Библиографическое описание:

Ломакин С. В. Налоги и коррупция как элементы развития оппортунизма в РФ // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 380-383.

В статье рассматривается взаимосвязь коррупции и растущего оппортунистического поведения населения; анализируется поведение предпринимателей в заданных условиях, а так же дается прогноз развития предпринимательства в целом. В заключение статьи предлагаются меры, которые могут, если не решить проблемы, связанные с коррупцией, то хотя бы минимизировать ущерб от данных проблем.

Ключевые слова: коррупция, предприниматели, уклонение от уплаты налогов, легализация, чиновник, государство.

В период с 1991 и до начала третьего тысячелетия в законодательстве нашей страны были большие пробелы, различного рода неточности в нормативно-правовых актах или полное отсутствие необходимых сдерживающих и регулирующих инструментов. Установление налоговой системы в Российской Федерации сопровождалась значительным ростом числа налоговых правонарушений. Самым яркими примерами можно считать построение финансовых пирамид, развитие незаконных спекулятивных отношений. Не малую роль так же сыграла и правовая неграмотность населения того же периода, в результате уже только этих двух факторов российская экономика стала отличным полем для изучения и проведения эмпирических экспериментов по нарушению законодательства, налогового в том числе. Это все проходило на фоне становления новых, рыночных отношений, которые подразумевали под собой новый образ мышления, основанный на наличии здоровой конкуренции, активного сотрудничество государства, предпринимателей и обычных граждан. Неподготовленность перехода к рыночной экономике населения РФ привело к обратному результату: увеличилось недоверие граждан в отношении, как государства, так и новых появляющимся компаний. Предполагаемое сотрудничество государства с быстро появляющимися предпринимательскими структурами переросло в соперничество, поскольку на фоне недоработанного законодательства разжигался интерес в использовании его недостатков для личной выгоды, с одной стороны, и отток капитала из страны, — с другой.

Все вышеперечисленное, заложило основу не только самого российского рынка, но и оппортунистического поведения предпринимателей, а так же массы населения, для которого, неуплата налогов и сборов в полном или частичном объемах, стала чем-то, вроде «национальной забавы». В условиях современной рыночной экономики налоговые правонарушения расширяются, приобретая все более массовый характер.

Однако налоги и сборы в современном государстве имеют важное значение, поскольку являются основой большей части государственного бюджета. Именно полученные налоговые отчисления дают возможность государству осуществлять свои функции в достаточной мере: оплачивать содержание армии, выплачивать пособия и пенсии, поддерживать социальную сферу, развивать инфраструктуру страны и ее регионов.

Одна из ведущих причин неуплаты налогов состоит в недоверии предпринимателей и граждан к государству, предполагающих нерациональное использование им налоговых отчислений. Растет число людей, которые не удовлетворены теми благами, которые производятся в государственном секторе экономики: качеством дорог, состоянием медицинского обслуживания, уровнем образования, размером пенсионных выплат и многими другими.

Все это можно было бы списать на отсутствие денег в бюджете страны, как это, собственно и было в 90-е годы двадцатого столетия, но говорить о том, что денег у страны нет сегодня — неверно.

Проблема в том, что часть денег, выделяемая на реализацию государственных программ оседает в карманах коррумпированных чиновников всех уровнях власти.

На сайте INTERFAX.RU была приведена статистика топ–коррупционеров ушедшего 2012 года, а так же подпавшие под эти скандалы государственные проекты РФ, среди которых, саммит АТЭС-2012, состоявшийся во Владивостоке и признанный одним из самых дорогих в истории организации. На его проведение было потрачено около 600 млрд. рублей, из которых 15 — уже подведены под категорию «хищения». Однако хищение — это половина беды. Некоторые построенные объекты, использование которых было запланировано и после, стали разрушаться до открытия саммита.

В 2012 году были зафиксированы хищения: в «Росагролизинге» — 39 млрд. рублей; при строительстве спортивных объектов «Олимпиады-2014" — более 17-ти млрд. рублей; в «Оборонсервисе» — сумма ущерба для бюджета только по нескольким эпизодам данного дела составила уже 7 млрд. рублей; в «ГЛОНАСС» — сумма составила примерно 6,5 млрд. рублей [1].

Однако живой интерес у налогоплательщиков возрастал к главным действующим лицам коррупционных дел не пропорционально суммам растраченного ими бюджета. Наибольший из всех резонанс вызвало дело «Оборонсервиса». Согласно итоговым показателям всероссийского опроса ВЦИОМ, об этом процессе слышали примерно 72 % россиян [3]. Чиновники военного ведомства были замешаны в продаже наиболее ликвидных и престижных объектов, за счет занижения реальной рыночной стоимости в несколько раз.

Второе место по уровню общественного внимания получило дело, связанное с хищением денежных средств в министерстве регионального развития во время подготовки к саммиту АТЭС, о чем слышали треть россиян [1]. Так же 32 % — хищения в «Российских космических системах», хищение средств, выделенных на систему ГЛОНАСС. Сотрудники МВД установили размер украденной суммы, она составила 6,5 млрд. руб [1].

Заключительным делом стал процесс об известном блогере, юристе главы Координационного совета оппозиции, кандидата в мэры Москвы, Алексее Навальном, которому вменялось обвинение о растрате предприятия «Кировлес» на сумму в 16 млн. рублей [1]. Созданный им же проект «РосПил», его же и «похоронил»: либо он сам себе вырыл яму, либо его проект действительно помогает.

При этом, все эти громкие разоблачения гражданами России были встречены неоднозначно: около 45 %, с одной стороны, полагают, что это выполнение Президентом страны В. В. Путиным данных предвыборных обещаний по теме борьбы с коррупцией, с другой стороны, так же 45 % населения считают, что это больше походит на внутриполитическую борьбу [1]. Учитывая сегодняшние российские реалии, вполне разумно допустить в равной мере оба варианта. Но, как бы это не смотрелось со стороны, оно отнюдь не добавляет оптимизма рядовым гражданам, порождая в обществе оппортунистическое поведение: люди не платят налоги или минимизируют их выплаты потому, что «все равно разворуют». Таким образом, неформальный институт коррупции вступает во взаимодействие с формальным институтом налогообложения, порождая оппортунистическое поведение части населения.

История государства российского свидетельствует, что финансовые манипуляции не всегда носили противоправный характер. До начала XVIII века чиновники жили благодаря «кормлениям» от своей должности и эти кормления представляли собой формализован институт: изначально чиновник получал натуральное довольствие, но уже вскоре получал деньги от лиц, заинтересованных в их деятельности. Во времена Петра I чиновников перевели на постоянное жалование от государства, а взятки перешли в категорию должностных преступлений [7].

Несмотря на то, что прошло уже свыше 2,5 веков привычка государственных служащих «кормиться» не перестала существовать: cогласно результатам исследования организации Transparency International, наша страна является одной из самых коррумпированных в мире. Российская Федерация расположилась на 133-м месте, между Нигерией и Восточным Тимором, в рейтинге, который был составлен на основе Индекса восприятия коррупции [3].

Согласно официальной статистике Росстата с начала 2000-х годов количество чиновников в Российской Федерации увеличилось почти в 2,3 раза — с 486 тыс. в 1999г. до 1 млн. 112 тыс. в 2012г. [4]. Подобная картина наблюдается во всех развитых странах, что объясняется способностью аппарата государственного управления всех уровней воспроизводиться в расширенном масштабе. В странах, где велика доля «ручного» управления экономикой, эта закономерность стала сильнее проявляться в связи с экстремальной ситуацией в экономике развитых стран, после мирового финансово-экономческого кризиса конца 2000-х годов, и новой его волны уже в 2008. Все это не могло не поспособствовать росту коррупции.

Всем известен феномен «черной» и «белой» заработной платы или «в конверте». Данная проблема возникла по обоюдной причине, высокие налоговые отчисления в различные фонды, которые оказываются неспособными выполнять свои обязательства в полной мере. Именно по этому, мало кто поспешит легализовать свои заработки потому, что сегодня и работодателю, и самому работнику неформальный институт «зарплаты в конверте» выгоднее, чем ее легализация: оба они минимизируют свои налоговые выплаты. В результате чего уклонение от уплаты налогов для нашего общества стало не просто нормой поведения, а стилем жизни многих хозяйствующих субъектов. За счет нарушения установленных правил, они могут и получают средства для выживания их бизнеса, так же как и развитие неформальных отношений, которые становятся во главу решения различных проблем. Что собственно и влияет на постоянство коррупции и наличию острых социально-экономических проблем.

Самым действенным средством для борьбы с уклонением от уплаты налогов, считалось увеличение размера штрафов, поскольку выбранная мера не потребует роста дополнительных затрат на ее реализацию в отличие от усилий, повышающих вероятность обнаружения неуплаты. Однако такое предположение, на мой взгляд, ошибочно. Для более эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов необходимо ужесточить наказание не только самих неплательщиков, но и посредников — налоговых консультантов, с тем, чтобы их незаконный бизнес стал более рискованным и затратным. Это потребует от посредников, если не полного прекращения дела, то хотя бы повышения размера комиссионных выплат, либо выход компании «из тени».

В результате чего, большинство налогонеплательщиков будут вынуждены отказаться от услуг третьих лиц, в силу их невыгодности, а значит, почти полностью перестанут работать наиболее привычные схемы ухода от налогообложения. Это может позволить в разы увеличить вероятность обнаружения деятельности, направленной на легализацию доходов, полученных преступным путем. Изначально, именно низкая стоимость услуг посредников, способствующих уклонению от уплаты налогов, что объясняется их крайне низкими рисками.

Предлагаю визуальную картину в виде блок — схемы: сама по себе она довольно проста, примитивна и использовалась крайне давно, из-за чего потеряла свою актуальность. Но, именно на её примере, можно увидеть причины низкого уровня риска для посредников в схеме.

Рис. 1. Схема обналичивания денег с использованием фирмы — «однодневки» [Авт.]

Фирма-однодневка — распространенный основополагающий элемент большинства схем обхода налогового законодательства. Это жаргонное обозначение организации, которые создаются только для целей уклонения от уплаты налогов и проведения мошеннических операций. Это контрагенты рынка, деятельность которых ведется исключительно «на бумаге» [6]. Как правило, результатом их деятельности — является сокращение размеров предназначенных к уплате налогов для их фактических партнёров, а также расхищение государственных средств.

Подобные схемы работают по следующему типу: хозяйствующий субъект заключает договор с фирмой — однодневкой, в соответствии с которым она, фиктивно, либо предоставляет различного рода услуги, либо занимается поставкой организации товаров, которых нет.

Их существование отражается только на бумаге. Далее, по безналичным денежным переводам, на расчетный счет фирмы — однодневки перечисляются средства от заказчика и далее они снимаются с данного счета. Определенный процент при этом передается менеджеру или напрямую владельцу организации, которая заключила этот договор.

Данная цепочка действий представлена на рисунке 1. В момент, когда возможно использовать данную схему, трудно доказать, что проводимая через банк схема, имела нелегальный характер и даже, если фирма — однодневка прогорала, найти адресата было невозможно, из–за существования банковской тайны. С ведением ФЗ от 30.10.2002, № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» эта норма ослаблена: закон обязывает банки предупреждать уполномоченные органы о подозрительных «перемещениях» денег их клиентов [2].

В настоящий момент, используются более тонкие инструменты для обхода закона, в частности Internet, оффшорные зоны, расширение рынка сферы услуг и т. д., в связи с чем, что государство вынуждено не сокращать налоги на бизнес, а повышать их. На данном этапе развития российского государства мы находимся в очень рискованном положении: прослойка малого и среднего бизнеса становится тоньше, в тот момент, когда ее, напротив, надо увеличивать. Ведь, увеличивая защитные барьеры, растут и барьеры функционирования на рынке, а именно малый и средний бизнес в большей степени реализуют базовые потребности человека. Из– за этого продолжается рост людей, которые негативно воспринимают окружающую их экономическую среду, что является залогом развития у них протестного поведения, а в случае уже с предпринимателями, это может перерасти в хронический оппортунизм, высшей формой которого можно считать налоговые преступления.

Литература:

1.                  2012: коррупционные скандалы. // Мобильная версия Интерфакс / [Электронный ресурс]. — [2013]. — Режим доступа: http:// www.interfax.ru/russia/txt.asp

2.                  О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: фед. закон от 30.10.2002 № 115. — [М., 2012]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3.                  Corruption Perceptions Index 2012 [Электронный ресурс]. — [2013]. — Режим доступа: http://www.transparency.org/cpi2012/results

4.                  Официальная статистика Росстата [Электронный ресурс]. — [2013]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

5.                  Ломакин, С. В. Оппортунизм российского бизнеса / С. В. Ломакин, О. О. Дроботова //Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 150–153.

6.                  Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах. / Авт.-сост. П. Г. Дейниченко. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 334 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle