Библиографическое описание:

Турдаков Д. В. Развитие и совершенствование управления гарнизонами пожарной охраны // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 867-869.

Преобразующее влияние современных информационно-коммутационных технологий (ИКТ) сказывается практически на всех сферах человеческой деятельности. Создаются предпосылки и средства для повышения качества противопожарной защиты. Главным условием повышения качества противопожарной защиты является совершенствование системы управления гарнизонами пожарной охраны. В основу совершенствования системы управления ложится увеличение объема, достоверности, скорости обращения и переработки информации, а также принятия и реализации управленческих решений, что может быть достигнуто только на основе применения современных информационных технологий. Современная система управления гарнизонами должна обеспечивать получение информации, ее передачу, обработку, систематизацию, сортировку, сопоставление данных и результатов вычислений, формирование и выдачу информационных сообщений и рекомендаций, обеспечивающих принятие эффективных решений должностными лицами ГПС.

Сложность управления пожарной охраной определяется суммарными потоками информации, важностью качественной ее обработки и оперативностью использования результатов. Потоки информации определяют функциональную структуру и технические характеристики системы связи и коммуникации ГПС, алгоритмы обработки и передачи информации, вид и структуру информационно-вычислительных сетей.

На сегодняшний день связь и информатизация остается одной из наиболее перспективных, развивающихся базовых инфраструктурных отраслей. В этом качестве она не только обеспечивает развитие общества, но и способствует обеспечению безопасности страны.

Одной из составляющих безопасности страны и общества в целом является пожарная безопасность. Внедрение в системе функционирования пожарно-спасательных сил информационных технологий, безусловно, повысит боеспособность подразделений и качество выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Существующий уровень концептуальной и технической проработки вопросов информатизации, закрепленных Концепцией Республиканской целевой программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года», утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. № 1059-р, позволяет рассчитывать на успешную реализацию государственной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности на основе использования ИКТ.

Потребность российского государства и общества в эффективном механизме предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуации и пожаров имеет большую актуальность и представляет значимый аспект проблемы обеспечения национальной безопасности.

Негативные социально-политические последствия чрезвычайных ситуаций, которые зачастую носят «качественный», латентный характер и с трудом поддаются измерению, могут представлять для национальной безопасности не меньшую угрозу, чем экономический или экологический ущерб. Механизм защиты населения и национального достояния от аварий, катастроф, стихийных бедствий нуждается в комплексном подходе.

На сегодняшний день, когда социально-экономическое развитие общества движется по пути интенсификации, обеспечение пожарной безопасности на уровне мировых научно-технических достижений невозможно без использования современных методов управления. Этого можно достичь внедрением в систему управления современных информационных технологий, которые обеспечат: сокращение времени приема, передачи и обработки информации; получение информации о качественных и количественных характеристиках находящихся в зоне чрезвычайной ситуации сил и средств, в том числе подразделений добровольной пожарной охраны; существенное повышение качества принимаемых управленческих решений благодаря совершенствованию системы обработки информации; сокращение времени выполнения основных функций; повышение эффективности пожаротушения; максимальное использование ресурсов техники и личного состава; максимальную эффективность использования их рабочего времени.

В Республике Мордовия большое внимание уделяется развитию информационного общества, внедряются современные технологии в области связи и коммуникаций. Отрадно, что это позитивно отражается и на системе оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в гарнизонах пожарной охраны.

Создаваемая в Российской Федерации система оперативного реагирования экстренных служб (Система-112) позволит решить многие из вышеприведенных задач на современном высокотехнологическом уровне.

Информационный ресурс регионального уровня формируется на основе сведений, поступающих:

в ЦУКС — от ЕДДС муниципальных районов Республики Мордовия или других источников информации;

в ЕДДС — от органов повседневного управления территориальной и функциональной подсистемы РСЧС муниципального района или других источников информации.

Информационный обмен осуществляется в круглосуточном режиме с использованием средств телефонной, факсимильной связи, по открытым сетям общественного пользования (сети Интернет) и ведомственной сети МЧС (сети Интранет).

Порядок информационного обмена определяет вид, содержание, сроки и очередность (приоритет) представляемой информации.

Информация подразделяется на оперативную и плановую. К оперативной информации от ЦУКС в ЕДДС относятся доклад о факте пожара, (угрозе) ЧС; прогнозы ЧС (развития ЧС); о факте (угрозе) ЧС; уточненная информация о ЧС (угрозе ЧС).

Оперативная информация от ЕДДС в ЦУКС: доклад о факте (угрозе) ЧС; первоначальное информационное донесение; содержание информации; донесения о приведении сил и средств в «Готовность № 1"; доклады о начале выдвижения сил и средств в район чрезвычайной ситуации; доклады о прибытии в район чрезвычайной ситуации; фотоматериалы с места ЧС; карта и схема района ЧС; расстановка сил и средств в районе ЧС, в том числе сил МЧС, РСЧС; схема вызова руководства администрации района при возникновении ЧС; схема места чрезвычайной ситуации; донесение по силам и средствам, привлекаемым к ликвидации ЧС; схема организации связи при ликвидации чрезвычайной ситуации; план проведения аварийно-восстановительных работ; протокол заседания КЧС; списки пострадавших и погибших, списки размещенных в пунктах временного размещения пострадавших и др.

К плановой информации от ЦУКС к ЕДДС относится: ежедневный оперативный прогноз; документы, приказы, указания вышестоящих органов управления; другая необходимая информация в части, касающейся служебной деятельности.

Плановая информация от ЕДДС к ЦУКС: сведения о заступившем на дежурство личном составе ЕДДС, доклад по состоянию готовности служб РСЧС к реагированию по предназначению; доклад о запланированных мероприятиях, проводимых на объектах и территории; доклад по произошедшим происшествиям; доклад по состоянию комплексной безопасности; другая необходимая информация в части касающейся служебной деятельности.

Ответственными за предоставление оперативной и плановой информации являются: со стороны ЦУКС — оперативно-дежурная смена ЦУКС; со стороны Администрации муниципального района — оперативно-дежурная смена ЕДДС.

В сложившихся условиях, когда штатные подразделения пожарной охраны не в состоянии, а в некоторых случаях и по причине экономической нецелесообразности, обеспечить защиту всей территории гарнизона и всех граждан на регламентированном законом уровне от возникших пожаров, большая роль отводится развитию пожарного добровольчества. С учетом особенностей организации добровольных пожарных подразделений и деятельности пожарных-добровольцев, для которых тушение пожаров является «неосновным видом деятельности», без применения современных технических возможностей организовать оперативное оповещение, сбор, следование к месту пожара и непосредственно тушение пожара практически не возможно.

В настоящее время связь с членами ДПК и ДПД поддерживается в основном через сотовую телефонную связь, а на объектах, где имеется диспетчерский пункт — через дежурного диспетчера.

Несмотря на этот недостаток, зачастую ДПК прибывает к месту пожара раньше, чем подразделения Федеральной противопожарной службы или Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации. С возрастанием роли в тушении пожаров добровольных подразделений, по мере улучшения материально-технической базы и роста профессионального мастерства добровольцев, повышение эффективности добровольных подразделений может быть достигнуто за счет повышения оперативности оповещения, а также качественных управленческих решений на основании анализа имеющихся в зоне ЧС сил и средств, что не возможно без применения современных информационных технологий.

В этой связи вносятся следующие предложения.

При поступлении сигнала о пожаре диспетчеру системы-112, диспетчер будет в режиме реального времени знать, где расположена ближайшая к месту пожара ДПД. После чего производится оповещение добровольцев данной ДПД. Оповещение добровольцев возможно с применением мобильной связи посредством передачи SMS-сообщения с текстом, содержащим сигнал о пожаре, а также адрес, где произошел пожар. Определение адреса, как отмечалось ранее, также возможно автоматически либо по информации от звонившего. После получения сигнала доброволец подключается к навигационной системе.

С учетом порядка несения службы, когда добровольцы находятся вне расположения пожарного депо, диспетчер системы-112 в режиме реального времени получает информацию о месте нахождения каждого члена ДПО, имеющего навигационную систему, что позволяет оценить численные возможности находящихся в зоне ЧС, а также отслеживать маршрут движения добровольца. После получения первичной информации с места ЧС принимаются решения либо о достаточности имеющихся сил, либо о привлечении дополнительных сил, например, из соседних гарнизонов.

Все пожарные автомобили необходимо будет оснастить навигационной системой для отслеживания пути движения автомобилей. Данные решения позволят снизить время оперативного реагирования в случае пожара, а также повысят эффективность управленческих решений по организации тушения пожаров.

Необходимо на более высоком качественном уровне решать задачи по внедрению и применению современных информационных технологий в системе управления пожарными подразделениями Республики Мордовия, повысить обоснованность принимаемых управленческих решений, что в конечном итоге, должно отразиться на повышении безопасности граждан.

Литература:

1. ГОСТ Р 22.7.01–99 «Единая дежурно-диспетчерская служба. Общие положения». — М: 1999.

2. Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года».

3. Закон Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. № 60-З «О мерах государственной поддержки добровольной пожарной охраны».

4. Качанов С. А., И. М. Тетерин, Н. Г. Топольский. Информационные технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Комплексная целевая программа Республики Мордовия «Формирование информационного общества Республики Мордовия в период до 2015 года».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

7. Приказ МЧС России от 10.09.2002 г. № 428 «Об утверждении концепции развития ЕДДС в субъектах Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle