Библиографическое описание:

Батаев А. В. Тенденции внедрения автоматизированных банковских систем иностранных производителей в России // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 280-284.

Первые автономные системы, обеспечивающие обработку платежных документов, подсчеты балансов и подготовку отчетной документации в банках, были разработаны за рубежом в 50-х годах. В 1959 году в Bank of America начала работать электронная установка для осуществления депозитных чековых операций — «ЭРМА».

Первая попытка широкого внедрения автоматизированных систем за рубежом была предпринята в начале 70-х годов прошлого века, но она окончилась неудачей в силу ряда факторов:

-          темпы технического прогресса были ниже потенциально возможных;

-          потребовались значительные усилия, чтобы рядовой потребитель принял новые формы предоставления услуг;

-          для создания широкомасштабных систем передачи информации были необходимы огромные капитальные затраты;

-          существующие внутри отрасли экономические связи не способствовали техническому прогрессу;

-          регулирующий юридический и административный аппарат был связан с традиционной «бумажной» системой банковских услуг.

Массовое распространение ЭВМ в 80-е годы приобрело универсальный и всеобъемлющий характер, охватив буквально все направления банковской деятельности. ЭВМ стали дешевле, компактнее, надежнее, а значит, и более доступными в эксплуатации. Их использование позволило улучшить качество банковских услуг за счет автоматизации обработки информации на рабочих местах, где непосредственно выполнялись банковские операции и велось обслуживание клиентов.

В СССР средства промышленной обработки банковской информации началось с созданных в начале 60-х годов 20-го века отраслевых машино-счетных станций на базе счетно-перфорационных машин. С развитием средств вычислительной техники были созданы вычислительные центры при каждом Главном Управлении Госбанка СССР, оснащенные отечественными ЭВМ (серии «Минск» и «ЕС»). Программные средства обработки, хранения и выдачи информации являлись персональными разработками коллективов авторов [1].

В 1988 году в СССР был принят закон, разрешающий создание коммерческих банков, хозяйственно независимых от Госбанка. Этот год можно назвать годом начала внедрения новых информационных технологий в банковскую деятельность. Первые коммерческие банки стали «пионерами» внедрения современных средств и методов обработки банковской информации.

Если сравнивать в конце 80-х годов прошлого века автоматизированные банковские системы (АБС) в нашей стране и иностранных производителей, то можно отметить, что принципы конкуренции и достижения прибыли, позволили создать достаточно эффективные средства автоматизации, использующие современные средства вычислительной техники и программного обеспечения за рубежом. В СССР развитие автоматизированных технологий значительно уступало им по своей эффективности и охвату автоматизации банковской сферы.

В начале 90-х годов прошлого века развитие частного банковского сектора в России привело к бурному росту информационных технологий в финансовом секторе. Развитие автоматизированных систем осуществлялось практически с нуля, многие решения принимались спонтанно и требовали больших усилий при тестировании банковских систем. Первые банковские системы являлись полностью собственной разработкой банковских учреждений и являлись уникальными по своей сути.

Одновременно с этим появились первые фирмы по производству автоматизированных банковских систем, предлагающие тиражируемые решения, такие как Диасофт, R-Style Softlab и другие. Предлагаемые ими банковские продукты были несовершенными, требовали значительной доработки для конкретного банковского учреждения, обладали низкой функциональной полнотой [2].

Поэтому в середине 90-х годов прошлого века российские банки обратили внимание на банковские системы иностранных производителей, которые к тому времени, позволяли автоматизировать практически полностью все сферы банковского учреждения и обладали значительным функциональным потенциалом. Первые системы, которые были внедрены на российском рынке, принадлежали таким известным фирмам, как Midas-Kapiti International (автоматизированная банковская система (АБС) Midas DBA, Equation DBA), Kindle Banking Systems Ltd. (АБС Bankmaster), Citicorp IT Industries Ltd. (АБС Microbanker). Общее количество внедрений всех фирм в 90-е годы по разным оценкам составляло 15–20 разработок [3].

Первые внедрения, произведенные в российских банковских учреждениях, оказались крайне неудачными, в силу ряда причин, основными из которых являлись следующие:

-          низкая адаптационная возможность автоматизированных банковских систем иностранных разработчиков, которая заключалась в необходимости подстраивать функциональное ядро системы под российские правила игры;

-          невозможность быстрого перенастраивания системы в связи с постоянно изменяющимися требованиями российского Центробанка по оформлению отчетности;

-          длительные сроки внедрения зарубежных банковских систем;

-          нехватка квалифицированного персонала по обслуживанию автоматизированных банковских систем иностранного производства;

-          высокая стоимость зарубежных разработок;

-          высокая стоимость обслуживания автоматизированной банковской системы иностранного производства;

-          низкая заинтересованность иностранных производителей в продвижении своих разработок на российский рынок в силу его малой привлекательности с точки зрения финансовых возможностей.

В силу этих причин первая волна экспансии иностранных банковских систем на российский рынок практически не получила распространения и после кризиса 1998 года почти полностью прекратилась.

Первые попытки снова выйти на российский рынок были отмечены в начале 2000-х годов спустя пять лет после кризиса. Начался второй этап завоевания российского рынка иностранными разработчиками. Российский банковский сектор после системного кризиса произвел структурные преобразования, на рынке остались наиболее сильные игроки, которые обладали значительной финансовой устойчивостью и представляли интерес иностранным фирмам.

К этому времени на российский рынок вышли банки со 100 % иностранным капиталом. В 2006 году таких банков насчитывалось 41, а в 2007 году было порядка 63, что также способствовало продвижению иностранных информационных технологий в российский банковский сектор.

К середине 2000-х годов российские банки из топ-100 обладали значительными финансовыми возможностями и поэтому вопрос о стоимости зарубежных банковских систем перед ними не стоял. Задача стояла о внедрении автоматизированных систем, обеспечивающих интеграцию всех сфер банковского учреждения в одно целое, на этом этапе также получило распространение такое понятие, как имидживые проекты, связанные с установкой самых последних достижений иностранных разработчиков, что считалось возможностью повысить свой рейтинг перед иностранными партнерами и привлечь дополнительные инвестиции.

К 2005 году доля зарубежных внедрений на российском рынке оценивалась следующим образом в сегменте крупных банков (топ-100) (рис. 1). Необходимо отметить, что именно в сегменте крупных банков появились иностранные разработчики — Forbis (5 %) и Misys (2 %).

В сегменте средних и мелких банков количество зарубежных автоматизированных систем насчитывало единицы и на общую картину практически не влияло. Основным сдерживающим фактором в этих сегментах являлась высокая стоимость зарубежных банковских систем и дорогая эксплуатация.

Количество банков (из топ-50), отдающих предпочтение возможности внедрения иностранных систем в 2005 году распределялось следующим образом [4] (Рис.2).

Рис. 1. Распределение производителей АБС на российском рынке на 2005 год (топ-100)

Рис. 2. Предпочтение российских банков по внедрению АБС на 2005 год

В 2006–2007 гг. эти планы стали воплощаться в жизнь: крупнейшими банками был инициирован ряд проектов по замене отечественных АБС на зарубежные решения, в частности были начаты проекты в Альфа-банке, ВТБ, Банке Москвы и многих других.

К 2008 году стало очевидно, что недавним планам массовой замены отечественных АБС на зарубежные сбыться не суждено. Из всех начатых проектов в российских банках только Альфа-Банк полностью внедрил автоматизированную банковскую систему иностранного производства. Во всех остальных проекты были переквалифицированы в узконаправленные, связанные с установкой отдельных модулей или вовсе заморожены. В частности банк ВТБ признал неэффективность проекта по внедрению банковской системы иностранного производства.

Кризис 2008 года значительно сократил финансовые возможности российских банков и окончательно поставил крест на имиджевых проектах. Несмотря на неудачи в продвижении своих продуктов на российский рынок, иностранные производители, тем не менее, сумели занять свою нишу.

На 2009 год доля иностранных систем составила в сегменте крупных банков (топ-50) около 20 %, а в списке топ-100 распределение АБС осуществилось следующим образом (рис. 3) [4].

Последствия кризиса 2008 года были преодолены в 2010 году, российские банки вышли на предкризисные показатели. Зарубежные производители учли опыт предыдущих лет, сделали соответствующие выводы и сейчас внедрение идет по нескольким направлениям:

-                   внедрение и эксплуатация отдельных модулей иностранного производства в составе отечественной автоматизированной банковской системы, такое направление характерно для новых продуктов, которые появляются на российском рынке, и для них нет готового отечественного решения или оно появится не так скоро;

-                   установка параллельно с отечественной разработкой системы иностранного производства, такие решения характерны для банков с иностранным капиталом, потому что им приходится вести отчетность, как для российской стороны, так и для иностранных партнеров, данный путь является не достаточно эффективным, в силу больших затрат на внедрение и эксплуатацию систем;

-                   в последние годы набирает обороты интеграция отечественных автоматизированных банковских систем с иностранными, для этого западные фирмы становятся партнерами отечественных компаний, что позволяет решать задачи: адаптации систем к российским требованиям, обеспечить гибкость перестройки систем под меняющиеся условия, выдвигаемые Центробанком, а также снизить стоимость и эксплуатацию разработок, подготовить квалифицированные кадры.

Рис. 3. Распределение АБС разных производителей на 2009 год (топ-100)

По последнему пути идут такие фирмы, как Форс — Банковские системы (АБС FLEXCUBE), Инфосистемы Джет (АБС FORPOST), R-Style Softlab (АБС Integrated Computerized Banking System).

Внедрение иностранных разработок на российский рынок будет продолжаться, несмотря на усиливающуюся конкуренцию отечественных производителей, которые сумели создать достаточно функциональные и интегрированные автоматизированные банковские системы, потому что этому будут способствовать процессы, связанные с вхождение России в ВТО, что привлечет расширение представительства иностранных банков и, следовательно, распространение новых информационных технологий. Также на использование зарубежных разработок подталкивает необходимость соответствовать стандартам международной документации и международных соглашении, кроме этого российские банки выходят на международную арену, покупают иностранные банковские учреждения, где используются зарубежные автоматизированные банковские системы, которые необходимо интегрировать с отечественными разработками.

Понятно, что такого ажиотажа, который наблюдался до кризиса 2008 года сейчас не будет, но и исхода, который был в 1998 году не предвидится. На сегодняшний день иностранные разработчики занимают определенную нишу на российском рынке (рис. 4) и сдавать свои позиции не собираются [5].

Рис. 4. Положение иностранных производителей АБС на российском рынке на 2012 год

Литература:

1.         Батаев А. В., Поповский А. А. Банковское дело. Интегрированные банковские системы, СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2006 г.

2.         Батаев А. В. Тенденции и перспективы развития рынка информационных технологий в банковском секторе России, Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 268–271.

3.         Тютюнник А. В., Шевелев А. С. Информационные технологии в банке — Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003 г.

4.         Интернет-издание CNews “Банки перестали выбирать между российскими и зарубежными АБС”, 2009 г.

5.         Интернет-издание CNews “ Бюджетные трансформации ИТ в банках”, 2012 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle