Библиографическое описание:

Сафиязова Д. Ж. Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 643-645.

В свете задач, стоящих перед воспитанием и обучением подрастающего поколения, одной из актуальных научных проблем выступает исследование воспитание культуры поведения на традициях узбекского народа, изучение и распространение опыта лучших достижений народной педагогики, разработка научных основ использования их в современном семейном воспитании. Одним из главных принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих и национальных культурных ценностей. У подрастающего поколения необходимо воспитывать высокие нравственные качества, и в первую очередь — культуру поведения детей. Определяющую роль в воспитании культуры поведения принадлежит семье, поскольку в ней с самого раннего возраста формируются черты характера человека, его отношением к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Поэтому главным условием воспитания на народных традициях является, прежде всего, существование непосредственной связи и преемственности между поколениями. Связь с жизнью нескольких поколений придают традициям большую прочность.

В психолого-педагогической литературе имеются различные толкования понятия «культуры поведения». В «Толковом словаре» понятие «культура» объясняется как «воспитанность», «образованность», «просвещенность», а также как «совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека». В словаре И. С. Кона понятие «Культура» определяется как «совокупность форм повседневного поведения человека [5, с.144].

Однако ни в одном из этих источников нет толкования понятия «воспитание культуры поведения» на традициях. Подобное объяснение отсутствует в педагогическом словаре и в педагогической энциклопедии.

Так, Т. Х. Хасанов подходит к определению норм культуры поведения в межличностных отношениях и в отношении личности к самой себе. Дисциплину и культуру поведения он рассматривает в тесной взаимосвязи [6, с.4].

Воспитание культуры поведения Р. Г. Гурова рассматривает как поведение человека — в его поступках, делах, высказываниях. По ее мнению, именно по поведению составляют свои суждения о человеке. Одни поступки общество одобряет, считает их культурными, нравственными, другие — осуждает [4, с.13].

Культура поведения — это совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения, закрепившаяся на практике и в сознании людей. Культура поведения есть нечто отличное от природы, передающееся по традиции, посредством символа, языка, прямого подражания и практического изучения.

В настоящее время воспитание детей на общечеловеческих ценностях приобретает особую глубину и значимость, так как формирует сознание личности, облегчает приобщение к ним новых участников. Интерес к народным традициям продиктован потребностью извлечь уроки воспитания из прошлого. Вот почему в нашей республике содержанию и процессу формирования культуры поведения на народных традициях уделяется особое внимание.

Традиции воспитания культуры поведения детей в семье берут свет начало с незапамятных времен. Жизненные потребности, необходимость подготовки трудовой, боевой, совершенной в нравственно-волевом отношении смены требовали, чтобы люди постоянно заботились о передаче своего жизненного опыта младшему поколению, выработке у детей необходимых навыков и привычек культурного поведения. Изучение значения традиций показывает, что они являются частью исторически сложившейся культуры того или иного народа. Традиции затрагивают вопросы взаимоотношения людей, отношения человека к другому человеку, к обществу, к семье, ко всему тому, что составляет общественную и личную жизнь народа.

Традиция — это бесценный клад народного наследия. Многие поколения хранят ее, обогащают, передают молодому поколению. И когда эта связь прерывается, поколение оказывается оторванным от национальной культуры.

У узбекского народа существует особый взгляд на значение семьи как компонента системы национального воспитания в формировании духовно-нравственной личности ребёнка. Поведение и взаимоотношения членов семьи, их внутренняя культура оказывают определенное педагогическое влияние на привитие детям этических навыков. То есть, взрослые в данном случае родители, родственники выполняют функции народных педагогов, а семья становится центром воспитания.

Издревле узбекский народ считает семью священной обителью и ценит ее. Ибо самые чистые и непорочные чувства, первые жизненные понятия и представления формируются в первую очередь на лоне семьи [2, с.22]. Эти мудрые слова отражают любовь к семье, бессмертные традиции и обычаи узбекского народа.

Родители являются первыми воспитателями, их воздействие на формирование культуры поведения их детей огромно. Самые ранние впечатления ребенка связаны с родителями. Они влияют на детей свои поведением, словами. И если в семье нет взаимопонимания, взаимоуважения — добра не жди. Некоторые родители с самого раннего детства стараются добиться привития детям элементарных навыков вежливости, так как такой возраст является наиболее благоприятным. Не случайно в народе говорят, что надо воспитывать ребенка, пока он помещается поперек лавки. А между тем культура поведения и то, что нередко называют «правилами хорошего тона», — это всесторонняя и богатая область взаимоотношений детей с другими детьми, включающая в себе культуру общения, культуру удовлетворения потребностей, культуру внешнего вида. Прекрасно по этому поводу сказал А. П. Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Культура поведения является важнейшим социально необходимым и ценным качеством человека, от которого зависит микроклимат семьи, коллектива, самочувствие, настроение и даже здоровье ребенка.

Первоначальные знания норм и правил поведения в домашней обстановке, на улице, в общении со старшими, со сверстниками ребенок получает в семье благодаря вербальным (словесным) методам и личному примеру родителей. Самый младший обслуживает старший, прикладывает руку к сердцу, называет старших «ака» — старший брат, или «опа» — старшая сестра. Он проявляет постоянную готовность к выполнению поручений словами «хуп булади» (дословно — будет сделано), последним берет плов с блюда. Старшие же начинают и кончают есть первыми, чтобы молодым досталось больше пищи, так как молодой организм постоянно растет, нуждается в усиленном питании. Младший обычно делает то, что говорит старший, но старший отвечает за младшего, не позволяя делать плохое. Младший должен во всем уступать старшему. Сила этой традиции в том, что она побуждает самих воспитанников к самовоспитанию

Правила житейского поведения для всех детей требуют, чтобы они здоровались со старшими первыми, не утомляли их бесконечными вопросами, не садились прежде, чем займут места старшие, не входили в дом впереди старших, и наоборот, требовали открыть дверь и придерживать ее, пока войдут старшие или гости. Только при соблюдении этих правил, дети считались воспитанными.

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В сельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.

С древности и до наших дней у народов Средней Азии священна традиция — «пригреть сироту, поделиться с неимущим». И когда человек, у которого на иждивении родные дети (как правило, узбекские семьи отличаются многодетностью, особенно в сельской местности) приводит в дом не родного не только по крови, но и по вере — он совершает акт великодушия, корни которого кроются именно в народных традициях.

Или такая, например, традиция как уважение к хлебу. Если в узбекской семье ребенок уронит кусок хлеба, взрослые обязательно поднимут его, сначала поднесут к губам, поцелуют, а потом приложат к глазам и положат на чистое место. В народе утверждается — кто не уважает хлеб, тот ослепнет. В данной традиции проявляется чувство любви к своей земле, к ее плодам и результатам труда присущее каждому народу.

Определенные возможности для воспитания культуры поведения детей на традициях содержит в себе устное народное творчество. Воспитание родителями детей на народной мудрости, поговорках, пословицах подкрепляют их жизненный опыт, служат стимулом к проявлению взаимоуважения к традициям.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего, афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни: «Конец терпения — золото», «Доброе слово слаще меда», «Дом с детьми — смех, кутерьма, без детей дом, что тюрьма», «Сын и дочь, что твои глаза во лбу», «Ум — с годами, воспитанность — с детства».

Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов, таких как Авиценна, Бируни, Джами, Хорезми, Навои, Фараби, Хайяма перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости.

Поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии, сохраняя свою актуальность и до наших дней.

Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Известные узбекские педагоги А,Авлони, С.Айни в своей педагогической деятельности пристальное внимание уделяли гуманизму, дружбе любви к труду. Особое значение в деле обучения и воспитания они придавали учителю, его знаниям, моральному и культурному облику, Они широко воспевали в своих произведениях братство, взаимопомощь, взаимоуважение народов как высоконравственное качество людей [3,. с.64–65].

В нашем обществе с давних времен существует прекрасный народный обычай: когда человек или семья нуждаются в помощи, то на помощь им приходят все: друзья, родные, соседи, знакомые. В дальнейшем этот человек придет на помощь тому, кто в ней будет нуждаться. Имя этому прекрасному обычаю — хашар. Его главный принцип — взаимовыручка и взаимопомощь — можно выразить мудрой пословицей: «Один за всех, все — за одного». Хашар проводится на общественных началах. Применение метода хашара в сооружении жилищ и культурно-бытовых объектов — замечательное явление, обогатившее лучшие традиции взаимопомощи многих народов среднеазиатского региона. Методом хашара созданы крупные объекты, ирригационные комплексы и энергосистемы, как Фархадская ГЭС, Кайракумская ГЭС, Большой Ферганский канал. Разрушенный после землетрясения 1966 года Ташкент за короткое время был поднят из руин благодаря дружбе и сотрудничеству разных народов.

Нормы и правила культуры поведения вырабатывались веками и тысячелетиями как необходимые условия воспитания этноса. Нравственные нормы поведения были сформулированы священных книгах «Коран» и «Хадисы». В них одобрялись либо осуждались такие категории нравственности, как обязанность, дозволение, осуждение, запрет, благодаря чему оказывались то или иное воздействие на уровень развития культуры той или иной личности. Поэтому использование священных книг в процессе воспитания имеет огромное значение в формировании воспитанности. Таким образом, Хадисы, Коран проповедуют приобщение народного сознания к правовым, нравственным, политическим и другим нормам повседневной жизни путем различного рода назиданий, наставлений советов.

За годы независимости республики внимание и забота к семье поднялась до уровня государственной политики. Главное, укрепилась роль семьи в обществе и повысилась ее ответственность. Была создана крепкая правовая база, целью которой является совершенствование семьи как института, имеющего важную социальную роль. 14-глава Конституции Республики Узбекистан всецело посвящена семье и семейным отношениям. В статьях 63, 64, 65 и 66 укреплены правила, касающиеся роли семьи в качестве основной ячейки общества, обязанности родителей воспитать и содержать несовершеннолетних детей, обязанности совершеннолетних, трудоспособных детей заботиться о своих родителях, об охране государством материнства и детства и т. д. [1, с.46].

В той семье, где ведется целенаправленная и кропотливая работа по образованию и духовному воспитанию детей, в душе и сознании ребенка произрастают ростки любви и добра, духовности и просвещения. А это окажет свое позитивное влияние не только семье, но и в процесс развития целого общества.

Литература:

1.      Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан. 1992. — С. 46

2.      Каримов И. А. Узбекистан — государство с великим будущим. — Т.: Узбекистан. 1992. — С.22.

3.      Айни С. Воспоминания. — М.- Л:. 1960. — С. 64–65.

4.      Гурова Р. Г., Богданова О. С. Культура поведения школьника. — М.: Учпедгиз. 1957. — С. 13.

5.      Кон И. С. Словарь по этике. — М.: Политическая литература. 1981. — С.144.

6.      Хасанов Т. Х. Теоретические и методические основы воспитания дисциплинированности и культуры поведения младших школьников. — Т.: Фан. 1980. С.4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle