Библиографическое описание:

Корчевский Д. А. Профессиональная подготовка специалистов компьютерного профиля: интегративный и компетентностный подходы // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 614-617.

Образовательная парадигма, отражающая интересы и сущность индустриального общества “постепенно уступает место методологии информационного общества, плюралистического познания и вероятностной оценки” [7, с.13]. В частности, А. Новиков акцентирует внимание на том, что в постиндустриальном обществе формируется понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога” [6 с.42–43].

Информационные и телекоммуникационные технологии вносят серьезные коррективы в различные сферы деятельности человека. Интенсивное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека определяется рядом факторов [9]: ростом объемов информации; интенсивным обновлением и интеллектуализацией производства; расширением сети Интернет; необходимостью построения математических моделей; необходимостью приобретения новых знаний и разработки новых технологий на базе имеющихся информационных технологий и др.

Развитие информационно-телекоммуникационных систем невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. В последнее время ощущается существенная нехватка специалистов, способных создавать и успешно эксплуатировать современные информационные системы бизнеса, автоматизированные системы проектирования и управления, Интернет-технологии и др. Динамичность развития отрасли обусловливает быстрое устаревание знаний, поэтому требуется постоянное повышение квалификации сотрудников предприятий и учреждений, связанных как с разработкой информационных систем и технологий, так и с их использованием.

Сегодня можно с полным основанием говорить о “кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы обновления знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как ни парадоксально, знаниевое научение стало утрачивать смысл. Другая причина кризиса знаниевой парадигмы видится в том, что отпадает необходимость перегружать память ребенка истинами «про запас», ибо существуют хранилища информации иной природы [2, с.10]. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Опыт профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий в системе профессионального образования подтверждает объективную потребность переосмысления целей и сущности содержании образования. Повышенное внимание к проблемам проектирования содержания профессиональной подготовки специалистов по информационным технологиям является естественной и объективной потребностью современного профессионального образования и обусловлено следующими причинами [1]: интегративным, разноуровневым подходом к обучению и образованию, обеспечивающим непрерывный профессиональный рост специалистов; внедрением инновационных образовательных процессов и преемственностью образовательных программ; определением и научным обоснованием инвариантной и вариативной частей содержания обучения при разработке учебных планов и др. Роль содержания профессионального образования специалиста по информационным технологиям многогранна и состоит в создании у обучающихся целостной системы интегративных и вариативных профессиональных знаний, умений, способов профессиональной деятельности.

На основе анализа состояния педагогической теории и практики, нами выявлен ряд противоречий между: требованиями современного рынка труда к специалистам компьютерного профиля и реальным теоретическим и практическим уровнем их профессиональной подготовки; развитием информационных технологий и недостаточной адаптацией специалистов компьютерного профиля к постоянным изменениям в отрасли; необходимостью теоретико-методологического и методического обоснования интеграции содержания профессиональной подготовки специалистов компьютерного профиля и недостаточным уровнем этого обоснования в педагогической теории и практике; объективной необходимостью формирования интегративной системы содержания профессинальной подготовки будущих специалистов компьютерного профиля и изолированным изучением специальных дисциплин в учебном процессе; тенденцией к процессам интеграции в науке и производстве и уровнем взаимосвязей фундаментальных и профессиональных дисциплин в подготовке будущих специалистов компьютерного профиля.

Основными признаками компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов являются: усиление личностной ориентации в образовательном процессе; акцентирование внимания на результатах образования, которыми являются не только сумма усвоенных знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в различных проблемных профессиональных и социальных ситуациях.

Компетентностный подход не противопоставляется традиционному, а усиливает его личностным и деятельностным аспектами. Не только усвоение знаний, но и овладение процессом и способами деятельности становится важным компонентом развития личности в ходе обучения. Первичной и системообразующей составляющей образовательного процесса становится не процессуальная (что не умаляет ее важности), а результативная, выраженная в терминах компетенций. При этом измеряемый результат детерминирует процесс на его достижение [3]. Компетентностный подход обеспечивает определение более полного, личностно и социально интегрированного результата образования. Первой производной от термина “компетенции” выступают “ключевые компетенции”, а второй производной являются “профессиональные компетенции”, которые рассматриваются как составляющие профессионализма.

Особое внимание ученые уделяют определению видов компетенций в структуре профессиональной компетентности [8, с.66]. Анализируя основные подходы к определению и структуре компетентности и компетенций можно выделить следующие общую способность к действию в нетипичной производственной ситуации с учетом имеющихся обстоятельств. Компетентность — система, состоящая из отдельных подсистем: профессиональных квалификаций, ключевых компетенций или профессиональных квалификаций, на основе отбора и анализа которых составляются программы и курсы обучения. Все составляющие компетентности могут быть сформулированы на различных уровнях, что подтверждается соответствующими документами об образовании, позволяет осуществлять профессиональную деятельность и продолжать обучение, исключая тупиковость системы образования.

Компетентность, как и компетенция, выступает интегральной характеристикой личности, качествами, которые можно приобрести в процессе обучения. По мнению В. Краевского, компетенции являются метапредметными, т. е. “сверхпредметными” или “допредметными”, так как они носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов и лишь в ходе разработки проектов обучения какому-либо из этих предметов конкретизируются в программе и в учебном материале. Компетенции не сводятся только к знаниям или только к умениям. Они являются сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций “показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести умения извлекать пользу из опыта, решать проблемы, раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, находить новые решения. В то же время указаний на данные умения еще недостаточно для того, чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта учащегося в отношении его креативных компетенций” [5, с.140].

Профессиональная компетентность будущего специалиста компьютерного профиля означает единство теоретической и практической готовности к профессиональной и творческой деятельности и характеризует уровень его профессионализма. Основную структуру компетентности составляют умения, которые характеризуют эту готовность. Признаками готовности к профессиональной деятельности являются: положительное отношение к выбранной профессии, наличие специальных знаний, умений, навыков; сформированность профессионально важных качеств; сформированные навыки самостоятельной творческой работы, овладение методами научного познания, способность к инновационной деятельности, наличие способности к профессиональной деятельности, готовность к постоянному саморазвитию и самообразованию, способность к рефлексии; сформированность соответствующих психологических качеств личности, черт характера, формируют особый стиль профессиональной деятельности и др.

Компетентность специалиста компьютерного профиля базируется на требованиях к личности и деятельности специалистов в области информационных технологий [1]: знание основных видов и принципов функционирования телекоммуникационных систем; умение использовать средства телекоммуникаций для обмена информацией с другими пользователями; владение навыками информационной «навигации» в сети; умение работать с информационными ресурсами сети; умение вести диалог с другими пользователями сети; умение использовать телекоммуникации как инструмент познгния для решения задач в различных предметных областях.

Для реализации поставленных задач необходим анализ профессиональной деятельности специалиста по информационным технологиям: выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения; определение профессионально значимых качеств специалиста; отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, на которую ориентирована специальность, достижения науки и производства, проблемные вопросы; совершенствование профессиональной практической подготовки специалистов.

В этом контексте рассмотрим некоторые аспекты подготовки специалистов компьютерного профиля на примере специальности «Компьютерная графика и дизайн " в Компьютерной академии ШАГ.

Компетентный специалист по компьютерной графике и дизайну может проводить полный цикл создания фирменного стиля: от разработки концепции до подготовки гайдлайн и брендбуков, включая разработку фирменной стилистики, корпоративных элементов дизайна и фирменных персонажей; создавать макеты вывесок, постеров, рекламных щитов и другой внешней и внутренней рекламы, используя средства плоскостной и трехмерной графики, включая визуализацию будущей рекламной продукции в реальноми окружении, осуществлять профессиональную фотосъемку с использованием цифровых технологий, включая обработку и ретуширование снимков; создавать высококачественные портреты, пейзажные и панорамные фотографии, проводить ночную съемку, макросъемку и создавать фотографические коллажи; создавать макеты полиграфических изданий: газет, журналов, книг, рекламной полиграфической продукции; проектировать и создавать статические и динамические веб-сайты в Интернете: от простых сайтов визиток до веб-порталов и интернет-магазинов; применять на практике технологии продвижения и монетизации сайтов; создавать интерактивные элементы веб-страниц, динамическое меню и элементы управления, а также встраивать видеофрагменты к страницам с использованием технологии Adobe Flash; создавать и обрабатывать видеоролики и синхронизировать видеоматериал со звуковым рядом, управлять техническим процессом озвучивания видеороликов; создавать реалистичные трехмерные изображения с использованием новейших профессиональных технологий моделирования и визуализации; проектировать интерьеры и экстерьеры помещений и зданий, реалистично визуализировать их в соответствии с реальной окружения; создавать компьютерные мультфильмы с использованием соразмерных или трехмерной анимации и профессиональных спецэффектов и др.

Опираясь на особенности и характеристики интегрированных знаний [4], нами уточнены критерии отбора содержания профессиональной подготовки будущих специалистов компьютерного профиля: соответствие объема знаний выделенному учебному времени; обеспечение научности и практической значимости учебного материала; психолого-педагогическая детерминированность закономерностями развития личности и закономерностями социального развития; распределение между учебными предметами материала с точки зрения систематики научных знаний и их педагогической интерпретации; учет международного опыта построения учебных программ; учет имеющейся учебно-методической и материальной базы.

Использование интегративного подхода к содержанию профессиональной подготовки будущих специалистов компьютерного профиля дал возможность сделать следующие выводы: доступность учебного материала в ряде случаев обеспечивается тем, что сложные в контексте одной предметной области знания является доступными в контексте другой области знаний; значимость конкретных элементов знаний является большей при рассмотрении содержания обучения в целом, во всех взаимосвязях элементов знаний; недостаточная методически-материальная база для одного учебного предмета может компенсироваться возможностями другого; целостная система теоретико -практических знаний по компьютерным наукам и технологий должна проектироваться на учебный процесс; целостное отражение задач формирования творчески и самостоятельно мыслящей личности возможно только на основе интегративного подхода к структурированию содержания обучения.

Интеграционный подход к подготовке будущих специалистов определяется как совокупность форм и методов, характеризующих процесс и результат становления профессиональной компетентности, сопровождаются ростом системности знаний, комплексности умений студента, выражающейся в теоретической и практической подготовленности и способствующей всестороннему развитию личности.

Целесообразность использования интегративного подхода обусловлена необходимостью обеспечения непрерывности и целостности профессионального становления личности будущего специалиста, сочетание традиционного и инновационного в профессиональном образовании, понимание интеграции как сущностной характеристики образования, ориентации образования на самопознание, саморазвитие, самовоспитание и самореализацию каждого студента.

Система интегративного содержания профессиональной подготовки будущих специалистов компьютерного профиля обеспечивает возможность постоянного пополнения знаний и расширения практических умений и навыков, формирование конкурентоспособного специалиста на основе сложившихся интегрированных знаний, практических умений, навыков. Исследование основывается на положении, что система является динамичной, целенаправленной, открытой, нелинейной, самоорганизующейся, что способствует переходу от фрагментарной интеграции отдельных компонентов учебного процесса к возникновению эффекта интегративности, который приводит к существенному улучшению эффективности подготовки специалистов компьютерного профиля.

Построение системы интегративного содержания профессиональной подготовки осуществляется на основе системного, синергетического, компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов.

Таким образом, система интегративного содержания профессиональной подготовки будущих специалистов компьютерного профиля обеспечивает возможность постоянного пополнения знаний и расширения практических умений и навыков, формирование конкурентоспособного специалиста на основе сложившихся интегрированных знаний, практических умений, навыков.

Литература:

1.      Альшанская Т. В. Моделирование содержания дисциплин по выбору в процессе подготовки специалистов по информационным технологиям в колледже: автореф. дис. на стиск. ученой степ. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования» / Т. В Альшанская. — Н.Новгород, 2006. — 23с.

2.      Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А.Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С.9–14.

3.      Драч І. І. Компетентнісний підхід як ключовий методологічний нструмент модернізації підготовки майбутніх викладачів вищої школи / І. І. Драч // Теорія та методика управління освітою. — 2011. –№ 7. — С.

4.      Козловська І.М. Структурування знань учнів професійної школи на основі інтегративного підходу // Дидактика професійної школи: Зб. наук. праць / Ред. кол.: С. У. Гончаренко (голова), В. О. Радкевич, І. Є. Каньковський та ін. — Хмельницький: ХНУ. — 2004. — Вип. 1. — С. 79–87.

5.      Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.

6.      Новиков А. М. Постиндустриальное образование. — М.: Издательство «Эгвес», 2008. — 136 с.

7.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003. — 272 с

8.      Петрук В. А. Базові професійні компетенції: сутність поняття / В. А. Петрук // Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми. Зб.наук.пр. / Редкол.: І.А.Зязюн (голова) та ін. — Київ-Вінниця: ДОВ «Вінниця», 2008. — Випуск 17 — C.66–70.

9.      Фёдоров И. Б. Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий / И. Б. Фёдоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов // Прикладная информатика. — 2006. — № 4. — С. 27–34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle