Библиографическое описание:

Кобзов А. Ю., Кобзова А. В. Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 354-357.

Проблемы профессиональной ориентации молодежи приобретают в настоящее время особую актуальность. В статье представлена методика, которая позволяет подобрать перечень профессий, наиболее подходящих для респондента.                                                         

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

В современных экономических условиях, сформированных под влиянием кризиса и ухудшающейся демографической ситуации в Российской Федерации, особую значимость приобретает необходимость оказания помощи молодежи, выходящей на рынок труда, занять достойное положение в соответствии со своими профессиональными интересами и склонностями, выявлению которых способствует профессиональная ориентация, что подчеркивает ее особую роль в настоящее время. Профессиональная ориентация — это комплексное понятие, связанное с профессиональным самоопределением индивида в выборе сферы деятельности, основанное на соотнесении его склонностей с потребностями рынка труда [1].

Хотелось бы отметить, что существует четкая закономерность между удовлетворенностью трудовой деятельностью и своевременно проведенной профориентационной работой. Активный карьерный рост выше среди работников своевременно прошедших профессиональную ориентацию. Как следствие, у таких работников выше производительность труда, что приносит пользу отдельному предприятию и всей экономике страны в целом [2]. Определение с выбором направления обучения для молодежи должно осуществляться на основе проведения профориентационной работы. Основными факторами, которые лежат в основе профориентации, являются три параметра:

-          профессиональные интересы и склонности абитуриента, а также его пожелания к будущей профессии (блок «Хочу»);

-          знания, способности и умения, которыми абитуриент обладает (блок «Могу»);

-          профессии, востребованные на рынке труда (блок «Надо»).

Пересечение указанных блоков и формирует оптимальное профессиональное состояние личности: совпадение интересов и способностей человека с потребностями рынка труда (рисунок 1).

Рис. 1. Схема формирования идеального профессионального состояния личности

Профориентационное тестирование направлено на диагностику двух первых параметров: блоков «Хочу» и «Могу».

Нами разработана методика, позволяющая на основе интересов и склонностей респондента, а также его умений и способностей, подобрать наиболее подходящий для него перечень профессий и дать общие указания относительно будущей сферы деятельности.

В настоящее время существует достаточное количество разнообразных подобных программных продуктов, которые позволяют на основе тестирования оценить профессиональные предпочтения. При рассмотрении нескольких программных продуктов [3], хотелось бы указать их следующие недостатки:

-          ограниченность набора методик профессиональной ориентации;

-          отсутствие общей рекомендации выбора будущей сферы деятельности;

-          нет возможности учитывать квалификацию респондентов.

В предложенной нами схеме профориентационного тестирования (рисунок 2) имеется возможность устранения указанных выше недостатков.

1.         Используемый в настоящий момент набор методик профориентации абитуриентов включает в себя: тест интересов, на основе теста ДДО Е. А. Климова; тест способностей, на основе адаптированного теста Р. Амтхауэра. При необходимости возможно расширение перечня профориентационных методик, с целью углубленной диагностики профессиональной направленности респондентов.

2.         Помимо указания конкретных профессий, при прохождении профориентационного теста дается и общая рекомендация по выбору будущей профессии, в частности отнесение абитуриента к пяти основным типам профессии (на основе теста ДДО Е. А. Климова): «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».

3.         Так как тестирование направлено в основном на абитуриентов, то нет необходимости учитывать квалификацию тестируемых.

Основная идея разработанной нами схемы проведения профориентационного тестирования абитуриентов заключается в следующем:

1.         Все желающие пройти профессиональную диагностику имеют открытый доступ к профориентационному тестированию на сайте: http://verish.net/test [4]. Прежде чем приступить к тестированию, респонденту необходимо заполнить следующие сведения о себе: фамилия, имя, отчество; адрес электронной почты; возраст; страна; город. Эти данные вместе с результатами тестирования формируют общую базу данных респондентов.

2.         Респондентом выполняется тест интересов и склонностей (на основе теста ДДО Е. А. Климова). По результатам данного теста у респондента выявляется сфера деятельности, подходящая ему в большей степени и неблагоприятный для него тип профессий. По оценки интересов и склонностей, указывается отношение абитуриента к пяти основным типам профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Из всех имеющихся в базе направлений обучения выбираются подходящие респонденту в соответствии с его профессиональными склонностями. Таким образом, на данном этапе происходит формирование блока «Хочу», то есть оценка интересов и склонностей абитуриента и его пожеланий к будущей сфере деятельности.

3.         Прохождение абитуриентом теста способностей (на основе адаптированного теста Р. Амтхауэра), является следующим этапом профориентационной диагностики. Тест способностей включает в себя три комплекса субтестов (комплекс вербальных (словесных) субтестов, комплекс математических субтестов, комплекс конструктивных субтестов), направленных на выявление у респондента профессиональных способностей. По результатам теста, из уже отобранных на предыдущем этапе профессий, выбираются наиболее подходящие респонденту в соответствии с его знаниями, навыками и умениями. В рамках этого теста формируется блок «Могу».

4.         Завершающим этапом является предоставление абитуриенту, прошедшему тестирование, перечня профессий, наиболее подходящих ему на основе профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Пример результатов тестирования — http://verish.net/exam/result.htm [5].

Рис. 2. Схема реализации профориентационного тестирования

При добавлении в предложенную схему данных о потребностях рынка труда (блок «Надо»), появится возможность ориентировать абитуриентов на востребованные профессии с учетом их профессиональных интересов, склонностей и способностей. Рынок труда, в общем понимании, представляет собой сферу формирования спроса и предложения на рабочую силу. При этом под спросом подразумевается потребность работодателей в определенном количестве работников из числа экономически активного населения, соответствующих выбранным критериям [7]. Учет заданных работодателями критериев на стадии выбора будущей профессии в дальнейшем облегчит решение проблем, связанных с трудоустройством молодежи.

Экономическая значимость данной методики заключается в экономии средств на обучение. Получив высшее образование по специальности, к которой у человека нет профессиональных склонностей, он оказывается невостребованным на рынке труда. То есть средства, выделенные на его обучение, потрачены «впустую». Требуются дополнительные затраты на переобучение для дальнейшего трудоустройства. Избежать финансовых потерь помогает своевременное профориентационное тестирование абитуриентов.

Литература:

1.      Сладкова Е. А., Кобзова А. В. Роль организационной культуры в профессиональной ориентации и адаптации рабочей силы в современных экономических условиях // «Вестник МГСУ». — 2013. — № 5. — с. 185–192.

2.      Донецкий А. М., Крымова Н. А. Профориентация населения — важное условие эффективной занятости. — Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, 2011, № 1. — с. 226–228.

3.      Макарова М. Ю. Проектирование информационной системы поддержки профориентационных процессов различных уровней / Наука и образование, № 9 — М.: Научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. с. 371–386.

4.      Профориентационное тестирование. Режим доступа: http://verish.net/test Дата обращения: 18.10.2013.

5.      Пример результатов профориентационного тестирования. Режим доступа: http://verish.net/exam/result.htm Дата обращения: 18.10.2013.

6.      Кобзов А. Ю. Методика и реализация профориентационной системы с использованием телекоммуникационных сетей: автореф. дисс. … канд. техн. наук. СПб, 1996. 16 с.

7.      Кобзова А. В. Анализ занятости и безработицы в Российской Федерации // Научный журнал «Новый университет»: Серия «Экономика и право». — 2012. — № 11.– с. 30–32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle