Библиографическое описание:

Жовнир И. В. Основные проблемы социально-психологической адаптации детей в приемных семьях за рубежом // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 750-755.

Ключевые слова: усыновление, международное усыновление, особенности усыновления, жизнеустройство, дети сироты, социально-психологическая адаптация.

Введение

Международное усыновление развивается после второй мировой войны, когда вынужденная, или скорее — насильственная миграция, как в Европе, так и в других регионах мира, охваченных войной, закономерно привела к расширению масштабов сиротства. В процессе интернационализации усыновления возникали разного рода нарушения. В настоящее время нарушаются а либо нормы морали, либо права человека, либо иммиграционное законодательство и т. п.

Если законодательная база, регулирующая процессы международного усыновления на сегодняшний день достаточно разработана и эффективна, то психологические проблемы усыновления зачастую остаются в стороне. Поэтому при разработке механизмов передачи ребенка в иностранную семью крайне актуальным представляется рассмотрение социально-психологических проблем, возникающих у участников этого процесса. Например, многие специалисты, вовлеченные в процесс международного усыновления, практически не имеют представления о том, что происходит с личностью ребенка в иноязычной культуре.

И здесь встает главная проблема в системе усыновления — подготовка ребенка к процессу усыновления, жизни в семье, другом государстве, в условиях другой культуре. Ведь ребенок с первого же дня попадает в новое для него социальное пространство прав и обязанностей: как в семье, так и в обществе. Изменяются условия психологического развития личности, определяемые культурным развитием исторически обусловленные реальности существования человека. Изменение видимых и осознаваемых «культурных переменных», таких как язык, климат и погода, еда, игрушки и одежда, новые герои сказок и т. п., влечет за собой неосознаваемые психические изменения в личности ребенка. В процессе международного усыновления постоянно идет наполнение структурных звеньев самосознания ребенка новым содержанием. Депривация хотя бы одного из звеньев может привести к разрушению личности и в дальнейшем потребует значительной психотерапевтической помощи. И от того, как специалисты будут выстраивать свою помощь и поддержку семье, зависит развитие детско-родительских отношений и личности ребенка.

Переезд в другую страну влечет за собой изменение природного окружения, климата, системы ценностей в отношении к природе. Ребенку необходима подготовка, постоянная помощь и руководство со стороны взрослых — в процессе воспитания и обучения до и в период международного усыновления. Наличие таких социально-психологических особенностей, требует тщательного подхода работников социальной сферы, психологов. Для чего нужно развивать и вырабатывать новые синтетические методы работы, используя наиболее эффективные приемы педагогики, психологии, социальной педагогики, социальной работы (для работы с родителями).

Основные проблемы социально-культурной адаптации детей в приемных семьях за рубежом

1 Международное усыновление как форма устройства детей-сирот в современной России

Дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия [6].

Сложившаяся социально — экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро встает проблема устройства и помощи таким детям. По данным официальной статистики в России каждый сотый ребенок является воспитанником детдома-интерната, что в 4–5 раз больше чем в странах Европы и в США. На период с 2010–2011 год в России количество детей оставшихся без попечения родителей составляет –— 93806 детей. Следовательно, встают проблемы усыновления, как российскими гражданами, так и иностранными. Общее число усыновленных в России детей российскими гражданами на 2011 год составило 7,8 тыс. детей, иностранными — 3,3 тыс. человек (преобладающее большинство российских детей передано на воспитание в США) [7].

Усыновление (удочерение) детей — один из институтов семейного права, юридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми. Первая проблема, которая встает перед американскими гражданами — это оформление документов, установление правовых отношений. Чтобы подать документы на усыновление американский гражданин должен показать доходы на 25 % больше, чем средние по штату, затем он проверяется полицией и ФБР, проходит несколько собеседований, и должен собрать около 50 различных справок [5].

Чаще всего сознательным поводом усыновления является невозможность иметь собственного ребенка, в силу бесплодия, возрастных и других ограничений; желание сделать добро; стать нужным, любимым кем-то [2].

Механизм помещения сирот устроен так, чтобы подбирать ребенка для семьи, под требования и пожелания потенциальных родителей. Необходимо, что бы такая работа была ориентирована на подбор российским детям приемных родителей, которые станут им родными, а не наоборот.

В 2010 г. было подписано двустороннее соглашение между США и Россией об усыновлении. Перечислим основные положения договора, а так же те проблемы, которые сопровождают процесс усыновления российских детей американскими семьями. Договором было исключено усыновление однополыми парами, так как в законодательстве некоторых штатов может быть усыновлен ребенок однополыми усыновителями. Следовательно, риск развития у российских детей, усыновленных американскими парами, психических расстройств в самоидентификации уменьшиться.

Еще одной из основных проблем международного усыновления является независимое усыновление (усыновление через посреднические организации). Договором был усилен контроль над приемными американскими семьями, то есть потенциальным усыновителям необходимо проходить токсикологический тест и полное психиатрическое обследование. Так же договор исключил независимое усыновление. Эту процедуру будут осуществлять только аккредитованные обоими государствами организации, так как большинство посреднических агентств создают «специальный трудности», то есть занимаются фальсификацией данных. Американские усыновители, которые состоят на учете у психиатра, «вдруг» оказываются совершенно здоровыми. Часто в документах ребенка указываются «псевдо диагнозы», соответственно ребенок передается на усыновление иностранцам, как страдающий тем или иным заболеванием, по причине которого он не был усыновлен нашими гражданами. Проблема усыновлений последние годы являлась одним из главных раздражителей в российско-американских отношениях. По телевидению и в российском обществе часто обсуждается негативные и жестокие случаи усыновления американскими семьями. После истории с 8-летним Артемом Савельевым, которого приемная мать отправила одного из США в Москву, передав с ним записку с отказом от ребенка, в апреле 2011 года Россия частично приостановила усыновления американцами. По данным, приведённым «Российской газетой», с 2006 года по первое полугодие 2010 года в США погибли 17 усыновлённых американскими родителями российских детей [7].

Еще одной проблемой для российских детей является престиж усыновления для американских граждан. Соединенные Штаты являются страной, где усыновление не просто одобряется, но и всячески приветствуется. Общество оказывает большую поддержку в этом вопросе. Усыновленный ребенок — это часть обычной жизни американского гражданина.

Одна из главных причин того, что российские граждане неохотно усыновляют детей, — это ненадлежащий уровень социально–экономических условий, в том числе жилищные проблемы, а также отсутствие государственной поддержки детей и семей, в которых есть дети. Так, треть россиян живет за чертой бедности, половина их них — это семьи с детьми.

Для российских усыновителей одним из препятствий к усыновлению является снижение эффективности детского здравоохранения. Коммерциализация медицинских услуг оставляет все меньше надежд для родителей, в том числе усыновителей, вылечить больного ребенка. Это один из серьезных факторов, тормозящих развитие усыновления внутри страны.

Без необходимого материального дохода и нормальных жилищных условий надлежащее воспитание усыновленного ребенка затруднено, тем не менее, недопустимо, чтобы материальный аспект преобладал над морально-этическими качествами кандидата в усыновители. Очевидно, что только взаимные отношения ребенка с усыновителями, основанные на глубоком доверии, доброте, ласке, являются главными факторами при усыновлении. Например, в Томской области практикуется передача ребенка в семью до суда, чем еще раз подчеркивается значимость личных контактов между усыновителем и ребенком. В противном случае нельзя говорить о достижении цели института усыновления как социального института [7].

Цель усыновления состоит не только в том, чтобы ребенок приобрел свою семью, но и в том, чтобы интересы ребенка были максимально учтены в результате усыновления. Категория «интересы ребенка» включает в себя такие структурные элементы, как культурная, этническая, национальная принадлежность, которые должны быть сохранены при усыновлении. В противном случае усыновление может быть отменено, как «не отвечающее интересам усыновленного ребенка».

Из всего этого следует, что в процессе международного усыновления идет новое осознание себя как личности. Пренебрежение хотя бы одним из пяти звеньев развития усыновленного ребенка может привести к разрушению личности. То есть при международном усыновлении изменяются условия психического развития ребенка. Использование теории пяти звеньев самосознания показывает, что как только они наполняются новым содержанием в другой культуре, перед нами другой ребенок, другая личность — не та, которой он был на родине.

2 Сущность и особенности социально-психологической адаптации детей-сирот в зарубежных семьях

С рождения ребёнок является биологическим индивидом. В социальный субъект он превращается посредством внедрения его в социум. Процесс социализации для ребёнка очень важен. Только так у него закладываются и формируются личностные качества, приобретаются навыки социального поведения, формируются ценности. Социализация — процесс непрерывный, он может продолжаться всю жизнь, но база его закладывается в детстве. И именно в этот период должны быть созданы все условия для социализации детей. Особую роль в социализации личности ребенка играет семья, являясь ближайшей социальной средой, окружающей ребёнка. Родители обязаны сделать всё, чтобы воспитать из своего малыша полноценного члена общества.

Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители будут испытывать состояние, которое называется адаптацией — процессом привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т. к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям.

Социально-психологические проблемы так же сопровождают процесс адаптации русского ребенка к жизни в американской семье. Ребенок не имеет в семье иностранных усыновителей эмоциональной и культурной поддержки, которая есть в любой российской семье. На фоне таких психологических явлений, как замкнутость, тревожность, низкий уровень самооценки, агрессивность и др. у детей развиваются различного рода аддикции (от англ. Addiction — зависимость). Усыновленные дети ощущают неудобства из-за языкового барьера, стесняются своего происхождения, у них наблюдается «раздвоение личности», что провоцирует обострение психологических и социальных проблем, следовательно, становятся первопричиной конфликтов в приемной семье. Вследствие чего американские семьи отказываться от российских детей, и отправляют их на Родину. В среднем, по данным на 2010 год, согласно общемировой практике, около 4 % от всех устраиваемых детей — те дети, которые не смогли адаптироваться в семье и нуждаются в переустройстве [7].

Одной из главных психологических проблем уже после усыновления американскими семьями российских детей, является — неготовность родителей к жизни с приемным ребенком. В основном, взаимодействие с приемным ребенком зависит от некоторых составляющих: во-первых, это мотив усыновления. Усыновить ребенка хотят пары, не имеющие детей и имеющие их, одинокие женщины и мужчины. Мотивы этого желания можно разделить на осознаваемые и бессознательные, о которых даже не догадываются люди, их имеющие, но именно вторые являются движущей силой этого желания и они же определяют в дальнейшем характер отношений. Важно поэтому, чтобы усыновители были максимально осведомлены о своих собственных потребностях и желаниях, которые они хотят осуществить, усыновляя чужого ребенка.

Бессознательные мотивы всегда сугубо индивидуальны, например, заполнить ощущение внутренней пустоты, заменить ребенком потерю любимого человека, осуществить через ребенка свои нарциссические устремления и т. д.

Конфликтные ситуации в приемной американской семье, которая усыновила российского ребенка, ответственность лежит не только на приемных родителях, но так же и на учреждении, в котором был на воспитании ребенок до усыновления. Работа по помещению детей на семейные формы устройства воспитания — важная составляющая деятельности учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо проводить мероприятия и для воспитанников таких учреждений, организовывать подготовку во вступлении в приемную семью, проводить тренинги, беседы, индивидуальные занятия с ребенком. Если для взрослого человека, который решил усыновить ребенка, процесс международного усыновления повышает стрессированность личности, которая приводит к различному роду психологическим заболеваниям, то для маленького гражданина это является огромной нагрузкой на общее психологическое развитие личности.

Можно сделать вывод: чтобы, не возникало конфликтных ситуаций в приемной семье, которая могла бы приводить к таким последствиям, как насилие над ребенком, возвращение ребенка в детский дом и так далее, необходима тщательная работа специалиста по международному усыновлению, который должен обладать рядом компетентностных характеристик.

Для решения проблем усыновления иностранными гражданами российских детей необходимо:

1)        дальнейшее развитие этого направления в рамках государственной политики;

2)        усиление контроля над посредническими агентствами и медицинскими учреждениями, которые занимаются оформлением документов;

3)        подготовка кадров для работы с иностранными усыновителями;

4)        оказание психологической помощи детям, усыновленных иностранными семьями;

5)        проведение профилактических мероприятий по сокращению численности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2].

Усыновленные дети, как правило, больше не возвращаются на историческую Родину. Они перенимают иностранную культуру и традиции, становятся членами другого общества. Необходимо чтобы россияне имели больше шансов усыновить «наших» детей, нежели иностранные граждане.

На практике не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если усыновителями являются иностранные граждане.

Речь идет о сложностях, связанных с адаптацией усыновленного ребенка на территории иностранного государства, в чужой стране. Это уникальный способ взаимодействия, «столкновения» двух разных культур. По мнению специалистов, такое противоречие обусловлено различными материальными, социальными, психологическими ресурсами. Дело в том, что усыновители находятся в привычной для них среде, ребенок же не знает языка, обычаев, культуры новой для него страны. Многие иностранные усыновители считают, и не без оснований, что русский ребенок приезжает без так называемого культурного багажа и потому, по их мнению, может легко адаптироваться в чужой для него стране.

Представляется, что ситуация осложнена еще и тем, что ребенок не имеет в семье иностранных усыновителей той эмоциональной и культурной поддержки, которая есть в любой русской семье.

Исследования показали, что усыновленные дети ощущают неудобства из-за своего физического облика, стесняются своего происхождения, у них наблюдается «раздвоение личности», что провоцирует обострение психологических и социальных проблем, проявление симптомов душевного расстройства, чувства неполноценности, тревоги, депрессии.

В процессе развития ребенок усваивает и изменяет мир вокруг себя, благодаря чему этот мир становится частью его личности. Опыт, полученный в ранние годы, играет ведущую роль в развитии его внутреннего мира.

Во внутренней жизни ребенка происходят существенные изменения.

Первое — это имя собственное. Имя, данное при рождении, является знаком, позволяющим причислять себя к определенному этносу, полу, социальному слою. Ребенок идентифицирует себя со своим именем с первых месяцев жизни, и ему трудно думать о себе вне этого имени. При международном усыновлении имя ребенка, как правило, изменяется. Ребенок из страха показаться недостойным новой семьи делает над собой усилие, чтобы вслух не вспоминать свое настоящее имя, однако дается это очень нелегко. Известен случай, когда испанские родители через год вынуждены были вернуть усыновленному 8-летнему ребенку прежнее имя.

Второе — притязание на признание, предъявление ребенком прав на уважение. Попав в новый мир, в семью, ребенок понимает, что перед ним открылись перспективы, которых не было в прежней жизни. Поэтому уровень экономического и культурного развития новой родины определяет и новые ценности жизни, с которыми ребенок отныне будет соотносить свои притязания.

Третье — половая идентификация и отношение к своему телу.

Экспертные исследования показали, что дети, усыновленные в возрасте старше 2 лет, испытывают трудности при использовании картинок и игрушек, связанных с ролью мужчины, с трудом воспринимают лиц мужского пола. Нередко это результат того, что сотрудниками детского дома были в основном женщины. Подобная проблема может надолго осложнить жизнь усыновленного ребенка. Это звено самосознания претерпевает постоянные изменения у детей-инвалидов. Есть фильм о двух русских мальчиках без ног, которых усыновил американец — ветеран вьетнамской войны, потерявший ступню. Протезы полностью изменили жизнь детей: они катаются на велосипедах, играют в футбол и баскетбол, постоянно путешествуют с родителями. Страшно подумать, что ждало их в России [8].

Четвертое — психологическое время личности, то есть переживание физических и духовных изменений в прошлом, настоящем и представление о будущем. С помощью взрослого ребенок учится вспоминать («когда я был маленьким») и обращаться к будущему («когда я вырасту»). Если новые родители не принимают во внимание прошлое ребенка, это может разрушить внутренний статус его личности. Исследования показывают, что соотнесение прежнего опыта ребенка с его настоящей жизнью — сложнейшая проблема адаптации. Вот почему так важно подготовить ребенка к международному усыновлению: не только показать фотографии нового дома и новой семьи, но и дать с собой кусочек родины — фотографии, любимые игрушки, заветные вещицы. Во многих европейских странах и в США принято рассказывать о месте рождения усыновленного ребенка, о героях его страны, чтобы сформировать у него жизненно необходимое чувство гордости за первую родину.

Пятое — социальное пространство личности, условия существования человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. Требования, предъявляемые к детям в новой семье, могут оказаться непреодолимыми. Незначительный, на первый взгляд, конфликт между сестрами-подростками из Санкт-Петербурга и священником, который их удочерил, привел к передаче детей в другую семью. Сестры отстаивали право ходить в одежде, которая нравилась им, а не приемным родителям, готовить и есть то, что им хотелось. Результатом этого конфликта стало переусыновление детей.

В результате всех изменений ребенок в период адаптации может находиться в состоянии замешательства: он часто испытывает трудности и не видит своей роли при новом положении вещей, что вызывает психическое напряжение и переживание незащищенности. Таким образом, изменение видимых и осознаваемых „культурных переменных“, таких как язык, климат и погода, еда, одежда и игрушки, новые герои сказок и т. п., влечет за собой часто неосознаваемые, серьезные психические изменения в личности ребенка. От того, как будет выстраиваться помощь и поддержка приемной семьи специалистами, зависит развитие детско-родительских отношений и личности ребенка... И если процесс нормальной адаптации при международном усыновлении будет сорван, это приведет к возникновению чувства психологической незащищенности и самым отрицательным образом скажется на нормальном развитии ребенка.

Проведенные экспертные исследования подтвердили наличие культурного стресса у усыновленных детей. Вот некоторые примеры:

1.         Отсутствие плача или разговора в течение нескольких месяцев, затем начинается непрерывный разговор (результат пребывания ребенка в детском доме).

2.         Чрезвычайная застенчивость — не смотрит в глаза в течение трех месяцев (последствия нарушения поведения привязанности).

3.         Жадность в еде, ест так, как будто его морили голодом в приюте. Есть много и быстро (проявление культурного шока — изменение качества еды и условий ее получения).

4.         Дети старшего возраста могут вести себя как двухлетние: устраивать истерики, требовать, чтобы их брали на руки, как маленьких (пример регресса при культурном шоке или семейной адаптации. Ребенок переживает пропущенные им стадии развития; демонстрация потребности в тактильных контактах).

Одна девочка сказала: у американцев слишком много зубов. Она отметила, что они слишком часто улыбаются, — наверное, что-то затевают (проявление культурных различий. Улыбка у американцев является формальной, а у русских улыбка является проявлением чувств).

5.                  Дети не привыкли, чтобы их приветствовали по утрам. Несколько детей сказали, что когда их приемные родители пришли к ним в комнату утром и сказали: «доброе утро!», они не могли понять, что это значит (пример культурных различий или плохого понимания языка).

Главные проблемы адаптации усыновленного ребенка — это отношения с новыми братьями и сестрами, которые могут потерять статус старшего или младшего в семье, чувство вины за хорошую жизнь и культурный шок.

Можно сделать вывод о том, когда приемные и родные дети оказываются одного и того же возраста, необходимо подбирать для каждого свой круг детей. Это связано с тем, что и родной ребенок нуждается в чувстве безопасности и защищенности в своей группе друзей без угрозы соревнования в своем кругу. Другой проблемой является усиленное внимание родителей к приемному ребенку, в то время как родной ребенок также нуждается во внимании». То есть вначале потери несут все: и усыновленный ребенок, и родные дети, и каждый из членов новой семьи.

У многих российских детей, переехавших в другую страну, есть родственники. И они переживают из-за того, что стали жить иначе. Одна девочка-подросток сказала, что чувствует себя предателем по отношению к биологическому отцу, потому что ее новые папа и мама живут несравненно лучше. И несмотря на жгучее желание обрести новых родителей, дети-подростки всегда испытывают чувство необъяснимой вины перед друзьями, опекунами и родственниками.

Что же касается регресса, тут все более или менее понятно. Помимо общего дискомфорта ребенок испытывает страшные затруднения в связи с незнанием языка. Он проигрывает всем и во всем. Даже ребенок до года тоже ощущает дискомфорт, потому что он носитель той культуры, из которой он изъят. Он еще не умеет говорить, но ощущает биоритмы — в новой стране они другие (новое время, звучание языка и музыка).

Проблема культурного шока — это проблема детей старше 5 лет, потому что они помнят родину. Девятилетний мальчик, усыновленный в три года, сказал, что Россия и воспоминания о ней связаны с золотым цветом и всплывают как золотая дымка.

Таким образом, решение вопроса о международном усыновлении не может рассматриваться только в правовой плоскости. Усыновленные дети приезжают в страну с определенными навыками поведения, набором понятий, привычек, привитых в родной стране. В чужом окружении ребенок ощущает психологический дискомфорт. Такая ситуация влечет комплекс личностных конфликтов у ребенка, связанных с необходимостью «усвоения» культуры, традиций, обычаев страны. В связи с этим необходима адресная, целенаправленная психологическая помощь усыновленным детям.

Заключение

Цель усыновления состоит не только в том, чтобы ребенок приобрел свою семью, но и в том, чтобы интересы ребенка были максимально учтены в результате усыновления. Категория «интересы ребенка» включает в себя такие структурные элементы, как культурная, этническая, национальная принадлежность, которые должны быть сохранены при усыновлении. В противном случае усыновление может быть отменено, как «не отвечающее интересам усыновленного ребенка».

Из всего этого следует, что в процессе международного усыновления идет новое осознание себя как личности. Пренебрежение хотя бы одним из пяти звеньев развития усыновленного ребенка может привести к разрушению личности. То есть при международном усыновлении изменяются условия психического развития ребенка. Использование теории пяти звеньев самосознания показывает, что как только они наполняются новым содержанием в другой культуре, перед нами другой ребенок, другая личность — не та, которой он был на родине.

Таким образом, решение вопроса о международном усыновлении не может рассматриваться только в правовой плоскости. Усыновленные дети приезжают в страну с определенными навыками поведения, набором понятий, привычек, привитых в родной стране. В чужом окружении ребенок ощущает психологический дискомфорт. Такая ситуация влечет комплекс личностных конфликтов у ребенка, связанных с необходимостью «усвоения» культуры, традиций, обычаев страны. В связи с этим необходима адресная, целенаправленная психологическая помощь усыновленным детям.

Литература:

1.      Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд. ЛГУ, 1969. — 250 с.

2.      Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Проспект, 1969. — 325 с.

3.      Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — 7-е изд., стереотип. — М.: БЕК, 2003. — 389 с.

4.      Мухина, В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В. С. Мухиной. — М.: Наука, 1992. — 340 с.

5.      Арутян, Г. В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Граждан и право. — 2002. — № 3. — С.12.

6.      Брынцева, Г. Сирота за океаном // Российская газета.- № 4874. 25 марта 2009 года.

7.      Богаченко, А.Е., Попов В. А. Проблема усыновления российских детей американскими семьями: социально-правовой и психолого-педагогический аспекты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009–07–01–10–21–16/4555–2012–11–05–18–36–27 (дата обращения 27.04.2013 г.)

8.      Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. - М. : Наука, 1999. – С. 192

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle