Библиографическое описание:

Гуляев Л. Л., Дмитриев А. Д. История города Полярного в художественном кинематографе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 713-714.

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развития). Ставится проблема о необходимости сохранения кино как части культурного наследия современного российского общества. В исследовании даётся характеристика основных исторических сюжетных линий в художественных фильмах. Автор приходит к выводу о ценности кинематографа как исторического источника в изучении истории города, истории Краснознаменного Северного флота и истории России.

Ключевые слова:история, Полярный, историко-культурное наследие, кинематограф.

Полярный находится вдали от киноиндустрии. Как правило, здесь снимались фильмы, в которых место действия играло настолько важную роль, что наш Полярный становился одним из главных героев кинокартины.

Художественная картина как свидетельство истории и также — не всегда, но достаточно часто из-за специфики натурных съёмок — как источник информации о прошлом;

кино и телевидение как каналы распространения исторических знаний;

использование аудиовизуальных средств, в частности, фильмов для изучения истории в школах.

Структура характеристики кино как исторического источника:

1)      определить год создания фильма;

2)      определить автора художественного произведения, т. е. определить его авторскую позицию. В первую очередь режиссеров и сценаристов

3)      выяснить жанр фильма и то, насколько он отражает современную жизнь.

Фильмы о современности являются бесценным историческим источником для историков повседневности несмотря на всю постановочность отдельных эпизодов. Информация об улицах и интерьерах, одежде и предметах быта, отдыхе и труде, бытовом и общественном поведении, взаимоотношениях.

Советский кинематограф является уникальным источником целой эпохи в истории нашего государства. Для анализа и характеристики исторических источников мы выбрали следующие фильмы. В этой части нашей работы мы дадим им характеристику.

«Повесть о Неистовом» 1947 г.Жанр: военный фильм. Один из кораблей Северного флота, миноносец «Неистовый», получает задание провести через зону действия немецких подводных лодок в Баренцевом море танкер с горючим, которое ждут на северных авиабазах. В пути миноносец вступает в бой с немецкой подводной лодкой. Поврежденная взрывами глубинных бомб, лодка пытается уйти. Но командир «Неистового» Никитин (отдаёт приказ прекратить преследование субмарины и вернуться к покинутому танкеру. Танкер благополучно прибывает к месту назначения. На обратном пути миноносец мощным ударом разрезает надвое всплывшую вражескую подводную лодку. В родном порту командующий флотом поздравляет экипаж «Неистового» с награждением корабля орденом Красного Знамени. Это и есть реконструкция военного и послевоенного времени.

«17 трансатлантический». Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, приключения. «Памяти советских, английских и американских моряков, погибших в июле 1942 года в конвое PQ-17» — такими словами начинается эта картина. Сценарий написан бывшим военным моряком Константином Кудиевским на основе подлинных документов.

Из Исландии в Мурманск отправляются транспортные корабли с военными грузами — помощью союзников воюющей России. Охрана их поручена британским военно-морским силам. Но когда гитлеровские подводные лодки и авиация напали на караван, английские корабли, выполняя приказ своего командования, не вступили в бой, бросили транспорт без охраны в открытом море. В жестоком бою погибло 23 корабля с ценнейшими грузами.

В этом художественном фильме описаны одни из самых трагичных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн.

«Командир счастливой «Щуки». Жанр: военный фильм. Широкоформатный фильм о героизме подводников Северного флота, защищавших морские подступы к Мурманску. 1942 год. Недалеко от Мурманска немцы сосредотачивают огромное количество боевой техники. Одна из советских подводных лодок получает сложнейшее задание, которое должно быть выполнено любой ценой...

В этом художественном фильме был создан один из самых эмоциональных образов командира подводной лодки.

Проводя этот этап исследования, мы учитывали тот исторический и эмоциональный фон, связанный с переходным периодом российской государственности и трагедией подводной лодки «Курск» в августе 2000 года.

«72 метра» режиссера Владимира Хотиненко (2000 г.).. В начале девяностых, после раздела советского флота, экипаж «Славянки», отказавшись принять украинскую присягу, был переведен в Северогорск. С тех пор и жизнь, и служба идут своим чередом. И очередной выход в море — боевые плановые учения. Командир корабля оглашает поставленную задачу. Уничтожив торпедной атакой условного противника и уйдя от преследования, «Славянка» затем должна на время исчезнуть из поля зрения.

Знаменитый фильм «Конвой PQ-17» режиссера Александра Котта (год 2004).

По сюжету 27 июня 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел караван судов, получивший кодовое название: PQ-17. Путь кораблей с грузами для России лежал через северную Атлантику, где их ждали леденящий ветер, штормящее море и смертельные атаки немецких субмарин и бомбардировщиков.

Но главную угрозу представлял немецкий линкор Тирпитц, одно сообщение о появлении которого заставило английское Адмиралтейство отдать приказ об отводе кораблей прикрытия, а транспортным судам — рассредоточиться и прорываться поодиночке, рассчитывая только на свою удачу, отвагу и мужество моряков.

В художественном фильме «Первый после Бога». В 2004 г. в Полярном прошли съёмки сцен ещё одного фильма о Великой Отечественной войне. В основе сюжета — события 1944 года. Главные герои фильма — командиры-подводники Маринин и Галиев. В них без труда угадываются прототипы — А. Маринеско и М. Гаджиев. Маринина сыграл актер Дмитрий Орлов, ставший известным зрителям по фильмам «Сестры» и «Небо. Самолет. Девушка».

Также в картине снимались настоящие «звёзды» российского кино: Виктор Сухоруков, Владимир Гостюхин, Нина Усатова, Лиза Боярская, а также зарубежные актёры: Михаил Голиашвили из Грузии и известная шведская актриса Анна Берклайнд.

В фильме «На всех широтах» снятом в 2009 году рассказывается история о любви и нелегкой службе моряков-подводников в восьми сериях ещё не выходила в эфир ни одного телеканала. Фильм снят Виталием Лукиным, режиссёром таких картин как «Прорыв» и «Черная акула», по заказу правительства Москвы. Съемочная группа «Открытого театра Юлия Малакянца» приступила к работе над фильмом под рабочим названием «След перископа» в Полярном в августе 2008 года.

В проходящих в Мурманской области съемках были задействованы актеры театра Северного Флота. Полярнинцы также не остались в стороне от большого кино, поучаствовав в массовке во многих сценах фильма.

Сюжетные линии художественных фильмов о городе Полярном неизменно связаны с периодом Второй мировой и Великой Отечественной войн и процессом осмысления истории и роли личности, отдельного человека в этом процессе.

Литература:

1.      Ферро М. Кино и история. [Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/ferro_kinoistor.php (21.04.2013)]

2.      Ферро М.Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с фр. — М.: Высшая школа, 1992. — 351 с. [Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ferro/index.php (21.04.2013)]

3.      Виталий Куренной. Грёзы о реальности. [Режим доступа http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/11/ku17.html (21.04.2013)]

4.      «Повесть о «Неистовом», 1947 год [Режим доступа http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5214/annot/ (21.04.2013)]

5.      «17-ый трансатлантический, 1972 [Режим доступа http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6346/annot/ (21.04.2013)]

6.      «Командир счастливой «Щуки», 1973 [Режим доступа http://www.youtube.com/watch≤v=KVPINLyPfMQ (21.04.2013)]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle