за пояс. Проходя через «ворота», они нараспев говорят:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшого, меньшого,

Среднего, большого.

«Солнце» и «месяц» пропускают всю вереницу через «ворота», а у последнего спрашивают: «К кому хочешь идти — к солнцу или месяцу?» Игрок становится сбоку от того, кого выбрал. Так вереница проходит через «ворота», пока все игроки не перейдут к «солнцу» или «месяцу». Считают у кого больше игроков. Если у «солнца», то игроки дразнят так:

Солнце греет, к нему все идут,

А месяц холодный — к нему идти не хотят!

Если больше игроков у «месяца», то игроки дразнят соперников так:

Солнце жарит и палит, к нему идти не хотят,

А месяц — ясный, ночью светит, к нему все идут!

Зимушка: Когда проходят зимние святки, все ходят с рождественской звездой по домам и прославляют хозяев дома, а хозяева одаривают колядовщиков угощениями.

Хозяйка: К их приходу готовились заранее, пекли печенье в виде домашних животных — козули. Но самое важное в Рождество — быть добрым, ни с кем не ссориться, никого не обижать. Настало время и нам колядовать.

Сценка «Колядовщики»

Ребенок 1

Эй, ребятки, нынче Святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле!

Ребёнок 2

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок!

Нам на прянички, на орешки,

Детям на потешки!

Ребёнок 3

Добрый вечер вам,

Еще добрым людям!

Мы не сами идём!

Мы козу ведем!

Коза

Где коза ходит,

Там жито родит,

Где коза хвостом,

Там жито кустом…

Ребёнок 4

Не ходи, коза, под то село,

Под ту Каменку.

Там стрельцы, бойцы

Хочут козу бить,

Хочут загубить.

Ребёнок 5

Ударили козу во правое ухо...

Коза упала,

К земле припала…

(Охают)

Дайте кусочек сала,

Чтоб наша коза

Весела стала,

Ещё поплясала.

Ребёнок 6

Тетенька-добренька,

Пирожочка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Печка-то топится,

Пирожочка-то хочется!

(Хозяйка выносит угощения — козули)

Ребёнок 7

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На телят, на жеребят

И на маленьких ребят.

(Посевает)

Хозяйка:

Хорошей хозяйкой дом стоит.

Доброму гостю хозяин рад.

Хорошие гости всегда в пору.

Встречают хлебом- солью.

Зимушка:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

Хозяйка: Спасибо, Зимушка-Зима! Рады мы встрече с тобой, забавам твоим, ярким праздникам! Наша Козочка приглашает всех в озорной хоровод.

Хороводный танец-игра «Шла коза по лесу…»

(Дети выполняют движения по тексту песни, исполняемые Козой)

Литература:

  1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. — СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2020. — 352 с.
  2. Ботякова О. А. Детский народный календарь. Солнечный круг: в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021. — 56 с.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. — СПб: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021.- 304с.
  4. Левкиевская Е. Русские праздники. — СПб.; М.: Речь, 2016. — 144с.
  5. Пантелеева Н. Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021.- 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сирота, мать, отец, коннотативный компонент значения, ребенок, семья, сиротство, чужой, диалектное слово, жизненный сценарий.


Ключевые слова

лингвокультурология, ребёнок, говоры Среднего Приобья, культурная семантика, ребенок.

Похожие статьи

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

Ключевые слова: сиротство, замещающая семья, приемная семья, сопровождение замещающей семьи.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени.

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, и т. д. Такие

Шарапова Фатима Ахмедовна Педагогические основы формирования положительной жизненной позиции у детей-сирот – Республика Таджикистан...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Результативность процесса возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью зависит от следующих условий

Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

В последнее время в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей.

Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком крепко объединены, а отец располагается на периферии.

Современные отцы и матери | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: детско-родительские отношения, значимость полноценной семьи, ребенок в семье, компетентность.

В воспитании ребёнка, здорового как физически, так и психически, особое значение имеет стиль взаимоотношений между матерью и отцом, психологическая...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

В связи с тем, что проблемы сиротства, детской беспризорности, социального сиротства — чьи родители живы, но не заботятся о своих детях, остаются глобальными, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Использование социально-педагогических технологий...

– у детей-сирот ограничены представления о семье, о полоролевых отношениях в семье, функциях членов семьи, о роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи

Мониторинг поствыпускной жизненной ситуации сирот показал, что у выпускников, за счет...

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

В связи с этим получила активное развитие альтернативная форма помощи детям-сиротам — институт замещающей семьи, который включает в себя различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Похожие статьи

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

Ключевые слова: сиротство, замещающая семья, приемная семья, сопровождение замещающей семьи.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени.

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, и т. д. Такие

Шарапова Фатима Ахмедовна Педагогические основы формирования положительной жизненной позиции у детей-сирот – Республика Таджикистан...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Результативность процесса возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью зависит от следующих условий

Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

В последнее время в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей.

Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком крепко объединены, а отец располагается на периферии.

Современные отцы и матери | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: детско-родительские отношения, значимость полноценной семьи, ребенок в семье, компетентность.

В воспитании ребёнка, здорового как физически, так и психически, особое значение имеет стиль взаимоотношений между матерью и отцом, психологическая...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

В связи с тем, что проблемы сиротства, детской беспризорности, социального сиротства — чьи родители живы, но не заботятся о своих детях, остаются глобальными, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Использование социально-педагогических технологий...

– у детей-сирот ограничены представления о семье, о полоролевых отношениях в семье, функциях членов семьи, о роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи

Мониторинг поствыпускной жизненной ситуации сирот показал, что у выпускников, за счет...

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

В связи с этим получила активное развитие альтернативная форма помощи детям-сиротам — институт замещающей семьи, который включает в себя различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Задать вопрос