Библиографическое описание:

Джунусов А. М., Андиржанова Г. А., Казымбетова Д. К., Дулатов Г. С., Бекенова А. Влияние гендерных стереотипов на взаимоотношения внутри предприятия // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 748-749.

В Казахстане исследований, посвященных проблемам гендерных стереотипов и их влияния на взаимоотношения внутри коллектива в настоящее время нет. В данном исследовании речь идее о влиянии гендерных стереотипов на трудовое поведение. В связи с этим возникает вопрос: имеет ли значение гендерная принадлежность при распределении обязанностей, какие профессии можно отнести к «женским», а какие к «мужским». Научный результат может быть достигнут путем опроса сотрудников промышленных предприятий города Алматы.

Ключевые слова: гендер, стереотип, гендерная асимметрия, гендерные установки, гендерный аспект, межличностные отношения.

Тема нашего исследования была выбрана нами не случайно. Огромный интерес к данной проблеме обусловлен поисками эффективных механизмов регулирования межличностных отношений на производстве и способов повышения производительности труда.

На формирование системы ценностей и мировоззрения казахского народа повлиял образ жизни — кочевое скотоводство, особенностью которого было четкое разделение мужских и женских обязанностей. Мужчине отводилась роль хозяина дома, женщине — хранительницы очага и продолжательницы рода. Женщина была экономически зависима от мужчины. В результате в обществе утвердились определенные качества и свойства, характерные только для женщин или мужчин или гендерный стереотип.

Радикальные изменения в отношениях между полами произошли в первой половине двадцатого века после Октябрьской революции. Именно с этого времени берет свое начало гендерная политика в Казахстане. Женщина получила право голоса и свободу выбора. Она уже не была подвластна мужчине и могла наравне принимать участие в управлении государством.

Цель исследования:

определение влияния гендерных стереотипов на трудовые отношения.

В связи с этим возникает вопрос: почему женщины все активнее включаются в процесс управления, к чему может это привести, с какими гендерными установками приходится сталкиваться женщине, какие пути выхода из сложившейся ситуации существуют.

Задачи исследования:

-        изучение гендерной политики;

-        оценка восприятия противоположного пола в зависимости от возраста сотрудников;

-        оценка восприятия противоположного пола в зависимости от уровня образования;

-        выделение основных профессиональных различий с гендерной точки зрения;

-        определение степени влияния гендерных стереотипов на трудовое поведение;

-        сравнение карьерных притязаний работников противоположного пола.

Почему современная женщина так стремится заявить о себе≤ Чем вызвано ее желание доминировать≤ И обосновано ли оно≤ Чем мотивировано желание женщины участвовать в управлении производством≤

На наш взгляд, свою роль здесь сыграли несколько факторов:

Первое — демографическая ситуация.

Согласно статистическим данным, в Казахстане число женщин превышает число мужчин (1000׃928) [4]. Одной из причин, по которой женщины реализуют себя во власти, выступает отсутствие возможности создать семейный очаг

Второе — уровень разводов.

Разводы отрицательно влияют на эмоциональное и психологическое состояние как обоих супругов, так и детей. Но мы не должны упускать из вида и обратную сторону развода. Развод нацеливает женщину на успех. Отсутствие материального благополучия зачастую вынуждает женщину искать дополнительные источники существования. Также женщина хочет самоутвердиться, доказать свою состоятельность и независимость.

Третье — уровень квалификации женщин.

Растет количество квалифицированных специалистов среди женщин. Так, согласно данным агентства РК за 2006–2010 гг., уровень женщин, владеющих компьютерной грамотностью выше, чем у мужчин (2245315׃1881676) [6]. Кроме того, женщины больше представлены в научной и образовательной сфере деятельности, чем мужчины. На наш взгляд, данный факт подтверждает мнение о том, что женщины более исполнительны и ответственны, им можно поручить сложные проекты и задания.

В ходе нашего исследования мы постараемся подтвердить высказанное нами предположение, что на трудовое поведение и карьерный рост женщины влияют следующие факторы: демографическая ситуация, количество разводов, профессиональный рост женщины.

Основные гипотезы проекта:

1.                  Ориентации на гендерные установки оказывают негативное влияние на взаимоотношения внутри коллектива.

2.                  Распределение «женских» и «мужских» ролей наиболее ярко проявляется в секторах легкой и тяжелой промышленности.

3.                  Уменьшение гендерной асимметрии в быту влечет за собой уменьшение гендерной асимметрии на производстве; и наоборот, увеличение гендерной асимметрии в быту влечет за собой уменьшение гендерной асимметрии на производстве.

4.                  На качество восприятия гендерных установок влияет уровень образования.

5.                  На качество восприятия гендерных установок влияет характер трудовой деятельности.

Методологические основы исследования:

Выполнение проекта требует проведения:

а) Опроса сотрудников промышленных предприятий для изучения межличностных отношений в коллективе.

б) Качественных методов исследования деятельности менеджеров управления по регулированию взаимоотношений внутри коллектива (интервью с руководством предприятий).

в) Проведение фокус группы среди руководителей: 3 женщины и 3 мужчин.

г) Использование вероятностных моделей для оценки значимости факторов риска конфликтных ситуаций.

Информационная база:

Основной источник эмпирических данных — письменный опрос в рамках данного исследования. Опрос будет проводиться в июле-августе 2013 г. в 4 промышленных предприятиях г.Алматы.

Респондентами опроса будут выступать сотрудники промышленных предприятий. Анкета будет состоять из 2-х частей — для сотрудников женской половины и мужской. На каждом предприятии будет опрошено 100 респондентов. Общий объем выборки составит 400 анкет.

Основные разделы анкеты:

1.      Готовность сотрудников нарушать гендерные установки.

2.      Готовность сотрудников противоположного пола добиваться успеха любыми способами.

3.      Карьерный рост (образование, семейное положение, пол).

4.      Оценка профессиональной деятельности в зависимости от гендерной принадлежности.

5.      Мотивация выбора той или иной деятельности: гендерный аспект.

6.      «Мужские» и «женские» профессии: физический и умственный критерии.

7.      Оценка уровня деловых качеств в гендерном аспекте.

8.      Препятствия на пути к успеху или кто ставит «палки в колеса»: гендерный аспект≤

9.      Ожидания и реальные притязания сотрудников женской половины.

10.  Установки внутри коллектива на межличностные отношения: гендерный аспект.

Дополнительные источники информации:

-        Данные государственной статистики.

-        Данные опросов, проведенных по теме исследования зарубежными и отечественными социологами.

-        Трудовой Кодекс Республики Казахстан.

Форма представления работы и рассмотрения результатов:

Результаты исследования будут представлены в виде:

-        научного отчета с обзором литературы, подробным изложением методологии, анализом данных и результатов;

-        публикации статей в сборниках научных конференций с изложением отдельных результатов исследования на качественном уровне;

-        ряда публикаций в научных журналах с изложением отдельных результатов исследования на качественном уровне.

Сроки реализации проекта:

1 февраля 2013 года — 30 декабря 2014 года.

Литература:

1.      http://www.meta.kz/415566-muzhchina-i-zhenshhina.html

2.      http://www.stat.kz/publishing/20111/M%E8WRusEnd.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle