Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 01.11.2013

Статья просмотрена: 11882 раза

Библиографическое описание:

Спыну, В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц / В. В. Спыну. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 654-657. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8159/ (дата обращения: 19.04.2024).

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Дар слова — важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

Речь — это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.

Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), которое является нарушением речи при котором при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Р. Е. Левина, В. К. Воробьева, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская.

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР приобретают особую актуальность.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.

Умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.

Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Поэтому использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.

Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР III уровня. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий.

Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». [В. А. Козаренко 2002: 3–27] Мнемотехника, которую мы применяем, базируется на методике В. А. Козаренко «Джордано», для которой характерно использование мнемотаблиц. Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. [Т. Б. Полянская 2009: 3–7]. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Тема: Игрушки.

Описание игрушки

1.            Что это?

2.            Цвет.

3.            Форма (если форма сложная, например «кукла», луноход», «медведь» и др., то этот пункт опускается).

4.            Величина, (кроме большой — маленький, надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий»).

5.            Материал (фольга, пластмасса, пленка под дерево, мех).

6.            Части игрушки. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик и др., опускаются, а на рисунке закрывается (1–2 занятие), чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты, в соответствии с особенностями игрушки).

7.            Действия с игрушкой.

8.            Используются все пункты схемы со следующими игрушками: (пирамидка, матрешка, коробочка с мозаикой, детская коляска).

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Тема: Одежда.

Описание предметов одежды

1.    Цвет.

2.    Материал (шерсть, ситец, шёлк, капрон, хлопок, бязь, (на предварительной работе ознакомить детей с названиями и другими материалами).

3.    Части одежды.

4.    Сезонная одежда.

5.    Для кого предназначена одежда.

6.    Действия с одеждой (вешать на вешалку, гладить, стирать).

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-     Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

-     Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

-     Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

-     Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с буквами).

Использовать мнемотехнический метод можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядят по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

-     автоматизация поставленных звуков в связной речи;

-     расширяется круг знаний об окружающем мире;

-     активизируется словарный запас;

-     свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни;

-     развивается фантазия и творческое воображение детей;

-     дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.   Мнемотехника помогает при постановке и автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Литература:

1.          Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2005.

2.          Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004.

3.          Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

4.          Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

5.          Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М., 2007.

6.          Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54.

7.          Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей — СПб., 1995 с. 35–62.

8.          Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.

9.          Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007.

10.        Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.

11.        Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7–12.

12.        Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

13.        Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997.

14.        Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, схема, наглядное моделирование, речевое развитие, речевое развитие детей, родной язык, связная речь дошкольников.


Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и

- Перевод его на знаково-символический язык; - Работа с моделью.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

ребенок, связная речь, пальчиковый театр, занятие, логопедический пункт, общее недоразвитие речи, овладение навыками.

Использование пиктограмм для развития связной речи...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа

б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и

- Перевод его на знаково-символический язык; - Работа с моделью.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

ребенок, связная речь, пальчиковый театр, занятие, логопедический пункт, общее недоразвитие речи, овладение навыками.

Использование пиктограмм для развития связной речи...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа

б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

Задать вопрос