Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л. Состояние проблемы определения понятия профессиональной информационной компетентности экономиста // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 640-643.

Процессы глобализации и информатизации общества не могут не отражаться на его профессиональной структуре, которая характеризуется интеграцией информационных технологий в профессиональную деятельность и дифференциацией видов профессиональной деятельности, связанных с использованием информационных технологий. Важным фактором информатизации профессиональной деятельности является и виртуализация, проявлением которой выступает использование сетей и осуществление профессиональной деятельности не с материальными объектами, а с их аналогами-моделями. Указанные процессы приводят к слиянию профессиональных и информационных функций специалистов, к соединению предметных и информационных знаний, умений и навыков, и приводят к потребности уточнения содержания и сущностных характеристик понятия «профессиональной информационной компетентности экономиста».

Современное содержание понятия «компетентность» у различных авторов подразумевает и результаты обучения, и систему ценностных ориентаций и понимается в различных аспектах:

-        как возможность установления связей между знанием и ситуацией, или в более широком смысле, как способность найти и обнаружить процедуру действия, адекватную решению проблемы (И. В. Агапов, Дж. Равен, С. Е. Шишов и др.);

-        как интегративная личностная характеристика, отражающая готовность и способность личности осуществлять деятельность (в т. ч. профессиональную) в соответствии с принятыми в обществе в настоящее время нормами и стандартами (С. Г. Вершловский, В. А. Козырев, Ю. Н. Кулюткин, Н. Ф. Радионова, Ю. Г. Татур, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.);

-        как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним (С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.).

Понятие «компетентность», таким образом, включает в себя и сложное содержание, и различные социальные и педагогические характеристики. Отметим при этом, что большинство современных исследователей придерживается точки зрения, разделяющей понятия «компетенция» и «компетентность», и подразумевающей под «компетенцией» заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке выпускника, нормативно определяемое уставами, инструкциями и прочими документами [8], «компетентность» же рассматривается как обладание этими свойствами, проявляющееся в частности в профессиональной деятельности.

Уточнение содержания понятия «профессиональная информационная компетентность экономиста» требует обратиться к понятиям «информация», «информационные технологии». Существует множество точек зрения на информацию и ее взаимосвязь со знанием, на способы сбора, хранения, обработки, распространения информации. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [7]. Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов нормативно понимаются как «Информационные технологии (ИТ)» [7]. Макарова Н. В. и Волков В. Б., опираясь на представление о технологии, как о процессе, изменяющем качество или первоначальное состояние объекта, представляют информационную технологию как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Примем в качестве базовой точку зрения на сущность информации как на часть человеческого знания, которая используется для активного действия, управления и самоуправления [3]. Информационную технологиюпредставим как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Информационные процессы, такие как сбор, хранение, обработка и передача информации, являются, таким образом, так же частью процесса (информационной технологии), и таким образом, есть основания выделять в информации коммуникационный и технологический аспект.

В настоящее время в образовательной теории и практике широко и неоднозначно используется термины, подразумевающие результат информационной подготовки будущего специалиста. В научно-педагогической литературе используются термины «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «информационно-технологическая компетентность», «компетентность в сфере новых информационных технологий» и прочие. Сфера подготовки будущих экономистов не является исключением — отмечается большое количество работ, посвященных формированию указанных компетентностей (Е. Ю. Бобкова, А. В. Гоферберг, Л. П. Грищенко, З. А. Колмакова, Н. А. Мещерякова, В. Ю. Никишина, О. М. Чубарян, Е. М. Шевченко, О. В. Юдина и др.)

Анализ данных работ позволяет утверждать, что все перечисленные компетентности подразумевают у специалиста не только наличие определенного уровня знаний, умений и навыков, позволяющих решать актуальные учебные и практические задачи, и быстро ориентироваться в информационном пространстве, но опыта в поиске, хранении и передаче информации, полученной с помощью технических средств и информационных технологий. В связи с этим, мы полагаем, что, данные терминологические понятия одинаково подразумевают готовность и способность личности к организации использования информации, технических средств и средств информационных технологий в профессиональных целях. Соответственно, термин «информационная компетентность» («профессиональная информационная компетентность») способен вместить все смысловые нагрузки прочих определений. Овладение информационной компетентностью в представленной трактовке согласуется со сделанными нами ранее выводами о коммуникативной и технологической интерпретации информации и информационных процессов в современных системах.

Информационная компетентность рассматривается рядом авторов как компонент информационной культуры (С. Д. Каракозов, В.Я Пилиповский, Б. С. Гершунский и др.). В соответствии с другой точкой зрения, информационная компетентность рассматривается как цель подготовки специалиста и необходимая составляющая его профессиональной компетентности (Э. Ф. Зеер, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц и др.).

Существует достаточно широкий спектр представлений о сущности и содержании понятия «профессиональная компетентность». Так, Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний и умений, а так же способов профессионально деятельности. [4]. В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпинына под профессиональной компетентностью понимают интегральную характеристику личности, определяющей способность (умение) специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5]. В исследовании В. А. Адольфа профессиональная компетентность (педагога) — сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса [1]

Авторы данных представлений о профессиональной компетентности выделяют в ее составе ключевые, базовые и специальные компетентности. В структуре профессиональной деятельности ключевые компетентности представляют собой компетентности, необходимы любому человеку для успешной личной и профессиональной деятельности; базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности; специальные компетентности предназначены для выполнения конкретной профессиональной задачи. [2, 5]

Ряд диссертационных исследований (О. А. Кизик, О. В. Юдина, Н. А. Мещерякова, О. Б. Зайцева, А. С. Нефедова) так же рассматривают информационную компетентность как часть профессиональной компетентности — анализируя профессиональную деятельность, данные авторы выделяют определенные элементы информационной деятельности в каждом компоненте профессиональной компетентности.

Учитывая упомянутые выше точки зрения, можно утверждать о профессиональном характере информационной компетентности специалиста, где представляемая профессиональная компетентность специалиста может быть представлена совокупностью ключевых, базовых и специальных компетентностей, в каждой из которых можно выделить компонент профессиональной информационной компетентности (ПИК) (рис. 1).

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности специалиста

Проявление профессиональной информационной компетентности как ключевой подразумевает наличие у студента системы знаний о ценности информации в современном мире, об общих способах организации информационных процессов (сбор, хранение, обработка, передача), наличие умений переносить имеющиеся знания на новое содержание и умений осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Профессиональная информационная компетентность как базовая компетентность предполагает наличие у студента системы знаний об особенностях, возможностях и ограничениях технических средств и информационных технологий, предназначенных для автоматизации информационных процессов, наличие умений интерпретировать информацию и умений принимать решения на основе критериев эффективности профессиональной деятельности.

Характеристика ПИК как специальной компетентности включает умения классифицировать профессиональные задачи с последующим решением и выбором определенного технического средства и информационной технологии и умения управлять специфической знаково-символической системой в разнообразных формах и разнообразными способами.

В контексте представлений о компетентности как интегративном качестве личности, отражающем готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми в обществе в настоящее время нормами и стандартами, важным представляется определение, данное С. В. Тришиной и А. В. Хуторским. По их мнению, информационная компетентность — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов сбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющих вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. [6].

В ряд исследователей, характеризующих информационную компетентность как интегральную характеристику личности, готовой и способной вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности на основе знаний организации и управления информационными процессами, мы относим О. Б. Зайцеву, Н. А. Мещерякову, Э. Ф. Морковину, О. М. Толстых, И. Н. Соколовскую и др.

Принимая определение, данное С. В. Тришиной и А. В. Хуторским, представим в качестве базового следующее определение профессиональной информационной компетентности экономиста — это интегративное качество личности, являющееся отражением знаний личности об организации процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, и проявляющееся в способности и готовности вырабатывать, принимать и реализовывать оптимальные решения в сферах деятельности, связанных с изучением и распределением обществом различных ограниченных ресурсов с помощью технических средств и средств информационных технологий.

Основная идея компетентностного подхода в образовании заключается в обеспечении формирования активной личностной и профессиональной позиции специалиста. Уточнение содержания понятия «профессиональная информационная компетентность экономиста» позволит организовать образовательный процесс, ориентированный на подготовку экономиста, готового к постоянному овладению новыми навыками по мере совершенствования информационных технологий.

Литература:

1.       Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск. — 1998–310с.

2.       Адольф В. А., Степанова И. Ю. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России — 2008. — № 3 — С. 158–161.

3.       Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М., — 1975.

4.       Зеер Э.Ф, Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-методич. пособие, Екатеринбург, изд-во Урал. гос. профессионально-педагогического университета. — 1999, — 245 с.

5.       Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2004–392 с.

6.       Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.eidos.ru/journal /2004/0622–09htp. (Дата обращения 02.03.2012)

7.       Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

8.       Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа eidos/journal/2005/1212.htm. (Дата обращения 12.12.2011)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle