Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.11.2013

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Володина, Д. Н. Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке / Д. Н. Володина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 808-810. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8203/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: развитие связной речи, навыка рассказывания по серии картинок.

Программные задачи

Образовательные: активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»; формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Развивающие: развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные: формирования взаимопонимания, самостоятельности и доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Материалы и оборудование: магнитная доска, серия картинок И.Седовой «Аленький цветочек», комнатные растения, предметные картинки «Комнатные растения», пальчиковый бассейн с шариками из пенопласта, листья комнатных растений из пластмассы, карточки с недорисованными растениями.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание серии сюжетных и предметных картинок, комнатных растений; словесный: объяснение, беседы; практический: игровые упражнения.

Ход

Вводная часть. Организационный момент. Мотивация детей к совместной деятельности.

Упражнение «Подбери листок»

Воспитатель обращает внимание детей на столы. На столах пальчиковый бассейн. Внутри листочки комнатных растений.

Воспитатель: «Ребята, в бассейне спрятаны листья комнатных растений. Опустите руки в бассейн и возьмите по одному листочку».

Дети берут из бассейна листочки, сначала называют форму листка на ощупь, затем достают и рассматривают.

Воспитатель: «Кто знает с каких комнатных растений эти листочки? Кто назовет растение или покажет это растение?»

Дети называют названия комнатных растений. Описывают форму, цвет и текстуру листка. Воспитатель выслушивает каждого ребенка, помогает если ребенок затрудняется. Хвалит всех детей.

Основная часть. Решение программных задач.

Упражнение «Дорисуй картинку»

Воспитатель раздает детям картинки (недорисованные цветы).

Воспитатель: «Художник начал рисовать цветы, но не закончил работу. Дорисуйте их и раскрасьте. Но нужно нарисовать точно такие же половинки, как те, что нарисовал художник!»

Лексическая тема «Комнатные растения»

комнатные растения картинки нарисованные: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек», беседа и составление рассказа

Воспитатель размещает на магнитной доске серию картинок.

Воспитатель рассказывает детям короткий рассказ: «Ира и Кира родные сестрички- они близнецы. Когда девочкам исполнилось пять лет им подарили много подарков. Мама подарила им куклы, папа домик и мебель для них. Дедушка подарил книжки со сказками, дядя мяч. А бабушка подарила девочкам по маленькому горшочку с землей.

Бабушка сказала девочкам, что горшочки нужно поставить на окошко и поливать землю через день, и произойдет чудо. Ира сделала как велела бабушка, а Кира поставила горшочек на окно и забыла про него. А уже через неделю Ира увидела, что в горшочке появился зеленый росток, а еще через несколько недель на зеленом стебельке распустился красный бутон. Ира, увидев цветочек, назвала его аленьким. А Кира, с удивлением рассматривала свой горшочек с землей и не понимала, почему у нее нет аленького цветочка?

Тогда бабушка объяснила Кире, что ее сестра ухаживала за растением и поэтому цветок зацвел, а она забросила свой горшок и цветок в нем погиб».

После рассказа воспитатель предлагает детям в правильной последовательности расставить картинки.

C:\Users\Vika\Desktop\20230321_103102.jpg

Динамическая пауза «Цветы»

Наши красные цветы

Распускают лепестки

Руки вверх, сжимают и разжимают кулаки

Ветерок все тише,

Лепестки колышет

Раскачивают руки из стороны в сторону

Наши красные цветы,

Закрывают лепестки

Сжимают кулаки

Тихо засыпают,

Головой качают

Опускают руки вниз, приседают, качают головой.

После выполнения задания, воспитатель предлагает детям самим составить рассказ опираясь на сюжетные картинки. Дети продумывают свой рассказ и по очереди выходят к магнитной доске.

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель подводит итог занятия, оценивает работу детей. Предлагает детям самим выбрать лучшего рассказчика. Лучшего рассказчика ожидает сюрприз.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, даль, ваш край, концепт, пространство, русский, чужая земля, духовная близость, поэт, лексическая единица.


Ключевые слова

концепт, концептосфера, эпистолярий, картина мира, языковое сознание, Р. М. Рильке, лингвокогнитивный уровень., лингвокогнитивный уровень

Похожие статьи

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной...

Ядро рассматриваемого концепта раскрывается в значении данных лексем, часто

Много примет, обрядов и суеверий наши предки связывали с дорогой — пространством между «своим» и «чужим».

Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.

Понятийный компонент концепта «пространство»

Например, в исходном значении лексической единицы воздух - «свободное пространство над землей, наполненное

Понятийный слой концепта «поэт» в лирике И. А. Чернухина — пространство, время, человек.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Структурно-семантические особенности свободных и паремичных...

Остальные пласты пространства расцениваются как «чужая земля», т. к. это обычно труднодостижимые, малоизученные или

Семантические компоненты ядра концепта Дом в русском и немецком языках.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Микрополе «Родина» как фрагмент концептуального поля «Дом»...

Концепт «Дом», как и любой другой, – двусторонняя единица, обладающая планом

Основные термины (генерируются автоматически): дом, родной город, родина, концепт, личная свобода, национальная культура, отчий дом, родная земля, Русский человек, чужой дом.

Ваш вопрос.

Переломные точки России в русской поэзии ХХ века...

Библиографическое описание: Черенкова Ю. В. Переломные точки России в русской поэзии ХХ века: лексический аспект

[2, с. 470]. В таком случае образ России сливается с образами матери-земли и матери человеческой

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Семантические компоненты ядра концепта Дом в русском...

В настоящей статье рассмотрим этимологию ключевой лексемы концепта Дом в русском и немецком языках

Оно материализует идею родства по месту «сидения», поэтому становится «исходной точкой общности, то есть близости по месту, а не по роду (в пространстве, а не во...

Лексемы-репрезентанты концепта «природа» в лирике...

О родстве с землей поэт повествует с помощью тропов: так, например эпитеты помогают А.М. Виноградову передать, что земля – это основа всего в мире, указывают на

Понятийный слой концепта «поэт» в лирике И. А. Чернухина — пространство, время, человек.

Ваш вопрос.

Концепт пути в лирике В. Высоцкого | Статья в сборнике...

Нет ни одного большого русского поэта

Поиски духовных ценностей приводят его в кабак

Пространственная организация первой же строфы дает читателю / слушателю некое понятие об эфемерной ограниченности пространства нереальным «краем земли» и являющимся...

Похожие статьи

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной...

Ядро рассматриваемого концепта раскрывается в значении данных лексем, часто

Много примет, обрядов и суеверий наши предки связывали с дорогой — пространством между «своим» и «чужим».

Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.

Понятийный компонент концепта «пространство»

Например, в исходном значении лексической единицы воздух - «свободное пространство над землей, наполненное

Понятийный слой концепта «поэт» в лирике И. А. Чернухина — пространство, время, человек.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Структурно-семантические особенности свободных и паремичных...

Остальные пласты пространства расцениваются как «чужая земля», т. к. это обычно труднодостижимые, малоизученные или

Семантические компоненты ядра концепта Дом в русском и немецком языках.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Микрополе «Родина» как фрагмент концептуального поля «Дом»...

Концепт «Дом», как и любой другой, – двусторонняя единица, обладающая планом

Основные термины (генерируются автоматически): дом, родной город, родина, концепт, личная свобода, национальная культура, отчий дом, родная земля, Русский человек, чужой дом.

Ваш вопрос.

Переломные точки России в русской поэзии ХХ века...

Библиографическое описание: Черенкова Ю. В. Переломные точки России в русской поэзии ХХ века: лексический аспект

[2, с. 470]. В таком случае образ России сливается с образами матери-земли и матери человеческой

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Семантические компоненты ядра концепта Дом в русском...

В настоящей статье рассмотрим этимологию ключевой лексемы концепта Дом в русском и немецком языках

Оно материализует идею родства по месту «сидения», поэтому становится «исходной точкой общности, то есть близости по месту, а не по роду (в пространстве, а не во...

Лексемы-репрезентанты концепта «природа» в лирике...

О родстве с землей поэт повествует с помощью тропов: так, например эпитеты помогают А.М. Виноградову передать, что земля – это основа всего в мире, указывают на

Понятийный слой концепта «поэт» в лирике И. А. Чернухина — пространство, время, человек.

Ваш вопрос.

Концепт пути в лирике В. Высоцкого | Статья в сборнике...

Нет ни одного большого русского поэта

Поиски духовных ценностей приводят его в кабак

Пространственная организация первой же строфы дает читателю / слушателю некое понятие об эфемерной ограниченности пространства нереальным «краем земли» и являющимся...

Задать вопрос