Библиографическое описание:

Камалиева Г. Т. Гражданско-правовое регулирование договора поставки на молочную продукцию с торговыми сетями // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 532-535.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие в сфере заключения договора поставки на молочную продукцию. Автор делает свои выводы, основываясь на проведенном анализе нормативных актов, судебной практики, коммерческой практики, в частности на примере правового заключения договора поставки молочной продукции с торговыми сетями.

Ключевые слова: торговые сети, хозяйствующий субъект, предпринимательская деятельность, договор поставки.

Переход к рыночным отношениям, проведение экономической реформы кардинально меняют сферу применения и использования договора, его роль и значение в гражданском обороте [1, с.937]. Любая предпринимательская деятельность связана с использованием договора.

Пожалуй, ни одна компания независимо от вида деятельности не обходится без заключения договора поставки. Казалось бы, поставка очень подробно урегулирована в Гражданском кодексе, и даже если стороны не включат в договор те или иные условия, они все равно будут следовать из закона. Однако практика применения данного гражданско-правого договора показывает, что приходится сталкиваться с рядом трудностей при заключении и исполнении обязательств по договору с крупными торговыми объектами.

Производство и реализация молока и молочной продукции осуществляется в соответствии с «Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию» от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ [2]. Настоящий федеральный закон устанавливает права и обязанности участников, а также:

1)        объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит настоящий Федеральный закон;

2)        требования к безопасности объектов технического регулирования;

3)        правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона;

4)        правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона;

5)        требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.

Объектами технического регулирования, перечень и описание которых содержит настоящий Федеральный закон, являются:

1)                 молоко и молочная продукция, в том числе продукты детского питания на молочной основе, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации;

2)                 процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.

Согласно ст. 3 ФЗ № 88 от 12 июня 2008 г. настоящий технический регламент принимается в целях:

1)        защиты жизни и здоровья граждан;

2)        предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции.

В главе 2 Технического регламента на молоко и молочную продукцию подробно прописаны требования к сырому молоку, продуктам его переработки. И производитель сырого молока при передаче произведенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи обязан следовать требованиям данного технического регламента. При передаче производителем сельскохозяйственной продукции заготовителю заключается договор контрактации, где обязательно прописано условие, что производитель также обязан следовать нормам Федерального закона № 88 от 12 июня 2008 г.

Лицо, закупившее сырое молоко, перерабатывает молоко и реализует продукты переработки, а это молочная продукция, через торговые объекты. Реализация молочной продукции осуществляется путем заключения договора поставки.

Договор поставки является видом купли-продажи [3, с.36]. По договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

Таким образом, основным отличительным признаком является цель приобретения товара — предпринимательство или иная не связанная с личным (семейным и т. д.) использованием.

Кроме того, моменты заключения и исполнения договора, как правило, не совпадают; по договору поставки возможна продажа и одновременно всего товара, и партиями, т. е. этот договор может заключаться на длительный срок.

Учитывая важность договора поставки, Гражданский кодекс уделил большое внимание механизму урегулирования разногласий при его заключении. При этом нужно учесть ряд весьма важных обстоятельств:

а) предложение заключить договор поставки может исходить от любой из сторон;

б) предложение заключить договор направляется в письменной форме (ст. 432 ГК РФ);

в) в этом предложении должны содержаться сведения обо всех существенных условиях, т. е. условия о предмете договора, количестве товара (п.2 ст. 465 ГК РФ), условия, признанные существенными законом либо сторонами (одной из сторон), например сроки, порядок расчетов, способ поставки (ст. 432 ГК РФ).

Если предложение не содержит хотя бы одного из существенных условий, то оно не может служить основанием для заключения этого договора (ст.435 ГК РФ). И наоборот, если предложение содержит все существенные условия, то оно связывает сторону, от которой исходит, с момента его получения другой стороной (п.2 ст.435 ГК РФ).

Как правило, у заготовителя имеется свой проект договора поставки и стадия заключения с малыми и средними предпринимателями на практике особого труда не доставляет. Заготовитель четко прописывает все условия в проекте собственного договора исходя из своей концепции работы. Но в теперешнее время, когда развита такая структура как торговая сеть, заготовителям сельскохозяйственной продукции приходится часть продукции реализовать, используя услуги вышесказанного торгового объекта.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381 — ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381 — ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельностью в Российской Федерации» под торговыми сетями понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации [4]. Согласно п.7 части 2 ст.8 хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности. Следовательно, все условия хозяйственного договора определяются по усмотрению только одной стороной, а именно хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. Как правило, в данном договоре формируются общие условия для всех поставщиков, независимо от того, производят они продукцию или нет. И это не противоречит ст.421 ГК РФ, где раскрыт и конкретизирован принцип свободы договора, провозглашенный ст.1 ГК РФ.

Но практика показывает, что при заключении договора поставки на условиях хозяйствующего субъекта не всегда соответствуют интересам производителей молочной продукции. Традиционно наибольшее количество спорных моментов в поставке связано с тремя основными блоками: о предмете договора, качестве и порядке приемки товара. Если по каким — либо причинам отсутствует возможность прийти к компромиссу в тексте самого договора, сторона, а в данном случае поставщик, получивший проект договора, может составить протокол разногласий. Протокол разногласий представляет собой предложение по согласованию отдельных условий договора, т. е. документ, в котором контрагент предлагает свой вариант спорного условия договора. Но так как, торговая сеть представляет собой совокупность двух и более торговых объектов под общим управлением, то не всегда данные хозяйствующие субъекты приветствуют практиковать составление протокола разногласий, хотя это и нарушает принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Поэтому, целесообразно для поставщиков, а именно производителей молочной продукции, разработать хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, отдельный проект договора на поставку молока и молочной продукции, который отвечал бы тем требованиям, которые урегулированы федеральными законами и другими нормативно — правовыми актами именно для данного вида продукции.

Как ранее уже говорилось, договор поставки является видом договора купли-продажи. Существенным условием договора купли-продажи является условие о товаре, то есть о его наименовании и количестве (п.5 ст.454, п.3 ст.455, п.2 ст. 465 ГК РФ). При отсутствии этих условий не считается заключенным. Но если речь идет не о разовой отгрузке, а о серии поставок в течение определенного периода, причем нескольких наименований товара, то заранее установить в таком долгосрочном договоре точное количество товара невозможно. Точный ассортимент зачастую определяется уже в ходе исполнения. Договор поставки хозяйствующего субъекта имеет множество пронумерованных ссылок с указанием, что информацию о наименовании и количестве товара можно найти в приложениях к договору. Практика показывает, что данные приложения остаются без внимания и не оформляются. В виду этого, хозяйствующим субъектам целесообразно указать в договорах поставки, что ассортимент и количество товара устанавливаются в накладных на поставку товара и эти документы являются неотъемлемой частью договора. Такой вариант вполне отвечает требованиям закона — существенные условия могут быть согласованы сторонами и в нескольких взаимосвязанных документах. А условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения (п.1 ст.465 ГК РФ). И тут важно соблюсти следующий алгоритм: отметить в договоре хотя бы общее наименование группы товаров, а в документах, указанных в договоре, раскрыть подробный ассортимент и количество товаров. Если в договоре не будет даже общего наименования товаров (просто использовано обезличенное понятие «товары»), есть риск, что суд признает такой договор незаключенным даже при последующем указании ассортимента в накладных.

К оформлению документа, в котором согласовывается предмет, необходимо подходить так же внимательно, как к оформлению самого договора. В частности, необходимо, чтобы в документе, где определены количество и наименование товара, обязательно была ссылка на реквизиты договора. Именно отсутствие такой ссылки приводит к тому, что суды впоследствии признают только разовые поставки по накладным, а сам договор считают незаключенным.

Так как речь идет о реализации молока и молочной продукции, то в договоре поставки хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, обязательно должно быть прописано условие о качестве товара, хотя это и не является существенным условием для договора поставки. При их отсутствии покупателю бывает трудно, а порой и вовсе невозможно предъявить поставщику требования в связи с недостатками товара. Обязательными требованиями к качеству молока и молочной продукции является Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и в договоре поставки необходимо указать ссылку именно на этот Федеральный закон.

Принимая товары, хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, должен осмотреть их в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. В этот же срок он должен проверить количество и качество принятых товаров в порядке, предусмотренном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота (п.2 ст.513 ГК РФ). На самом деле универсального обязательного порядка приемки товара по количеству и качеству, а также срока такой приемки в законодательстве нет. Наличие такой процедуры в договоре, с одной стороны, вносит определенность, но с другой стороны, ограничивает покупателя в реализации его прав. То есть чем сложнее порядок приемки, тем проще поставщику избежать ответственности за брак и недопоставку. Если же порядок приемки в договоре не установлен, то предполагается, что покупатель должен обнаружить недостатки товара (если такое имеется) в разумный срок (п.2 ст.477 ГК РФ), а если на товар установлен срок годности или гарантийный срок — в течение этих сроков (п.3,4 ст. 477 ГК РФ). Сам порядок проверки качества в этом случае должен соответствовать обычаям делового оборота.

Один из самых распространенных вариантов договорного условия о порядке приемки, который используют хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность — это условие о том, что приемка по количеству и качеству производится в соответствии с инструкциями Госарбитража СССР от 15.06.62 № П-6 и от 25.04.66 № П-7. Заметим, что данная ссылка крайне не выгодна для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, но на руку поставщику. Инструкции содержат слишком громоздкий и непрактичный в современных условиях порядок приемки товара с жесткими требованиями к срокам, а также к оформлению документов в ходе приемки [5]. И когда осуществляется поставка молока и молочной продукции, то использовать порядок приемки указанный в этих инструкциях нецелесообразно.

Молоко и молочная продукция относится к категории скоропортящаяся продукция и имеет срок реализации, а не срок годности. Федеральный закон от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» четко прописывает требования к реализации молока и продуктов его переработки, устанавливает температурный режим, при котором продукция должна транспортироваться, а особенно в летнее время, а также устанавливает, каким видом должно перевозиться молоко и молочная продукция во время поставок в торговые объекты и т. д.

К тому же, если следовать инструкциям Госарбитража СССР и оформлять акт об окончании приемки, который содержит 20 обязательных пунктов, на скоропортящуюся продукцию, то до потребителя она дойдет уже некачественной, другими словами испорченная.

Тем самым, из вышесказанного следует, что ссылка на инструкции Госарбитража СССР не уместна для такой продукции, как молоко и продуктов его переработки. Необходимо продумать инструкцию о порядке приемки молока и молочной продукции, более удобную на практике и соответствующую требованиям Федерального закона № 88 от 12 июня 2008 г.

Учитывая все обстоятельства, можно сделать следующий вывод, что договор поставки хозяйствующего субъекта, осуществляющий торговую деятельность, при заключении его с производителями молока и молочной продукции, не может отразить все юридические факты, служащих основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. Разработка инструкции по приемки молока и продуктов его переработки приведет к упорядочиванию норм законодательства.    

Литература:

1.         Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. С использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид. наук, профессор О. Н. Садиков. М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА –М, 2008.- XXXVIII, 1062 с.

2.         Технический регламент на молоко и молочную продукцию: Федеральный закон от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010).

3.         Гуев А. Н. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2. — М.: ИНФРА — М, 2004.-IV.454 с.

4.         Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (в редакции ФЗ от 23.12.2010 № 369-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ).

5.         Инструкции Госарбитража при Совете Министров СССР № П-6 от 185.06.1965 г. и № П-7 от 25.04.1966 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle