Библиографическое описание:

Канчурина А. А., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Патогенез синдрома заложника // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 765-767.

Экстремистско-террористические отношения могут быть активированы при наличии виктимной подсистемы. Основным элементом этой системы является виктимная личность.

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует.

В научной литературе существует понятие «виктимогенного потенциала», включающего в себя состояние индивидуальной и групповой викти-мизации в конкретный исторический момент, процесс виктимизации, виктимологическую стимуляцию, функциональный механизм соотношения «жертва-преступник».

Любой индивид потенциально виктимен, поскольку, находясь в определенной жизненной ситуации, может стать жертвой преступления, то есть не приобретает виктимность, а просто не может быть невиктимным. При этом возможность реализации данных качеств во многом зависит от наличия конкретной ситуации. Таким образом, качества личности, составляющие виктимный потенциал, относительны, и объективизируются лишь как элементы системы «человек — среда» в контексте адаптационной реакции.

Выделяют следующие условия, которые делают личность уязвимой и ставят ее в позицию жертвы:

-        социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, национальность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);

-        специфика поведения до чрезвычайного происшествия;

-        особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;

-        отношения, связывающие объект (субъект) и потерпевшего.

На основании анализа виктимологических исследований определено, что в личностной структуре потерпевшего, как типа личности, имеются элементы разноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов ситуации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой можно понимать:

психологические (индивидуально-психологические и социально-психологические) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;

биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;

психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной дезадаптации, а в результате — развитии повышенно уязвимой личности.

Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отношении жертвы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлиявших не только на формирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, является особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребе​нок предоставлен самому себе (гипопротекция). Подтверждена значимость малоизученного в предыдущих исследованиях фактора влияния отца на виктимизацию подростка.

Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение — виктимным.

Поведение типа жертвы проявляется в неординарной (эксвизитной) ситуации.

Как неспецифический фактор возникновения виктимного поведения выделяется подростковый возраст, психологическое содержание которого обуславливает актуализацию виктимного поведения.

К специфическим факторам возникновения виктимного поведения относятся: индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери.

Для реализации виктимного поведения необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения.

Наибольший факторный вес во всех моделях виктимного поведения имеют следующие параметры: стратегии семейного воспитания отца и матери; отсутствие ощущения социальной поддержки.

Одним из феноменов, возникающих в виктимной подсистеме экстремистско-террористических отношений, является синдром заложника. При длительных взаимоотношениях заложников и террористов в поведении и психике заложников происходит переориентация. Появляется так называемый «Стокгольмский синдром», так как впервые был обнаружен в столице Швеции. Привязанность жертв к террористам возникает при условии, когда заложникам не причиняется физического вреда, но на них оказывается моральное давление.

Стокгольмский синдром — система нарушенных отношений, возникающая при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать захватчикам или даже отождествлять себя с ними.

Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Биджероту (Nils Bejerot), который ввёл во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года.

«Стокгольмский синдром» усиливается в том случае, если группу заложников разделили на отдельные подгруппы, не имеющие возможности общаться друг с другом. Психологический механизм стокгольмского синдрома состоит в том, что в условиях полной физической зависимости от агрессивно настроенного террориста человек начинает толковать любые его действия в свою пользу. Известны случаи, когда жертва и захватчики месяцами находились вместе, ожидая выполнения требований террориста.

Заложники психологически привязываются к террористам. Для того, чтобы исключить когнитивный диссонанс между знанием о том, что террористы — опасные преступники, действия которых грозят им смертью, и знанием того, что единственным способом сохранить свою жизнь, является проявление солидарности с террористами, заложники выбирают ситуационную каузальную атрибуцию. Они оправдывают свою привязанность к террористам желанием сохранить свою жизнь в данной экстремальной ситуации. (Л. Г. Почебут «Социальная психология толпы», СПб., 2004).

При захвате у заложника происходит депривация потребности в безопасности. Это приводит к возникновению эмоции страха.

«Стокгольмский синдром» проходит после того, как террористы убивают первого заложника.

Если террористы убивают одну из жертв, эмоция страха реализуется. В случае же длительного переживания страха личности для удержания себя в равновесии нужно включать механизмы защиты. Исследования детско-родительских отношений свидетельствуют о том, что дети больше демонстрируют любовь к более жесткому родителю для избегания наказания с его стороны. В случае ситуации с заложниками также включаются механизмы защиты регрессии и идентификации со злом, с целью снижения уровня переживания страха. Это в большей степени свойственно демонстративным и экзальтированным личностным радикалам с проявлением мазохистских тенденций. Одновременно с проявлением ситуационной каузальной атрибуции и психологической защиты в структуру синдрома входит механизм аттракции.

Особенность проявления аттракции в случае захвата заложника заключается не в удовлетворении потребности в безопасности, а в снижении состояния фрустрации. В случае длительного сохранения стабильности в этом отношении, по закономерности механизма аттракции, возникает неустойчивое состояние успокоения вследствие защитного торможения. Это субъективно переносится на человека, который этим управляет. Возникает аттракция к террористу.

Таким образом, синдром заложника состоит из механизмов каузальной атрибуции, аттракции и психологической защиты регрессивного и идентификационного типов.

Синдром заложника возникает у личности с виктимным симптомокомплексом.

Индивидуальная виктимологическая превенция должна базироваться на понимании психофизиологических предпосылок и дефектов индивидуально-психологического характера (включая нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер), социально-психологических особенностей личности и ориентироваться на тип определенного виктимного поведения.

Литература:

1.                               Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография.- СПб.: «Издательство РГПУ им.А. И. Герцена», 2013

2.                               Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Превенция развития экстремистко-террористических отношений. Методические рекомендации.- СПб.: «Издательство РГПУ им.А. И. Герцена», 2010

3.                               Почебут Л. Г. Социальная психология толпы, СПб., 2004

Основные термины (генерируются автоматически): виктимного поведения, возникновения виктимного поведения, уязвимой личности, «Стокгольмский синдром», синдром заложника, семейного воспитания, воспитания отца и матери, семейного воспитания отца, конкретной ситуации, формирование уязвимой личности, Патогенез синдрома заложника, отсутствие ощущения социальной, стратегии семейного воспитания, типа жертвы, переживания страха личности, формирование поведения жертвы, ощущения социальной поддержки, актуализацию виктимного поведения, реализации виктимного поведения, моделях виктимного поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle