Библиографическое описание:

Доронина А. С., Амерханов И. М., Альхамова Г. К., Губер Н. Б., Асенова Б. К. Порядок проведения добровольной сертификации продукции в ЦРО — ДУМ РТ // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 92-95.

В нашей стране и за рубежом в последнее время стало значительно больше уделяться вниманию проблемам качества и безопасности продовольственного сырья и продуктов питания [1–4]. Разрабатываются новые регламентирующие требования.

Разрабатываются новые подходы к управлению качества производства пищевых продуктов, совершенствуются методы оценки. Исследования на безопасность продуктов питания является одним из важнейших критериев при проведении оценки соответствия (сертификации) [5–8]. Показатели безопасности являются основными критериями обращения на рынке стран Таможенного союза (России, Казахстана, Беларуси). За последние годы нами проведено значительное количество исследований потребительских предпочтений [9–12]. В социологических опросах активно принимают участие студенты.

По результатам исследований было выявлено, что в настоящее время увеличился выпуск продуктов питания, функционального и специализированного назначения, с учетом религиозных требований [11–18]. При разработке инновационных продуктов питания необходимо учитывать эти тенденции. Сохраняя традиционные требования к качеству, применяя более совершенные технологические решения, разумно используя новейшие подходы в области пищевой биотехнологии, нами разрабатываются продукты питания (с учетом вышеизложенного) [18–21].

В соответствии с российским законодательством в области подтверждения соответствия — «Халяль» относится к добровольной сертификации и проводится по добровольному заявлению предприятия производителя. В 2005 году при Централизованной религиозной организации — Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ЦРО-ДУМ РТ) был создан Комитет по стандарту «Халяль».

Порядок проведения добровольной сертификации продукции и услуг осуществляется согласно «Системе добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие Канонам Ислама — система Халяль (HALAL).

Целями создания системы Халяль являются:

-                   содействие верующим мусульманам осознанному выбору сертифицированных услуг и продукции Халяль, соответствующих канонам ислама;

-                   обеспечение уверенности потребителей к продукции в соблюдении канонов ислама при транспортировании и реализации продукции; создание верующим мусульманам условий для соблюдения мусульманских требований при использовании услуг;

-                   подтверждение третьей независимой стороной соответствия пищевых продуктов и услуг канонам ислама;

-                   установление единых требований к оказанию услуг и выработке продукции Халяль и доведению информации до потребителей; повышение качества оказания услуг и продукции, обеспечение их безопасности; защита рынка от поступления фальсифицированной и контрафактной продукции Халяль,

-                   оказания недоброкачественных услуг, не соответствующих канонам ислама; повышение конкурентоспособности продукции Халяль; способствование продвижению продукции Халяль на международный рынок продукции [22–28].

Система Халяль строится на основных принципах: добровольность проведения сертификации продукции и услуг; возможность добровольного выбора Органов по сертификации продукции и услуг; объективность результатов сертификации; конфиденциальность полученной информации, представляющей коммерческую тайну; компетентность участников Системы Халяль; независимость от изготовителей, потребителей продукции и других заинтересованных сторон; доступность информации о результатах деятельности Системы Халяль.

Порядок проведения добровольной сертификации продукции «Халяль» состоит из следующих этапов:подача заявки на сертификацию с прилагаемыми документами; рассмотрение заявки, выбор схемы сертификации и принятие решения; отбор образцов продукции, идентификация образцов и их испытания (при необходимости); анализ состояния производства продукции (если это предусмотрено схемой сертификации); проведение испытаний продукции; анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи/об отказе в выдаче сертификата соответствия; выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия Халяль (Halal); инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации); корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильного применения знака соответствия.

Эксперты по сертификации должны пройти специальную подготовку и быть аттестованны в установленном порядке. Органом по сертификации при оценке соответствия продукции привлекаются испытательные центры для проведения исследований продукции на требования установленные в Системе сертификации.

Сертификация продуктов питания «Халяль» относится к добровольной сертификации и проводится по заявлению заказчика (изготовителя или продавца родукции) [16, 17]. Добровольная сертификация продукции «Халяль» позволяет ориентироваться потребителям при выбире продуктов питания, с учетом религиозных требований.

Литература:

1.         Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Лукин А. А., Хайруллин М. Ф. Экология и питание. Проблемы и пути решения. Фундаментальные исследования. 2011. № 8–2. С. 393–396.

2.         Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Микроэлементный статус челябинцев как обоснование развития производства обогащенных продуктов питания. Фундаментальные исследования. 2012. № 4–1. С. 196–200.

3.         Тупиков В. А., Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Элементный состав волос как отражение экологической ситуации. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2012. № 21. С. 119–122.

4.         Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Кожевникова Е. Ю., Сорокин А. В. Конъюнктура предложения обогащенных молочных продуктов на примере Челябинска. Молочная промышленность. 2011. № 8. С. 38–39.

5.         Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Мазаев А. Н., Ребезов Я. М., Зинина О. В. Применение физико-химических методов исследований в лабораториях Челябинской области. Молодой ученый. 2013. № 4. С. 48–53.

6.         Ребезов М. Б., Белокаменская А. М., Зинина О. В., Наумова Н. Л., Максимюк Н. Н., Соловьева А. А., Солнцева А. А. Контроль качества результатов исследований продовольственного сырья и пищевых продуктов на содержание свинца. Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2012. Т. 2. № 1. С. 157–162.

7.         Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Асенова Б. К. Исследование пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание йода методом инверсионной вольтамперометрии. Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 40. № 2. С. 3–7.

8.         Ребезов М. Б., Зыкова И. В., Белокаменская А. М., Ребезов Я. М. Контроль качества результата анализа при реализации методик фотоэлектрической фотометрии и инверсионной вольтамперометрии в исследовании проб пищевых продуктов на содержание мышьяка. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. Т. 2. № 71. С. 43–48.

9.         Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов. Молодой ученый. 2013. № 3. С. 13–16.

10.     Хайруллин М. Ф., Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Лукин А. А., Дуць А. О. О потребительских предпочтениях при выборе мясных продуктов. Мясная индустрия. 2011. № 12. С. 15–17.

11.     Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Хайруллин М. Ф., Альхамова Г. К., Лукин А. А. Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания. Пищевая промышленность. 2011. № 5. С. 13–15.

12.     Rebezov M. B., Naumova N. L., Lukin A. A., Alkhamova G. K., Khayrullin M. F. Food behavior of consumers (for example, Chelyabinsk). Вопросы питания. 2011. № 6. С. 23.

13.     Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Альхамова Г. К., Етимбаева А. Р. Конъюнктура предложения мясных продуктов «Халяль» на примере города Челябинска. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2012. № 77. С. 915–924.

14.     Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М. Разработка функционального творожного продукта в традициях народов Южного Урала // Инновационное развитие и востребованность науки в современном Казахстане: мат. III междунар. научн. конф. Алматы, 2009. С. 381–383.

15.     Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Кофанова М. Ю., Выдрина Н. В., Демидов А. В. О возможности обогащения хлебобулочных изделий функциональными добавками. Техника и технология пищевых производств. 2012. Т. 1. № 24. С. 55А-59.

16.     Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Максимюк Н. Н., Зинина О. В., Залилов Р. В. О целесообразности обогащения кондитерских изделий микронутриентами. Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2011. № 4. С. 70–75.

17.     Альхамова Г. К., Максимюк Н. Н., Наумова Н. Л., Амерханов И. М., Зинина О. В., Залилов Р. В. Новые творожные изделия с функциональными свойствами (монография) Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. — 94 с.

18.     Андреева Л. В., Амерханов И. М., Альхамова Г. К. Сравнительный анализ продуктов питания стандартов «Халяль» и «Кошер». Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. Т. 2. № 71. С. 28–31.

19.     Ребезов М. Б., Альхамова Г. К., Наумова Н. Л. Сроки хранения национального творожного продукта. Молочная промышленность. 2011. № 11. С. 66–67.

20.     Зинина О. В., Ребезов М. Б., Жакслыкова С. А., Солнцева А. А., Чернева А. В. Полуфабрикаты мясные рубленные с ферментированным сырьем. Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2012. № 3. С. 19–25.

21.     Зинина О. В., Ребезов М. Б. Технологические приемы модификации коллагенсодержащих субпродуктов. Мясная индустрия. 2012. № 5. С. 34–36.

22.     Соловьева А. А., Зинина О. В., Ребезов М. Б., Лакеева М. Л., Гаврилова Е. В. Актуальные биотехнологические решения в мясной промышленности. Молодой ученый. 2013. № 5. С. 105–107.

23.     Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К. Организационная структура «Системы добровольной сертификации продукции и услуг «Халяль». Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 9. №. 2. С. 26–31.

24.     Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К. О развитии производства Халяль в мире. // Техника и технология пищевых производств: мат IХ междунар. научн.- технич. конф. Могилев: МГУП, 2013. С. 172.

25.     Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Хайруллин М. Ф., Акимжанова А. Б., Дуць А. О. Особенности производства мясопродуктов «Халяль» // Качество продукции, технологий и образования: мат. VI всерос. научн.-практ. конф. с междунар. участ. Магнитогорск: МГТУ, 2011. С. 265–266

26.     Ребезов М. Б., Амерханов И. М. Развитие системы добровольной сертификации «Халяль» // Қазақстанның азық-түлік қауіпсіздігі: қазіргі жағдайы және болашағы, техника ғылымдарының док., проф., ҚазАШҒА корр.-мүшесі Төлеуов Е. Т. 70 жасқа толуына арналған: мат. халықаралық ғылы-митәжіри-белік конф. Семей: СМУ, 2012. Б. 77–78.

27.     Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Етимбаева Р. Р. Перспективы развития рынка мясопродуктов стандарта «Халяль» в России (на примере г. Челябинска) // Ғылым. Білім. Жастар, Алматы технологиялық университетінің 55-жылдығына арналған республикалық жас ғалымдар конференциясы. Алматы: АТУ, 2012. Б. 116–117.

28.     Амерханов И. М., Ребезов М. Б. Системы и схемы добровольной сертификации «Халяль» // Качество продукции, технологий и образования: мат. междунар. научн.-практ. конф. Магнитогорск: МГТУ, 2013. С. 23–28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle