Библиографическое описание:

Касторная И. А., Рядинская Л. В. Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 796-798.

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и пошиве изделий. Особое место отводится тому, что понимание красоты вещей не приходит само собой, его надо воспитывать так же, как понимание музыки, живописи, поэзии.

Ключевые слова:моделирование, эстетическое воспитание, эстетический вкус.

С каждым годом растет благосостояние народа, повышается его культурный уровень. В результате появляется естественная потребность человека красиво одеваться. Модные, красиво сшитые вещи создают хорошее настроение, влияют на поведение человека, определенным образом характеризуют его. К сожалению не все понимают, что умение красиво одеваться требует многого: художественного вкуса, чувства пропорций и цвета, понимания своего образа и назначения вещи.

Умение понимать красоту вещей не приходит само собой, его надо воспитывать так же, как понимание музыки, живописи, поэзии. Поэтому одной из важнейших задач учителя технологии, наряду с вооружением учащихся определенной суммой знаний и практических умений является воспитание хорошего вкуса, а хороший вкус — это прежде всего чувство меры.

Серьезная работа по воспитанию у учащихся художественного вкуса ведется на уроках конструирования и моделирования одежды. Учебный процесс здесь начинается с самостоятельной творческой работы — проработки некоторых ручных швов при выполнении аппликаций. Изучив предварительно ручные швы, девочки придумывают рисунок аппликации, где могут быть использованы эти швы. Одновременно это является знакомством с одним из модных видов отделки одежды.

В процессе работы необходимо знакомить с основами цветоведения и композиции, уделять основное внимание подбору тканей, из которых выполняется аппликация. Как, правило, выполняют эту работу с большим желанием, интересом, смело проявляя свою фантазию и собственное отношение к цвету.

Выполняют девочки также и декоративные панно для украшения интерьера, из сукна и драпа, с использованием наметочного и петельного швов.

Аппликацию выполняют также из пальтовых и трикотажных тканей. Учащиеся знакомятся с обработкой изделия кантом: с его помощью можно выполнять цветную рамочку. Аппликация «цветок» отличается большой тонкостью цветовой гаммы, а «бабочка и «букет» в контрастных цветовых сочетаниях. Законченность работе придает крученый шнурок, тесьма или какая-нибудь другая декоративная отделка.

Такие маленькие творческие работы несложны в изготовлении, но очень хорошие для развития эстетического вкуса и тренировки детских рук.

Затем девочки изучают различные ткани: знакомятся с их классификацией, свойствами структурой, художественным оформлением. На данном этапе большое внимание уделяется выработке умения правильно выбирать ткань для того или другого изделия. Выбор ткани для изделия очень ответственный момент. От этого зависит, какую модель одежды выбираем и с каким настроением будем шить. Мы беседуем о современной моде, тканях, вкусах молодежи, показываем журналы мод и образцы моделей, сшитые девочками.

Учащимся советуем для пошива ряд тканей, которые соответствуют тому или иному изделию. Девочкам, которые по программе шьют блузки, рекомендуем льняные и хлопчатобумажные ткани, гладкокрашеные или с мелким набивным рисунком. Цвет ткани подбираем индивидуально, в соответствии с образом, цветом ее волос, глаз, кожи. Для этого возраста больше всего подходят ткани ярких цветов, конечно при умелом их сочетании.

Девочкам, которые шьют юбки, рекомендуем джинсовые ткани, требующие декоративной отделки или красочных дополнений, плотные льняные ткани с лавсаном, разнообразные синтетические ткани, недорогие пальтовые ткани.

Ткань выбрана. Теперь все должны почувствовать себя художниками, создающими модель одежды, а это совсем непросто. Конечно, для этого нужна определенная подготовка и помощь учителя, однако и сами девочки должны как можно активнее участвовать в создании модели. Это возможно тогда, когда группе можно шить разные фасоны одного и того же изделия.

На помощь приходят журналы мод, но тут встречаются свои трудности: девочки еще не умеют правильно смотреть журналы. Этому тоже надо учить. Нужно объяснить, что журналы мод существуют не для того, чтобы точно повторять в материале выбранную модель. Художники — модельеры не навязывают свои модели, а дают общее направление моды, предлагают различные варианты на наш суд, а принять или не принять их — это дело нашего вкуса. Из большого количества моделей, предложенных в журналах, бывает очень трудно выбрать то, что идет именно тебе, к выбору следует относиться как к процессу творческому.

Каждая девочка должна определить назначение своего изделия (нарядное, повседневное или домашнее платье, в какое время года его можно будет носить). Если купленная ткань и назначение вещи совпадает, можно подумать о фасоне и отделке.

Работая с учащимися над выбором фасона, нужно рассказать о модных силуэтах, пропорциях, линиях, деталях в одежде, делая при этом акцент на возраст учениц. Хорошо показать примеры конструктивно правильных и неправильных вещей, например, если юбка делается с кокеткой, то вытачки нельзя располагать от линии талии, они должны быть перенесены в линию кокетки. Если перед юбки кроится с кокеткой, то ее спинка не должна иметь вертикальные рельефы и т. д. Казалось бы, все это элементарно, но ученицы, только начинают заниматься моделированием одежды и могут допустить подобные ошибки.

При выборе фасона изделия необходимо учитывать особенности фигуры и образ конкретного человека. Всем известно, что вертикальные линии одежды делают фигуру более стройной, скрывают полноту, а горизонтальные — расширяют, создают впечатление устойчивости, монументальности.

Если короткая шея, не следует делать воротники на стойке; если лицо имеет круглую форму, то круглый вырез платья еще больше подчеркнет это, а у — образный вырез скроет. При широких бедрах не стоит делать сильно расклешенные юбки или юбки с кокетками. При маленьком росте нежелательно вводить в костюм много цветов — это разбивает фигуру. Каждому важно определить свою индивидуальную длину изделия, которая бы не искажала пропорции фигуры.

Занимаясь моделированием, нужно иметь представление о различных стилях в одежде (спортивный, классический, женственный, романтический) и понимать, что, смешение разных стилей является проявлением безвкусицы. Например, нельзя соединить блузу спортивного стиля, имеющую рубашечный воротник, планку и манжеты, с юбкой, сшитой в романтическом стиле, отделанной воланом и шитьем. Эти вещи каждая в отдельности могут быть очень красивы, но от совместного использования они только проиграют, а в соединении с однотипной по стилю вещью будут уместны и нарядны.

Учащимся 5–8 классов больше всего подходит спортивный стиль одежды, но настаивать на этом нельзя.

Девушка женственная, с мягкими, плавными движениями может плохо чувствовать себя в одежде спортивного стиля, с четкими прямыми формами. В любом возрасте при выборе одежды необходимо учитывать индивидуальные особенности внешнего и внутреннего облика человека.

Особенно активно проявляют свое творчество при выборе отделки (кант, вышивки, аппликация, кружевное шитье, декоративная цветная строчка, тесьма и т. д.). Но тут особенно необходимо обладать чувством меры. Отделка только тогда украшает костюм, когда используется умеренно, выдержана в одном стиле с моделью и соответствует ее назначению. В этом случае она становится органической частью костюма.

Иногда на повседневной деловой одежде, например юбках, сшитых из плотной шерстяной или джинсовой ткани, можно увидеть самодельные аппликации из цветных ситцев. Такая отделка выглядит искусственной и неуместной. Надо учить девочек понимать это.

Систематически получая знания на уроках технологии и в кружках, развивая свой вкус и наблюдательность, учащиеся постепенно учатся видеть и понимать красоту костюма. Придет и умение смотреть журналы мод. Имея некоторую подготовку, уже можно просматривая журнал, мысленно соединять формы и детали различных моделей в комплект, свойственный только ее фигуре и осанке. Используя журналы мод и свои знания, можно попытаться создать свою, неповторимую модель одежды, которая под черкнет достоинства и скроет недостатки фигуры; модель, которая будет отличаться единством стиля и образа и отвечать современной моде, а это уже проявление вкуса.

Хочется еще заметить, что швейное изделие только тогда можно назвать красивым, когда оно хорошо и грамотно сшито. Создание красивой одежды требует большого труда, поэтому, желающие добиться в швейном деле неплохих результатов, должны запастись терпением и упорством.

Все изделия, выполненные своими руками, заслуживают особого внимания. Поэтому, учителям технологии, необходимо отдавать свои знания, развивать вкус и творческие способности, прививать любовь к труду.

Жизнь показывает, что у детей сильно развито творческое начало. Задача учителя — сохранять и развивать это начало для того, чтобы при создании любого изделия, (вязаная кофточка, мягкая игрушка и многое другое), учащиеся могли бы с наибольшей полнотой проявить свое творчество, свой художественный вкус. Ведь художественное восприятие окружающего, умение творить красоту своими руками делает человека по-настоящему счастливым.

Литература:

1.                 Орлова Л. В. Азбука моды.- Просвещение, 1988.- 176 с.: ил. ISBN 5–09–000451-X

2.                 Художник, вещь, мода: Сб. статей/Сост. М. Л. Бодрова, А. Н. Лаврентьев. — М., Советский художник, 1988.- 368 с., ил. — (Галерея искусств) ISBN 5–269–00011–3

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle