Библиографическое описание:

Сидоренко Е. Е., Кучерявенко С. А. Методика оценки заинтересованности студентов в прохождении стажировки в малых инновационных предприятиях при научно-исследовательских вузах, оказывающих аутсорсинговые услуги // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 465-467.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года приоритетным направлением обозначен инновационный социально ориентированный тип экономического развития страны. С позиций Концепции формирование национальной инновационной системы основывается на интеграции бизнеса с высшим образованием, в том числе в части научных исследований и разработок, а также в аспекте формирования на выходе образовательного процесса высококвалифицированных специалистов, имеющих практическую компетенцию, востребованную современным рынком труда и способствующую повышению степени адаптивности выпускника к практической работе.

Целесообразно ввести новый термин «адаптивная практическая компетенция», представляющая собой способность студента применить или приспособить практические навыки, умения в профессиональной трудовой деятельности, полученные в процессе обучения в ВУЗе.

Создание адаптивной практической компетенции в общей компетенции выпускника научно-исследовательского ВУЗа, является приоритетной задачей совершенствования высшей школы и требует выработки и внедрения инновационных решений, технологий, инструментов, применяемых в образовательном процессе [2, с.258].

Одним из оптимизационных решений, в частности, можно обозначить открытие при научно-исследовательских ВУЗах малых инновационных компаний, оказывающих аутсорсинговые услуги, как предприятиям бизнеса, так и друг другу. Развитие практической компетенции выпускников научно-исследовательского ВУЗа осуществляется посредством их стажировки в малых инновационных аутсорсинговых компаниях.

С целью выявления заинтересованности студентов научно-исследовательских ВУЗов в прохождении стажировки в малых инновационных аутсорсинговых компаниях разработана методика, основанная на модели комплексной оценке заинтересованности студентов.

В основе модели положены шесть типов интересов: к учебе, к потенциальной возможности трудоустройства, к науке, к будущей профессии, к приобретению практического опыта, к инновациям.

Рис. 1. Модель комплексной оценки заинтересованности студентов

Оценка заинтересованности производится с помощью метода анкетирования (табл.1) на основе перевода качественных ответов респондентов в баллы:

4 — всегда

3 — почти всегда

2 — иногда

1 — очень редко

0 — никогда

Таблица 1

Анкета выявления заинтересованности студентов

№ п/п

Утверждение

0

1

2

3

4

1.

Интерес к учебе

1.1.

Я с удовольствием иду в Университет

1.2.

Мне одинаково интересны все дисциплины

1.3.

Я считаю особенно важным изучение специализированных предметов

1.4.

Я люблю задавать вопросы на лекции

1.5.

Мне нравится активно участвовать в работе на практических и семинарских занятиях

1.6.

Я хорошо готовлюсь к занятиям

1.7.

При подготовке к занятиям я изучаю дополнительную литературу

1.8.

Мне нравится следить за новыми тенденциями, связанными с будущей профессией

1.9.

Если мне непонятна тема, я стараюсь самостоятельно разобраться в ней, используя дополнительные источники информации

1.10.

Я считаю главным в учебе не оценки, а полученные знания

1.11.

Я стремлюсь учиться хорошо

1.12.

Я убежден (а), что полученные знания мне пригодятся в работе

2.

Интерес к науке

2.1.

Я с удовольствием принимаю участие в научных конференциях

2.2.

Мне нравится заниматься исследованием актуальных научных проблем

2.3.

Я считаю крайне важным практическое применение результатов научного исследования

3.

Интерес к инновациям

3.1.

Меня интересует все новое

3.2.

Сейчас научно-технический прогресс развивается быстрыми темпами и необходимо следить за инновациями в профессиональной и других сферах жизни

3.3.

Мне нравится придумывать что-то новое, разрабатывать новые (методы, программы, подходы и т. д.)

3.4.

Я считаю важным внедрять инновации в работу, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность деятельности

3.5.

Внедрение в образовательный процесс новшеств мне тоже интересно

4.

Интерес к будущей профессии

4.11.

Я целенаправленно поступил (а) на эту специальность

4.12.

Мне нравится моя будущая профессия

4.13.

Я и сейчас уверен в правильности выбора профессии

4.14.

Меня интересует любая новая информация, касающаяся будущей профессии (интернет, газеты, интервью с профессионалами и т. п.)

4.15.

Я считаю важным организовывать встречи с профессионалами в ВУЗе

5.

Интерес к приобретению практического опыта

5.1.

Я считаю, было бы интересно в ходе учебного процесса сразу применять знания на практике

5.2.

Если бы у меня была возможность, я бы сразу трудоустроился по специальности, совмещая учебу

5.3.

Я уверен (а), получаемые одновременно теоретические и практические знания помогут мне лучше освоить будущую профессию

5.4.

Я считаю абсолютно очевидным, что получение практического опыта, позволит лучше усвоить теоретический материал

5.5.

Я считаю, если совмещать работу и учебу, повысится мой образовательный уровень

6.

Интерес к потенциальной возможности трудоустройства

6.1.

Устроиться выпускнику ВУЗа без опыта по специальности трудно

6.2.

Я считаю важным получение практического опыта во время обучения в ВУЗе для будущего трудоустройства

6.3.

Было бы хорошо, чтобы работодатели со студенческой скамьи «выращивали» себе кадров

5.4.

Я считаю абсолютно очевидным, что получение практического опыта, позволит лучше усвоить теоретический материал

В результате определяется тип заинтересованности студента в прохождении стажировки в малых инновационных предприятиях на основе расчета среднеарифметического балла по каждому типу интересов

Абсолютная заинтересованность (3–4 балла)

Текущая заинтересованность (2 -3 балла)

Слабая заинтересованность (1–2 балла)

Незаинтересованность (0–1 балл)

Применение разработанной методики позволит объективно принять решение при отборе студентов для прохождения стажировки в малых инновационных аутсорсинговых компаниях при научно-исследовательских ВУЗах.

Литература:

1.                                    Кучерявенко С. А. Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области [Текст] / С. А. Кучерявенко, Е. А. Ковалева // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 205–210.

2.                                    Сидоренко Е. Е. К вопросу об алгоритме поддержки управленческих решений по выбору партнеров по аутсорсингу [Текст] / Е. Е. Сидоренко // Информационные системы и технологии. -2008. -№ 1–3. С. 258–260.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle