Библиографическое описание:

Бабичева И. В., Сафронов А. А. Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 768-772.

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, нагрузка, физическая подготовленность.

Уроки физической культуры, проводимые в школе, лишь частично устраняют недостаток двигательной активности, и если школьники дополнительно не занимаются физическими упражнениями и спортом, это может привести к торможению развития их моторики. Данное обстоятельство подтверждают научные исследования, свидетельствующие о замедлении к 14–15 годам развития ряда двигательных функций у подростков не занимающихся спортом, и наоборот продолжение развития моторики у подростков занимающихся в достаточном объёме физической культурой [2].

В данном случае немаловажное значение имеет физиологически обоснованная организация процесса физического воспитания, поддержание у школьников интереса к занятиям спортом, дифференцированный подход к физическому воспитанию в связи с возрастом [1].

Усиленный рост грудной клетки у юношей начинается примерно в 12–13 лет и совпадает с периодом ускоренного развития основных соматических признаков. У них наблюдаются первые признаки брадикардии (пульс в некоторых случаях достигает 65 уд/мин) на фоне выраженной аритмии. Наибольшее усиление роста тела в длину наблюдается у юношей 13–14 лет. Несмотря на то, что в этот же период усиленно растет мышечная масса сердца, все же его ударный объём значительно меньше, чем у юношей старшего возраста.

Аппарат внешнего дыхания также несколько отстаёт в своём развитии: жизненная ёмкость легких у юношей составляет 2200–3100 см³. Организм школьников 13–14 лет всё ещё недостаточно приспосабливается к длительным физическим нагрузкам на выносливость. По-видимому, это вызвано недостаточным развитием компенсаторных и адаптивных механизмов системы дыхания и кровообращения при мышечной работе в условиях кислородного голодания.

В 13–14 лет юноши довольно хорошо ориентируются в пространстве, могут давать оценку своим движениям. Успешно овладевают сложными, в координационном отношении, двигательными действиями. В то же время, в 13–14 лет особенно заметны различия в индивидуальных темпах физического развития и функциональных систем организма, обеспечивающих мышечную работоспособность. Это является следствием неравномерного развития опорно-двигательного аппарата и органов грудной полости [3].

В рамках проводимого исследования анализировались основные двигательные показатели учащихся (юношей) 5–9 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество школьников, принявших участие в исследовании, составило 82 человека. Регистрировали результаты в беге на 60 м, 1000 м, прыжках в длину с места, подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.

Проанализируем показатели физической подготовленности учащихся 5–9 классов, представленные в таблице и на рисунках 1–5.

В таком показателе физической подготовленности, как бег 60 м, динамика среднего результата носит положительный характер. Результат достоверно улучшается (x=10,3±0,27 с в 5 классе, x=8,7±0,3 с в 9-ом). Недостоверное различие в этом показателе обнаружено между средними показателями 5 и 6 классов (х=10,3±0,27 с и х=10,4±0,35 с при P>0,05). Следует отметить, что средний показатель в беге на 60 м у юношей 5 класса равен оценке «отлично», в то время как средний показатель в этом же нормативе у юношей 9 класса равен оценке «хорошо», согласно требованиям Республиканского центра образования Узбекистана [4].

В беге на 1000 м статистически достоверное различие обнаружено только между 5 и 9 классом (х=4:21±12.1 с, и х=4:00±16.5 с при Р<0,05). При этом следует отметить, что средние значения в этом показателе у школьников 6 и 7 классов ухудшились.

Положительная динамика на улучшение результата прослеживается и в подтягивании на перекладине, но следует обратить внимание на то, что средний показатель в этом нормативе у учащихся 5 класса равняется оценке «отлично», в то время как в 9 классе на «отлично» сдали норматив всего 35,3 % юношей.

Результат в прыжках в длину с места к 9 классу вырос в среднем на 29,4 % и составил х=206,6±9,2 см. Положительная динамика на увеличение результата в данном показателе видна в каждом классе.

В таком нормативе как сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, статистически достоверных различий между 5–6 и 5–7 классами не обнаружено. Значительное улучшение результата в этом показателе происходит только в 8 и 9 классах, оно составляет около 30 %.

В заключении следует отметить, что научно-обоснованная и внедренная в практику физического воспитания учащихся 5–9 классов фитнес-программа позитивно влияет на динамику физической подготовленности школьников.

Литература:

1.                 Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. Москва. «Педагогика», — 1979–96 с.

2.                 Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. Москва, — 1993. — 126 с.

3.                 Половцев В. Г., Панов Г. М. Юный конькобежец. М. Ф и С, — 1977. — 182 с.

4.                 Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.


Таблица

Достоверность различий параметров физической подготовленности учащихся 5–9 классов

Показатели

5 класс (n=16)

6 класс (n=17)

7 класс (n=13)

8 класс (n=19)

9 класс (n=17)

x

S

x

S

m

t

P

x

S

m

t

P

x

S

m

t

P

x

S

m

t

P

Бег 60м, с

10,3

0,27

10,4

0,35

0,11

0,63

>0,05

9,8

0,3

0,1

4,4

<0,05

9,2

0,5

0,1

7,9

<0,05

8,7

0,3

0,1

16,0

<0,05

Бег 1000м, мин, с

4:21

12.1

4:23

13.2

4.4

0,53

>0,05

4:30

12.3

4,5

1,9

>0,05

4:16

16.1

4,9

1,0

>0,05

4:00

16.5

5,1

4,2

<0,05

Подтягивание, раз

5

0,77

6

1,12

0,34

1,38

>0,05

6

1,5

0,4

3,3

<0,05

7

1,3

0,4

5,1

<0,05

8

1,4

0,4

6,9

<0,05

Прыжок в длину с места, см

159,6

5,23

173,5

5,79

1,92

7,26

<0,05

186,6

5,3

1,9

13,7

<0,05

194,9

17,8

4,6

7,7

<0,05

206,6

9,2

2,6

17,8

<0,05

Отжимания, раз

16,8

1,65

16,7

1,89

0,62

0,07

>0,05

17,5

2,0

0,7

1,0

>0,05

22,1

2,7

0,8

6,9

<0,05

21,9

2,7

0,8

6,6

<0,05

Примечание: n — количество учащихся; x — средняя арифметическая величина; S — среднее квадратическое отклонение;

m — средняя ошибка средних арифметических; t — критерий достоверности Стьюдента;

P — вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента


Рис. 1. Динамика изменений результатов в беге на 60 м учащихся 5–9 классов

Рис. 2. Динамика изменений результатов в беге на 1000 м учащихся 5–9 классов

Рис. 3. Динамика изменений результатов в подтягивании на перекладине

учащихся 5–9 классов

Рис. 4. Динамика изменений результатов в прыжке в длину с места учащихся 5–9 классов

Рис. 5. Динамика изменений результатов в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа учащихся 5–9 классов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle