Библиографическое описание:

Буриличева Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Психологические особенности личности ребёнка в дошкольном возрасте и социально-педагогические технологии: синкретичная корреляция // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 573-574.

Следуя логике рассматриваемой проблематики целесообразным представляется рассмотреть психологические особенности личности ребенка в дошкольном возрасте: охарактеризуем последовательно эмоциональную и мотивационную сферу, в совокупности образующей синкретичность психологических особенностей личности в дошкольном возрасте.

Эмоциональная сфера. Дошкольный период детства в идеале характеризуется спокойным эмоциональным фоном, отсутствием активных аффективных вспышек; вместе с тем, отмечается достаточно высокая степень насыщенности эмоциональной составляющей в жизни ребёнка.

Подвергается в рассматриваемый период времени — самое раннее детство — собственно структура самих эмоциональных процессов.

Мотивационная сфера.

Отметим — и об этом более подробно будет сказано во второй части работы — наиболее важным личностным новообразованием, формирующимся в период дошкольного детства, является соподчинение мотивов. Данный механизм появляется в начале дошкольного возраста и в ходе взросления ребенка последовательно развивается. Мотивы дошкольника характеризуются разной степенью значимости. Находясь еще в младшем дошкольном возрасте, ребёнок относительно легко может принять решение в ситуации выбора. В дальнейшем он способен подавить свои непосредственные побуждения (к примеру, не реагировать на привлекательный предмет), что становится возможным благодаря сфере более сильных мотивов, выполняющих роль «ограничителей».

Отметим вместе с тем, что наиболее сильным для дошкольника мотивом является последующее поощрение, получение награды. Несколько менее явственно обнаруживается мотив последующего наказания, еще слабее — собственное обещание ребёнка, поэтому ребенок в большинстве случаев не может в полной мере выполнить данные им обещания [2].

Самым слабым мотивационным фактором является непосредственно прямое запрещение ребенку каких-то действий ребёнка; для максимизации его влияния его необходимо усиливать комплексом других дополнительных мотивов.

Ребенок в период дошкольного детства усваивает общественно принятые этические нормы, принятые в обществе; он начинает оценочно рассматривать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребёнок оценивает исключительно чужие поступки, однако не умеет оценить свои собственные. С наступлением среднего дошкольного возраста ребёнок оценивает действия конкретного человека независимо от того, как он к нему относится; он способен обосновать свою оценку. Во второй части дошкольного детства ребёнок способен оценивать также свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые им усвоены.

Отметим также формирование самосознания — как центрального новообразования дошкольного детства — оформляющегося к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуально-личностному развитию. Выделим также появление (во второй части дошкольного возраста) самооценки. Изначально она формируется на основе совмещения первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает последовательно умение оценивать действия иных детей, а далее — собственные действия, морально-волевые качества и умения.

К возрасту семи лет — окончанию периода дошкольного детства — у большинства детей самооценка умений становится адекватной; при этом возникает еще одна линия развития самосознания — осознание собственных переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок уже полностью он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может их вербализировать. Очевидно: дошкольный возраст представляется периодом исключительно «важным и насыщенным», что определяет необходимость именно комплексности и технологичности в работе педагогического состава ДОУ.

Технология социальной работы есть практическая деятельность педагога, социального работника, характеризуемая рациональной последовательностью в использовании различных методов и средств с целью достижения качественных результатов педагогического труда.  Технология, безусловно, предполагает наличие, во-первых, программы деятельности педагога, в рамках которой достигается конкретная цель педагогического процесса; во-вторых, алгоритм последовательно организованных и реализуемых операций для достижения конкретного результата [2]. Социально-педагогическая технология является интегративным комплексом социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий определяется тем, что социально-педагогическая деятельность, понимаемая как разновидность социальной деятельности, обладает своей структурой, благодаря которой она может быть поэтапно расчленена и последовательно реализована, при этом основными компонентами деятельности являются целеполагание, выбор способов действия и его инструментария его практической реализации, оценка результатов деятельности.

Кратко охарактеризуем комплексный механизм реализации социально-педагогической деятельности.

Первоначальный этап — постановка целей и задач, которые необходимо решить специалисту педагогического профиля: формирование у ребенка отсутствующих навыков общения и развитие их, стимулирование плавного течения адаптационного процесса в новой для ребенка среде и др.

Цель социально-педагогической деятельности определяет содержание деятельности, методы ее реализации, а также формы организации, взаимосвязанные между собой [4].

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от правильности определения их содержания, выбранных методов для ее достижения и форм организации этой деятельности. Безусловно, содержание, методы и формы жестким образом взаимосвязаны, что определяется взаимной корреляцией содержания и форм и методов, которые, в свою очередь, могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.

Применение технологий в работе педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.

В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без комплекса разработанных и реализуемых высокоэффективных программ и технологий. Данное обстоятельство обуславливает тот факт, что в большинстве современных ДОУ ставится цель апробирования и внедрения в практику ДОУ следующего комплекса технологии: информационно-коммуникативные, методы проекта, разнообразные мастер-классы для овладения педагогами новым содержанием профессионально-педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии.

Общераспространенной практикой большинства ДОУ является активное использование специалистами комплекса информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Последовательное повышение общего уровня квалификации есть обязательное условие развития всего ДОУ. В качестве мотивационных компонентов профессионального роста педагогов в области информатизации являются осознание включенности дошкольного образования в процессы информатизации, положительное отношение к использованию информационно-коммуникативных технологий, стремление к образованию и самообразованию [4].

Примерами подобных компьютерных заданий по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и обучению грамоте могут быть названы следующие программы: «Информатизация педагогического процесса как условие повышения качества дошкольного образования»; «Использование компьютерной программы «Фактура» на занятиях в изостудии»; «Использование информационных технологий для повышения мотивации к изучению английского языка у старших дошкольников» и пр.

Метод проектов.

Деятельность по реализации современных социально-педагогических технологий в ДОУ, реализуемая в  инновационном режиме опосредуется постоянным поиском эффективных форм организации воспитательно-образовательного процесса, существенные возможности для которого предоставляет метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность, и. следовательно, на самоорганизацию и саморазвитие.

Проведение мастер-классов

Одной из активных форм повышения квалификации педагогов в рамках реализации современных социально-педагогических технологий является организация и проведение мастер-классов. В рамках педагогической инновационной площадки может быть осуществлён ряд мастер-классов по разным линиям развития детей, тематика которых исключительно разнообразна: к примеру, «Искусствоведческая сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Коррекция детских страхов у дошкольников», «Использование видеосюжетов на занятиях по английскому языку с детьми старшего дошкольного возраста».

В целом, введение педагогических технологий в практику дошкольного образовательного учреждения сегодня есть общепринятая модель развития образовательного процесса в рамках ДОУ, при этом, все многообразие форм социально-педагогических технологий в совокупности с профессиональным мастерством педагогов определяет эффективность повышения качества образовательного процесса в целом.

Литература:

1.                              «Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики». Учеб. пособие для вузов/ М. С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

2.                              «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». — Воронеж: Учитель. — 2004. Белкина Л. В.

3.                              «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Белкина Л. В.. — Воронеж: Учитель, 2006.

4.                              «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» Печора К. Л., Пантюхина Г. В. — М.: Владос, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle