Библиографическое описание:

Коокуева В. В., Эрдниева Б. Ю. Актуальные проблемы бедности граждан в России // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 359-361.

Бедность, социальное неравенство являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Бедность является фактором высокой поляризации общества. Эти процессы вызывают объективную необходимость более углубленного изучения существующих в современной зарубежной и отечественной экономической теории подходов к проблеме бедности, пересмотра системы социальной защиты населения.

Главной проблемой в социальной сфере нашего общества стала бедность, масштабы которой, после небольшого сокращения в первые несколько лет нового тысячелетия, на фоне очередного кризиса вновь выросли.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, среди которых основными, по мнению Корчака Е. А., являются:

-          институциональные — низкий уровень социальных гарантий, низкий уровень соотношения социальных пособий с прожиточным минимумом;

-          демографические — семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, старение населения;

-          экономические — низкая заработная плата и ее высокая дифференциация, приведшие к появлению феномена экономической бедности, означающего неспособность работающих обеспечить себе приемлемый уровень жизни вследствие низкой оплаты труда;

-           регионально-географические — наличие депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с низким экономическим потенциалом.

Бедность как явление социально-экономической жизни региона состоит в недопустимо низком уровне жизни населения, не соответствующем социально приемлемому уровню. При определении населения, относящегося к «бедному», возникает сложная в методологическом плане проблема — установление границы бедности, без чего невозможно выработать меры по борьбе с этим явлением. Общепринятый подход предполагает зачисление в данную категорию лиц, относящихся к первым децилям в ряду распределения населения по размеру среднедушевых денежных доходов. Однако такой подход не дает ответа на вопрос о реальных размерах бедности. Поэтому при определении ее масштабов принято считать, что люди являются «бедными, если их благосостояние оказывается ниже некоторого определенного уровня». Российская официальная статистика при определении численности бедного населения ориентируется на так называемую абсолютную концепцию бедности, в соответствии с которой главным критерием бедности, или «границей бедности» считается доход, величина которого ниже прожиточного минимума определенной социально-демографической группы населения, установленной на конкретной территории.

Из таблицы 1 видно, что численность населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума составляет 12,8 % или 18,1 млн. человек.

Таблица 1

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

Показатели

2008

2009

2010

20112)

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн. человек

18,8

18,2

17,9

18,1

в процентах от общей численности населения

13,4

13,0

12,6

12,8

в процентах к предыдущему году

100,5

96,8

...

101,1

Проблема бедности — не только и даже не столько проблема бедных, сколько той огромной массы населения, которая располагается между социальными полюсами, между небольшой прослойкой богатых (3–5 %) и реально бедных, которых, по разным оценкам, от 15 до 25 %. Вся эта огромная масса людей крайне чувствительна к проблемам бедности, поскольку разделительная линия между «бедными» и «средними» в материальном отношении весьма относительна. У людей есть некий «социальный капитал» (образование, квалификация, навыки, умение, опыт и т. п.), но он совершенно не конвертируется в материальный достаток. Эти факты доказывают также актуальность проблемы бедности среди определённых социально-профессиональных групп трудоспособного населения.

Проблема преодоления бедности, повышения заработной платы поднимается на разных уровнях, о чем свидетельствует содержание Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 (в первый день вступления в должность) «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Первым пунктом было дано задание Правительству обеспечить увеличение размера реальной заработной платы к 2018 году в 1,4–1,5 раза, совершенствовать систему оплаты труда в бюджетной секторе.

Так во всех планах правительства по снижению бедности фигурируют не собственно показатели бедности, а показатели увеличения МРОТ, пенсий, пособий, зарплат бюджетникам и т. п. Заметные проценты «подтягивания» этих показателей к прожиточному минимуму демонстрируют «серьезные» усилия правительства по решению проблемы бедности. Такой подход в условиях сравнительно высоких темпов экономического роста и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры позволял правительству увеличивать бюджетные расходы, в том числе на увеличение пенсий, пособий, МРОТ, зарплат в бюджетной сфере и т. п. и тем самым создавать иллюзию эффективной социальной политики. Радикального снижения бедности при таком подходе ожидать не приходится, тем более, что инфляция и существующие распределительные механизмы фактически сводят эффект этих мероприятий во времени к нулю.

В докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития до 2013 года, где были определены следующие задачи:

1.                  Улучшение демографической ситуации.

2.                  Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3.                  Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4.                  Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5.                  Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Повышение благосостояния населения и снижению бедности предполагается содействие росту заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения и страхования; формирование эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан; усиление адресности социальной помощи.

Повышение эффективности системы социальной защиты предполагается оптимизация системы оказания социальных услуг, укрепление системы социальной защиты семьи; повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема бедности среди определённых социально-профессиональных групп трудоспособного населения. Реальность такова, что результатом российских экономических реформ стало появление новой социально-трудовой группы — так называемых «новых бедных», которых характеризует противоречивое сочетание низкого уровня доходов при включенности в реальный производственный процесс и высоких показателях профессиональных качеств. И хотя в последнее десятилетие реальные доходы россиян растут, а численность трудоспособного населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшается, разрыв между уровнями потребления различных групп трудоспособного населения россиян все еще значителен (так, в 2011 году коэффициент фондов (дифференциации доходов) равен 16,1).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения

Показатели

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы — всего, процентов

100

100

100

100

в том числе по 20-процентным

группам населения:

первая (с наименьшими доходами)

5,1

5,1

5,2

5,2

вторая

9,8

9,8

9,8

9,9

третья

14,8

14,8

14,8

14,9

четвертая

22,5

22,5

22,5

22,6

пятая (с наибольшими доходами)

47,8

47,8

47,7

47,4

из нее 10 % населения с наивысшими доходами

31,1

31,0

30,9

30,6

Коэффициент Джини

0,422

0,422

0,421

0,416

Коэффициент фондов, в разах

16,8

16,7

16,5

16,1

Децильный коэффициент, в разах

7,5

7,5

7,4

7,3

Невысокие темпы снижения численности малоимущего населения в современной России во многом являются следствием неэффективной деятельности органов государственной власти по преодолению бедности. Однако такая неэффективная деятельность в значительной мере предопределена недостаточным вниманием отечественной экономической науки к выявлению всей совокупности причин формирования феномена бедности в рыночно-трансформационный период, характера, факторов и механизма его преодоления. Теоретическая неразработанность данного вопроса означает отсутствие комплекса научно-обоснованных принципов и методов борьбы с бедностью, которые позволили бы органам российским государственной власти осуществлять это быстрыми темпами.

Таким образом, проблема бедности населения не теряет свою актуальность и в настоящее время, она проявляет себя с разных сторон, выявляются новые аспекты социальной незащищенности не только безработных людей, но и малоимущих граждан с высшим образованием. В связи с этим считаем необходимым создание концептуально новых подходов к методам борьбы с бедностью.

Литература:

1.      Данные федеральной службы государственной статистики

2.      Корчак Е. А. Институциональная среда бедности населения северного региона России// Научные ведомости.-2007.-№ 1.-с.143.

3.      Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 (в первый день вступления в должность) «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».



[1] Статья написана при поддержке РФФИ в рамках проекта 12-06-3304813

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle