Библиографическое описание:

Семёшина Е. Л. Высшее правило воспитания — воспитание нравственной личности // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 646-647.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

Свадковский И. Ф.

Высшее правило всякого воспитания состоит в том, чтобы все силы человека развить и образовать так, чтобы он через это смог сделаться личностью в полном смысле нравственной.

В наше время в обществе стали ярко проявляться тенденции к материальному обогащению при явном обнищании духа, рост знания при потере мудрости.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро — как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние — отречение отзла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Основная причина нового образа жизни состоит в потере веры во всё духовное. Таким образом, одним из главных направлений воспитания детей должно быть духовно-нравственное воспитание.

М. В. Ломоносов определил основной задачей воспитания — воспитание в человеке добродетелей. Из них он выделил основную — милосердие. Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания. По определению В.Даля — это «любовь на деле, готовность делать добро всякому».

К кому же относиться с милостью≤ Прежде всего к близким людям и к тем, кто их заменяет. Надо учиться щадить тех, кто заботится о ребёнке, воспитывает его.

Надо быть милосердными к престарелым людям. В стране миллионы стариков — совершенно одиноких людей. Сколько их проживает в домах-интернатах, в больницах, дома! Необходимо учить детей оказывать помощь, чем можешь, любому пожилому человеку. А как важно научить детей быть милосердными к людям, наделённым немощью: инвалидам, убогим. Необходимо внушать детям: главное — делать добро, пусть маленькое, но добро. Каждый день, каждый час, чтобы своим существованием облегчать людям жизнь. В духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких ему людей.

Духовно-нравственное воспитание детей надо начинать еще в дошкольном возрасте, когда ребенок готов впитывать в себя ценностное отношения к жизни, обеспечивающее его устойчивое, гармоничное развитие. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности. Ведь ребенок- это чистый листик, на котором мы взрослые рисуем картину, картину его жизни. И какими красками мы будем это делать, зависит, конечно же от нас, взрослых. Нравственное воспитание многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках), т. к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. Знакомя детей в этом направлении, мы тем самым приобщаем их к нравственным ценностям. Читать детям нужно как можно чаще, ведь книга — это самый лучший друг и помощник, и с этим понятием дети должны познакомиться как можно раньше.

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра — спасение души», — гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание≤ И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра≤ Наверное потому, что доброта–это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Конфуций же говорил: «Кто преисполнен милосердием, непременно владеет мужеством». Это означает готовность и решительность милосердного человека помочь и утешить тех, кто в этом нуждается, а не боязливо наблюдать за чужим горем со стороны.
Лев Толстой справедливо указал: «Милосердие заключается не столько в вещевой помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в почете его человеческого достоинства». Люди по-разному попадают в трудные обстоятельства. Бывает, что мы осуждаем или упрекаем близких в неосторожности или нерассудительности, когда надо просто сказать доброе слово и пожалеть. Это и будет действительным милосердием — понимание и жалость к тому, кто сердцу твоему мил.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием, необходимо доводить до сведения детей, что высшее счастье — отдавать. Счастье — когда ты делишься тем, что имеешь сам. Счастье — это состояние духа. И зависит оно, прежде всего, от духовных категорий. Заповедь божья гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Сегодня, не возобновить традиционных начал русской жизни, можно только расстроить окончательно и бесповоротно плоды многих трудов предшествующих поколений. Поэтому необходимо распространять и укоренять в детях истинно христианский дух».

Духовность и нравственные ценности сегодня — самые востребованные явления бытия. И всё же им нет места в жизни большинства людей. Нет места, потому что люди не видят их целительной способности помочь нам решить миллионы социальных проблем. Сегодня о социальной ответственности и значимости.

Литература:

1.                             Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л. И. Божович// Вопросы психологии. — М.:Просвещение, 1975.- 254с.

2.                             Медведев Н. П. Переоценка ценностей как социальный феномен. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995.

3.                             Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского — М.: Просвещение, 1983–384с.

4.                             Уледов А. К. Духовное обновление общества.- М., 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle