Библиографическое описание:

Бырдина О. Г. Позиционный подход к пониманию профессионально-ценностного самоотношения будущего педагога // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 575-577.

В обозначении аспекта, связанного с отношением личности к себе, в научной литературе нет терминологической определенности и концептуального единства. В частности, в отечественной литературе можно встретить такие термины как «самоуважение», «самопринятие», «самоценность», «эмоционально-ценностное отношение к себе», «самовосприятие» и т. д. Еще больше определений в англоязычной литературе. Многие спорные представления в определении данного понятия обусловлены сложностью изучаемых личностных образований.

Проводя исследование, мы установили, что в словарях, справочниках, энциклопедической литературе педагогического, философского, психологического содержания, изданных в последние двадцать лет, данное понятие как самостоятельное не выделяется. Только в психологических словарях самоотношение включено в контекст понятия «самооценка».

Философское осмысление проблематики отношения, самоотношения и самооценки нашло свое отражение в трудах М. С. Кагана [2], И. С. Кона [3], М. Мамардашвили [6], А. Г. Спиркина [11] и других исследователей. А. Г. Спиркин рассматривает отношение к себе как компонент самосознания, подчеркивая важную роль самооценки в самоопределении личности, в управлении своим поведением, в формировании уровня притязаний [11, с.149]. Исследователь выделяет понятия «адекватное и неадекватное отношение к себе», где «максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки» и понятие «моральная самооценка», необходимым условием формирования которой является «осознание человеком своего отношения к самому себе через отношение к действительности и другим людям. Отношение к себе формируется в результате самопознания, в основе которого лежит отношение к себе как к объекту восприятия [11, с. 144]. Формирование отношения к себе осуществляется через практическое отношение к вещам и через общение с другими людьми. В качестве критерия самооценки А. Г. Спиркин называет сравнение себя с другими и подчеркивает опосредованность отношения личности к себе внешними оценками.

В различных исследованиях профессионально — ценностное самоотношение рассматривается: как интегральная структура профессионального самосознания личности, как специфический вид эмоциональных переживаний, как чувство в адрес собственного «Я», как осознание собственной ценности и самоидентичности, как система личностных образований, определяющих более или менее устойчивую степень положительного отношения к собственному Я и т. д. Однако известно, что профессионально-ценностное самоотношение также связано и с позицией педагога в целом, но данный аспект недостаточно представлен в имеющихся исследованиях.

По мнению В. А. Сластенина, важным результатом процесса самосознания является внутренняя позиция самодеятеля (установка, отношение, ценность действия): с одной стороны, деятеля-профессионала, а с другой — деятеля в собственной личности, своего внутреннего мира. А результатом деятельности профессионального самосознания является внутренняя позиция личности, рассматриваемая как отношение деятеля к себе в профессиональной сфере [10, с. 54].

Отношение человека к себе определяется как установочная система в работах Д. Н. Узнадзе [13]. Специфика самоотношения связана лишь с референтом отношения, т. е. с тем, на что направлен субъект. Общим и единым механизмом, определяющим способы и содержательные характеристики отношения личности к себе выступает установка, в том ее понимании, как она представлена в теории Д. Н. Узнадзе: «Установка это занятая позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» [13, с.196].

К сказанному следует добавить еще одно обстоятельство: с одной стороны, установка — это занятая позиция по отношению к чему-либо и, с другой стороны, такое установочное отношение реализуется в особых актах познания (самопознания), эмоциональных состояниях (переживаниях) и действиях относительно самого себя.

Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений до мировоззренческих взглядов и позиций личности. Установки можно характеризовать как базирующийся на знаниях, относительно постоянные, эмоционально окрашенные параметры личности, отражающие ее отношения к себе, к окружающей среде, к собственной деятельности и определяющие линию ее поведения [1,с.19]. Таким образом, установка личности вшироком, обобщенном значении заключает в себя такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия не отдельного органа, а личности в целом.

Таким образом, понятие профессионально — ценностного самоотношения можно выразить через понятие «установки» как занятой позиции по отношению к себе в профессиональной деятельности.

Психологический анализ исследований, где, так или иначе, используется термин «позиция», позволил нам выделить ряд подходов к пониманию данного термина. Так, в толковых словарях термин «позиция» определяется как «положение, расположение, постановка, размещение» (В.3. Даль); «точка зрения по какому-либо вопросу, определенная оценка какого-либо факта, явления, события, действия, поведения, обусловленного этим отношением, оценкой» (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова).

Поле мнений по дефиниции «позиция» достаточно обширно, мы попытались его охватить, представив наиболее значительное, которое отражает сущность данного понятия.

Позиция рассматривается как положение индивида в статусно-ролевой структуре (А. И. Липкина [5], А. В. Петровский [9]), как определенная система качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности (А. К. Маркова [7]), как совокупность (комплекс) отношений к профессиональной деятельности и качеств личности (И. Я. Лернер [4], В. Н. Мясищев [8]), как система отношений, в частности, и к педагогической деятельности.

Мы видим, что различия в понимании понятия «позиция», представленные выше, обусловлены трактовкой каждого из них на основе определенных исследований в той или иной области. Большинством специалистов понятие «позиция» анализируется на основе теории личности В. Н. Мясищева и определяется через совокупность (комплекс) отношений.

В. В. Столин выделяет различные системы отношений, включающих «человека как природное существо, как объект и субъект человеческих отношений и человеческих деятельностей» и порождающих тем самым «разные аспекты его самосознания, выражающихся в разнообразных и несводимых друг другу феноменах» [12, с. 103].

Именно этот феномен — отношение к аспектам своего «Я» через сопоставление реального и идеального (еще точнее, через сопоставление: Я — о себе реальном, Я — о себе идеальном, Я — в представлении других, особенно референтных личностей, групп) является феноменом самоотношения и реально ведет по пути профессионального, а с ним и личностного роста педагога, его самореализации и самосовершенствования.

Профессионально-ценностное самоотношение будущего педагога определяет его отношение к себе в профессиональной деятельности, а именно к процессу своего профессионального становления и самореализации в пространстве и во времени профессиональной деятельности, воссоздающей путем интеграции различных аспектов своего «Я» в профессии (Я-действующее, Я-взаимодействующее, Я-живой организм, Я-существующее, Я-осуществляющееся), переходящих в целостный образ «Я профессиональное».

Определение данных аспектов своего «Я» в профессии основывается на выявленных В. А. Сластениным и его учениками ведущих групп социально-значимых проблем, выступающих в личностном плане как трудности самореализации в профессиональной деятельности. Проведенный исследователями пилотажный проективный опрос с последующим тестированием выявил три общие группы таких проблем: проблемы профессиональных умений, проблемы межличностных отношений в педагогическом процессе, итраиндивидные проблемы (сложности саморегуляции, самочувствия, самоорганизации). Поскольку постоянно присутствующей рамкой является рамка «само», то есть осознание себя и отношение к себе в определенной позиции педагога, то человек в этом процессе вынужден взаимоувязывать себя и профессию, личные проблемы и профессиональные, личные задачи и ценности с ценностями и задачами профессиональными [10, с. 24].

Исходя из этого, понятиепрофессионально — ценностное самоотношение можно рассмотреть в качестве занятой позиции, которая определяет комплекс отношений будущего педагога к различным аспектам своего «Я» в профессиональной деятельности.

Таким образом, позиционный подход к пониманию профессионально-ценностного самоотношения будущих педагогов позволил рассмотреть его в контексте профессионального бытия.

Рассматривая профессионально-ценностное самоотношение в качестве занятой позиции, определяющей комплекс его отношений к себе в профессиональной деятельности, мы опираемся на взгляды В. А. Сластенина о том, что позиция представляет собой слияние трех сфер: познания, действия, переживания и предполагаем, что отношение к себе реализуется в особых сферах познания (самопознания), эмоциональных состояниях (переживаниях) и действиях относительно самого себя.

Поэтому процесс формирования профессионально-ценностного самоотношения можно определить как совокупность последовательных действий, способствующих позитивному отношению личности будущего учителя к различным аспектам своего «Я» в профессиональной деятельности.

Внутреннюю позицию профессионала следует рассматривать как объективный показатель динамики профессионально — ценностного самоотношения личности будущего учителя. Изменения в ее структуре довольно полно характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу (настоящему и будущему) на всех уровнях его существования в профессии.

Литература:

1.                  Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности / Л. В. Ведерникова. — М.: Прометей, 2001. — 144 с.

2.                  Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. — 204 с.

3.                  Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.

4.                  Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.

5.                  Липкина А. И. Самооценка школьника /А. И. Липкина. — М.: Знание, 1976. — 64 с.

6.                  Мамардашвили, М. К. Необходимость себя. (Лекции. Статьи. Философские заметки.) / М. К. Мамардашвили. — М.: Лабиринт, 1996. — 432 с.

7.                  Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международ. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.

8.                  Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.

9.                  Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.

10.              Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. — С. 4–9.

11.              Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972. — 303 с.

12.              Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: МГУ, 1983. — 286 с.

13.              Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки. Труды, Т.6 / Д. Н. Узнадзе.- Тбилиси: «Мецниереба», 1977. — С. 263–326.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle