Библиографическое описание:

Усачев М. В. Дифференцированный подход на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 667-668.

Одна из важнейших задач специальной (коррекционной) школы на современном этапе развития — создание оптимальных условий для обучения, воспитания и всестороннего развития обучающихся с нарушением интеллекта, а также коррекция имеющихся у них недостатков. Дети с нарушением интеллекта вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения: неумение давать полную характеристику предметам, недостаточное умение классифицировать живые объекты, затруднение в установлении причинно-следственных связей, неумение применять свои знания на практике, затруднение в осмыслении биологических понятий. Именно поэтому проблема дифференцированного подхода наиболее остро прослеживается при обучении школьников с нарушением интеллекта.

В психолого-педагогической литературе дифференцированный подход определяется как система воздействий, учитывающая особенности и возможности развития групп детей, заключающаяся в организации учебной работы, различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам. Осуществление дифференцированного подхода в условиях школы VIII вида способствует оптимизации процесса обучения и позволяет повысить потенциальный уровень каждого школьника или отдельно взятой группы.

С целью формирования представлений о природе были взяты отдельные этапы урока и разработаны дифференцированные задания по предмету «Естествознание», раздел — «Растения». Рассмотрим некоторые примеры дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Этап: Подготовка к изучению нового материала

Тема: Ландыш. Метод:беседа по иллюстрации. Задание: Посмотрите на слайд. На нем изображен ландыш. Прежде чем мы перейдем к изучению научных фактов о нем, я предлагаю вам, глядя на изображение, красочно, выразительно описать этот цветок. Третья группа: детям в помощь даются следующие вопросы: Какого цвета цветы ландыша≤ С чем можно их сравнить≤ Каких они размеров — большие, маленькие, миниатюрные≤ Какие слова больше подходят для описания ландыша: нежный, белоснежный, первый ландыш, ландыш майский≤ Вторая группа: в качестве опоры каждому ребенку из этой группы дается карточка со стихотворением, из него дети черпают слова для красочного описания ландыша: «Ландыш милый, ландыш нежный» Валерий Брюсов. Первая группа: самостоятельно описывает ландыш. Для описания ландыша используются различные виды планов (в виде назывных вопросов, словосочетаний, стихотворения) для разных групп обучающихся.

Этап: Изучение нового материала.

На этапе изучения нового материала следует использовать такие формы работы как работа с гербарием, с иллюстрациями, с учебником, лабораторные работы и др. Тема: Рожь. Ячмень. Форма: работа с гербарием. Цель:познакомить школьников со строением ржи, ячменя. На данном этапе урока при работе с гербарием дифференцированный подход осуществлялся следующим образом: третья группа: называют и показывают основные части ржи, ячменя. Вторая группа: сравнивают внешнее строение ржи и пшеницы. Первая группа: вспоминают и сравнивают внешнее строение пшеницы и ржи, ячменя. Дифференцированно строились и лабораторные работы, например, тема: Лук. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).Форма: Лабораторная работа: Строение луковицы. Цель: изучить строение луковицы на примере луковицы репчатого лука.

Ход работы: 1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. 2. Разрежьте луковицу на две половины, рассмотрите внутреннее строение луковицы. 3.Зарисуйте в тетради строение луковицы, подпишите на рисунке почку, донце, кожистую и мясистую чешую. Третья группа: ответьте на вопрос: Чем сверху покрыта луковица≤ Вторая группа: впишите недостающее слово: На донце у основания чешуй находятся… Первая группа: впишите недостающее слово: Внутри луковицы хорошо видны сочные чешуи. Это … Практические лабораторные задания были общими для всех групп (рассмотреть внешнее строение луковицы, разрезать на 2 половины и т. д.), а вопросы были построены таким образом, чтобы проверить сделаны ли соответствующие выводы каждой группой детей.

Этап: Первичное закрепление

При закреплении материала по частям дифференцированный подход чаще осуществлялся следующим образом: дети третьей группы называли только основные понятия, вторая группа школьников — называли признаки к основным понятиям, а обучающиеся первой группы — дополняли и исправляли рассказ учеников второй группы. На наш взгляд, наиболее эффективными являются задания по типу взаимопомощи. Так как дети, выполняя свои дифференцированные задания, помогали выполнить, исправить ошибки школьникам из другой группы. Дети второй группы помогали выполнить задание детям третьей группы, школьники первой группы являются экспертами — дополняли и исправляли рассказ школьников второй группы.

Сказанное лишь небольшой аспект методики реализации дифференцированного подхода в обучении детей с интеллектуальным недоразвитием на уроках естествознания. Дальнейшее экспериментирование в этом направлении является важным моментом в развитии современной системы обучения этой категории школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle