Библиографическое описание:

Казакова Е. А., Пострелова А. В. Инвестиционная политика Ульяновской области // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 344-347.

Региональная инвестиционная политика представляет собой деятельность государственных органов управления, негосударственных структур, реализующих систему мер и механизмов, обеспечивающих стимулирование инвестиционной активности, формирование благоприятного инвестиционного климата и эффективное использование инвестиционных ресурсов в регионе. Региональные инвестиционные проекты выступают одним из эффективных инструментов реализации региональной инвестиционной политики.

Основными направлениями реализации инвестиционной политики на региональном уровне являются:

-          формирование благоприятного инвестиционного климата;

-          поиск источников финансирования структурных преобразований;

-          повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

-          усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование; снижение инвестиционных рисков;

-          проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов [1].

Использование вышеназванных инструментов позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат и реализовать инвестиционную политику, направленную на поиск наиболее эффективных источников финансирования, на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.

Большое значение имеет проблема формирования инвестиционных ресурсов как на региональном, так и на местном уровне. Основными источниками формирования региональных инвестиционных проектов могут быть:

1)      собственные средства региональных бюджетов;

2)      средства предприятий;

3)      федеральный бюджет;

4)      прямые частные иностранные инвестиции;

5)      долгосрочные кредиты российских коммерческих банков.

Данные источники финансирования предопределяют структуру региональных инвестиционных проектов и эффективность решения инновационных задач региональной экономики. В современных условиях внебюджетные источники инвестиций невелики и требуется переход на реальное использование форм и механизмов концентрации этих ресурсов, широко применяемых в мировой практике.

Ульяновская область — один из наиболее успешных регионов в формировании и реализации инвестиционных проектов и проведении инвестиционной политики. В 2012 году, как и в 2011, в Ульяновской области отмечался рост инвестиционной активности. По итогам года Ульяновская область привлекла 73 млрд. рублей инвестиций, индекс физического объёма составил 117,3 %. Таким образом, задача, поставленная в прошлом году, — привлечь не менее 70 млрд. рублей инвестиций– выполнена [2]. Доля частных инвестиций в общем объёме поступлений составила 84 % или 61,6 млрд. рублей. Крупными и средними предприятиями привлечено 41,8 млрд. рублей [3].

Основной целью инвестиционной политики Ульяновской области на 2013 год Правительство Ульяновской области поставило дальнейшую диверсификацию экономики Ульяновской области за счёт использования внешних и внутренних инвестиций и формирование благоприятного делового климата на всей территории региона.

Задачи инвестиционной политики Ульяновской области на 2013 год:

1)                             достижение темпов роста инвестиций в основной капитал не менее 105 % к уровню 2012 года, что составит в абсолютных показателях не менее 81 млрд. рублей;

2)                             создание за счёт реализации инвестиционных проектов 4,3 тысячи рабочих мест;

3)                             привлечение на территорию Ульяновской области 12 крупных инвесторов;

4)                             апробация каждым отраслевым министерством минимум одного пилотного проекта, пригодного к тиражированию на территории всего региона;

5)                             соблюдение муниципальными образованиями Ульяновской области динамики индекса физического объёма инвестиций в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2012 годом.

6)                             увеличение объёма финансирования развития инфраструктуры;

7)                             совершенствование законодательной и нормативной правовой базы Ульяновской области с целью повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований Ульяновской области;

8)                             развитие инновационной инфраструктуры Ульяновской области, в том числе строительство и развитие Ульяновского нанотехнологического центра и поддержка независимых объектов инновационной инфраструктуры;

9)                             построение системы подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики;

10)                         усиление работы по продвижению региона [2].

Основные инструменты реализации инвестиционной политики Ульяновской области на 2013 год:

1.      Привлечение новых крупных инвесторов.

Каждый из крупных проектов зачастую служит основанием для целого, порой нового, направления в экономике. Появление в регионе новой современной компании — мирового лидера в своем сегменте — это не только приток капитала в регион, но и «приход» новых технологий, новые компетенций и новых вызовов для малого бизнеса, позволяющие ему развиваться и выходить на принципиально новый уровень.

Кроме того, крупные успешные предприятия являются точкой притяжения для специалистов высокого уровня из других регионов и стран, что качественно улучшает человеческий потенциал Ульяновской области.

Ключевыми странами, с которыми велась работа в 2012 году, являются Германия, Япония, США, Италия, Турция, Литва. Но необходимо расширять географию стран-партнёров. Перспективными представляются Нидерланды, Дания, Китай, Франция.

2.      Формирование и развитие зон перспективного развития и индустриальных парков.

а) портовая особая экономическая зона на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный».

Организации-инвесторы ПОЭЗ имеют следующие налоговые льготы: налог на имущество — 0 %; налог на землю — 0 %; транспортный налог — 0 %; пониженная ставка налога на прибыль — 13,5 %; иностранные товары (оборудование, сырьё, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Срок налоговых каникул, предоставленных органами государственной власти на региональном уровне, составляет 10 лет.

б) промышленные зоны.

С 2007 года в Ульяновской области действует промзона «Заволжье» — территория площадью 623 га, специально приспособленная для размещения крупных организаций, осуществляющих деятельность в сфере промышленности. Развитая инженерная инфраструктура позволяет привлекать резидентов для осуществления своей деятельности на территории промзоны и способствует формированию точек инвестиционного развития в регионе [4].

Одно из конкурентных преимуществ промзоны «Заволжье» — расположение на её территории производств таких брендовых инвесторов, как компании «Марс», «Эфес», «Таката», «Гильдемайстер», «Пилкингтон Глас», «Шэффлер Групп».

в) индустриальные парки.

Задачами создания индустриальных парков на территории Ульяновской области являются упрощение начальных этапов реализации инвестиционных проектов, устранение административных барьеров, создание новых рабочих мест.

В настоящее время индустриальные парки формируются на базе открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод», открытого акционерного общества «Димитровградский автоагрегатный завод».

3.      Развитие малого и среднего бизнеса.

Это наиболее мобильный и быстроразвивающийся сектор экономики. Степень развития бизнеса и его интеграция с крупными компаниями является одним из показателей делового климата региона. На долю малого и среднего бизнеса приходится более 50 % инвестиций в экономику региона. Таким образом, задача — создание системы максимального благоприятствования для инвестиционной деятельности не только для крупного, но для малого и среднего бизнеса.

4.      Создание и развитие совместных предприятий.

Это направление становится всё более востребованным со стороны иностранных компаний. Небольшие по международным меркам компании проявляют интерес к инвестированию в российскую экономику. Однако зачастую у них нет необходимых ресурсов для того, чтобы открывать бизнес в России с нуля. Кроме того, путём создания совместного предприятия они пытаются минимизировать риски финансовых вложений на старте. К сожалению, и российский бизнес не готов к построению партнёрских отношений, видя в этих компаниях прямых конкурентов. Поэтому одной из задач инвестиционной политики региона является разъяснительная работа и создание первых положительных примеров.

5.      Развитие бизнес-среды и социальной инфраструктуры.

Появление в регионе новых компаний, а также повышение уровня жизни населения предъявляют принципиально новые требования к деловой и социальной инфраструктуре. Для этого необходимо продолжить работу по превращению Ульяновской области в современный европейский регион.

6.      Развитие кадрового потенциала.

Ключевой проблемой, обозначаемой инвесторами всех уровней наряду с развитием инженерной инфраструктуры, является нехватка квалифицированных кадров. Экономике региона требуются специалисты, владеющие иностранными языками, знакомые с современными методиками управления и международным правом. Эта задача может быть решена только совместно с бизнес-сообществом, которое должно сформировать заказ, изложить требования и создать условия, необходимые для работы квалифицированных специалистов.

7.      Активизация инвестиционной политики в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Как показывает практика, основной поток инвестиций приходится сегодня на г. Ульяновск, приграничные и сырьевые районы. Это объяснимо, однако задача, которая стоит перед Правительством Ульяновской области, требует развития не только г. Ульяновска, но и других муниципальных образований Ульяновской области. В связи с этим необходимо сконцентрироваться на привлечении инвестиций в муниципальные образования Ульяновской области, прежде всего в пограничные и южные районы Ульяновской области.

8.      Отраслевая инвестиционная политика.

Необходимо коренным образом изменить систему работы отраслевых министерств, переходить от обеспечения текущей деятельности к стратегическому развитию. Однако эта работа не должна выражаться в единичных проектах. В деятельности каждого отраслевого министерства необходимо определить ряд комплексных проектов, способных решить проблему, типичную для всей отрасли. Реализация подобных комплексных проектов позволит решать самые проблемные вопросы отрасли в комплексе за счёт привлечения финансовых и интеллектуальных ресурсов бизнеса.

9.      Реализация кластерного подхода в развитии региона.

В течение последних трёх лет велась активная работа по внедрению кластерных подходов в развитие Ульяновской области. В результате этого 2 кластера Ульяновской области — авиационный и ядерно-инновационный — вошли в число 25 пилотных кластеров Российской Федерации [4]. При этом ядерно-инновационный кластер получил право на дополнительную финансовую поддержку:

а) авиационный кластер.

Главной целью создания авиационного кластера является развитие международной и межрегиональной производственной, организационной, научно-образовательной, инновационной и финансовой кооперации, ориентированной на производителей авиационной отрасли из таких городов, как Москва, Самара, Казань, Воронеж, Пермь, Комсомольск-на-Амуре, и основанной на принципах государственно-частного партнёрства для повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой организациями, входящими в авиационный кластер;

б) ядерно-инновационный кластер в городе Димитровграде.

Актуальность кластера заключается в формировании комплексной инфраструктуры, направленной на генерацию, упаковку, коммерциализацию и создание инновационных проектов в сфере ядерных технологий, в первую очередь непрофильных, то есть неэнергетических. Потенциал ядерных технологий может быть использован в промышленности, медицине и здравоохранении, сельском хозяйстве, водообеспечении и защите окружающей среды.

в) автомобильный кластер.

Формирование на территории Ульяновской области автомобильного кластера обусловлено наличием в регионе развитой терминально-логистической и инженерной инфраструктуры, промышленных площадок, расположенных в непосредственной близости от главных автосборочных центров России, а также образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, которые готовят кадры для автомобильной промышленности.

10.  Маркетинг региона.

Маркетинг региона является одной из наиболее приоритетных задач. Без этого все предыдущие усилия не дадут нужного эффекта. В связи с этим необходимо продолжать ведение активной выставочно-ярмарочной и внешнеэкономической деятельности. При этом необходимо усилить работу по продвижению нашего региона посредством специализированных средств массовой информации, российских и зарубежных.

Итак, инвестиционная политика Ульяновской области воплощает в себе накопленный опыт и сформирована таким образом, что направлена на дальнейшую диверсификацию экономики области за счёт использования внешних и внутренних инвестиций и формирование благоприятного делового климата на всей территории региона.

Литература:

1.    Кузнецов Б. Т. Инвестиции: учебное пособие. Изд: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 623 с.

2.    http://www.ulregion.com

3.    http://ulgov.ru

4.    http://expert.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle