Библиографическое описание:

Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н., Буйнов Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.

До недавнего времени проблема предупреждения наркозависимого поведения не находила своего отражения в системе школьного образования. До сих пор идет апробация различных методик, государством выделяются гранты на разработку профилактических программ, так как проблема наркотизации в молодежной среде стоит особенно остро.

Возможности школы, как социального института для реализации программ по профилактике очень велики. Это и формирование установок к здоровому образу жизни на протяжении всего периода обучения, помощь в преодолении психологической напряженности в периоды возрастных кризисов, доступ к семье подростка для контроля ситуации и своевременной помощи, и возможность привлечения специалистов по профилактике, в первую очередь — превентологов [1,3].

Основой программы должна стать идея выстраивания деятельности «снизу вверх» на основе уже проявленной и проанализированной инициативы и понимания кадрового, методологического и финансового потенциала. Без этого любая программа будет строительством «воздушных замков», не будет иметь никакого отношения к реальному решению проблем, связанных с наркоманией [2].

Условиями проведения профилактической работы у старшеклассников могут быть:

-        первоначальное изучение проблемы;

-        изучение запросов учащихся и их родителей;

-        подготовка педагогического коллектива, т. е. создание команды;

-        формирование нормативно-правовой базы для возможности проведения профилактической работы;

-        реализация программы наркопрофилактики с последующей оценкой поученных результатов и применения полученных знаний [6].

Выделенные условия были проверены экспериментальным путем с использованием оригинальной методики «СОЧИ-структура образа человека» у старшеклассников [4,5,7]. В эксперименте приняли участие учащиеся гимназии с углубленным изучением немецкого языка в возрасте 15–16 лет и их родители.

Структура эксперимента выстроилась следующим образом:

1этап. Подготовительный:

-        изучение литературы по теме;

-        разработка и подбор методов исследования.

2 этап. Информационно-диагностический: на этом этапе определялось отношение подростков к наркотикам. Выяснялся уровень информированности родителей по данному вопросу, определялся профиль неблагополучной семьи, отношение родителей к профилактике наркозависимости в школе.

Формы работы: анкетирование, опрос, методика «СОЧИ». Диагностирующие методики позволили получить исходные статистические данные по проблеме.

3 этап. Экспериментальный. На данном этапе происходило информирование старшеклассников о последствиях употребления психоактивных веществ через совместный просмотр профильных спектакля «Живой труп» и кинофильма «LOL».

Формы работы: проведение бесед для учащихся старших классов и их родителей и учителей; организация совместной деятельности (поход в театр, обсуждение просмотренных фильма и спектакля). В беседе для родителей содержался образовательный компонент с информацией о зависимостях, справочный материал о медицинских центрах и психологических консультациях.

4 этап. Анализ данных педагогического эксперимента по изменению уровня негативного отношения к наркомании.

В ходе проведения эксперимента на втором этапе требовалось сначала заинтересовать подростков, затем четко донести информацию, не растягивая материал, во избежание потери интереса у учащихся. На классном часе у старшеклассников определялся индекс привлекательности образа наркомана с опорой на методику изучения образа человека. Методика «СОЧИ» состоит из 2-х частей: вербальной и невербальной. Первая часть дает возможность сбора вербальной информации, в той или иной степени осознаваемой; вторая позволяет получить данные об интуитивной, мало осознаваемой, невербализованной информации о человеке. Первая часть является модификациейметодики «20 высказываний». Она достаточно широко известна и за 50 лет со дня опубликования многократно использовалась как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Авторы теста М.Кун и Т. Макпартлэнд применяли данный тест для выявления установок личности, исходя из того, что люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективно определяемыми идентификациями. В нашем исследовании для оценки эффективности проведенных занятий использовалась модификация методики «20 высказываний» с той разницей, что инструкция для испытуемых была изменена под сложившийся эксперимент. Суть инструкции: «Требуется дать наркоману не более (но и не менее) 20 характеристик. Это могут быть односложные синонимы, ассоциативные образы, развернутые определения, но в этом случае каждое определение должно раскрывать только одно понятие. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку ваше время ограничено».

Как отмечали некоторые участники исследования, выполнение этих заданий давало обучающий эффект, причем происходило как бы самообучение, так как новая информация приходила не со стороны, а изнутри — от самого участника, который не только находил новые определения и ассоциации (т. е. осуществлял познавательную деятельность), но при этом и переживал эмоции. Во время выполнения этого задания не только осознаются имеющиеся образы, но и актуализируется и неосознаваемое, т. е. происходит переработка представлений. В этом проявился коррекционный потенциал данной методики. Следовательно, ее можно «безболезненно» использовать в школе, не боясь дать ненужной, навязчивой информации, подталкивающей подростков к употреблению наркотиков.

Эксперимент достоверно не повлиял на формирование негативного образа наркомана у мальчиков, хотя значимо усилил негативные характеристики наркомана. Видимо, это связано с сенсорными особенностями сильного пола.Мужчины и женщины по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. Мужчины реагируют не на абстракции, а на реальные угрозы. Они не обращают внимания на детали. А наша методика основана на описании образа, что для мальчиков может быть труднее. Возможно, повлияло более позднее созревание корковых функций у мальчиков в отличие от девочек, которое в дальнейшем нивелируется. Так же это может быть связано с выявленным гендерным фактором риска наркозависимости, более поисковым поведением мужчин.

В ходе проведенного исследования выявлен ряд условий, расширяющий спектр профилактики наркозависимости среди старшеклассников:

-          используемый метод «СОЧИ» позволил сформировать негативный образ наркомана у старшеклассников, что в дальнейшем отвращает от этой пагубной привычки; возможно, что применение этой методики может являться дополнительным специфическим протективным фактором для подростков и его можно рекомендовать ко внедрению в образовательную практику в качестве коррекционной, обучающей и экспресс-диагностики;

-          статистически достоверные изменения в сторону усиления негативного образа наркомана произошли в группе подростков из неблагополучных семей (с низким изначальным негативным образом наркомана), отсюда следует, что для эффективной работы по профилактике наркозависимости в школе необходима индивидуальная работа с детьми из неблагополучных семей и их родителями; необходимо также информировать родителей по вопросам особенностей подросткового возраста, признакам потребления наркотиков и ролью семейной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ на формирование подростка;

-          в ходе эксперимента статистически достоверно усилился негативный образ наркомана у девочек, значимо не повлияв на мальчиков, тем самым для эффективной профилактики наркозависимости в школе необходимо сделать акцент на подростках мужского пола (усилить и продлить профилактику предупреждения наркозависимого поведения другими способами, например проведением психологического тренинга, занятия спортом, профориентированные занятия, т. е. направить поисковое поведение подростков в нужное русло).

Таким образом, профилактика наркозависимости в школе будет более эффективной, при соблюдении определенных условий и выявленных акцентах в работе превентолога на неблагополучных семьях старшеклассников и преимущественно на лицах мужского пола в этих семьях, что и подтвердилось в ходе эксперимента.

Литература:

1.                  Бахтин Ю. К., Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3. — С. 456.

2.                  Буйнов Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3. — С. 459–460.

3.                  Плахов Н. Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением // Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3. — С. 476–477.

4.                  Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых // СПб. — 2001. — 288 с.

5.                  Соловьев А. В. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц. Подвергающихся действию экспериментальных ускорений / А. В. Соловьев, О. В. Савчук, И. А. Харитонович // Новости оторинолар. и логопатол. — 2002. — № 4(32). — С. 46–48.

6.                  Станкевич П. В. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) / П. В. Станкевич, Л. П. Макарова, М. С. Матусевич // Молодой ученый. — № 10(57). — 2013. — С. 534–536.

7.                  Шабалина В. В. Психология зависимого поведения: на примере поведения, связанного с употребление наркотиков и других психоактивных веществ. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle