Библиографическое описание:

Козлова Л. С., Галямов П. В. Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 535-542.

В статье государственный контроль и надзор в сфере недропользования рассматривается как позитивная деятельность государства по регулированию процессов отношений в области недропользования в интересах ее граждан и обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны, что позволяет углубить представление о его содержании и определить основные проблем законодательного обеспечения.

Ключевые слова: государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный геологический контроль, законодательные акты, регулирующие государственный контроль и надзор, государственная контрольная политика.

Государственный контроль и надзор в сфере недропользования как функция управления является одним из важных институтов повышения эффективности использования недр.

Задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [1].

Задачами государственного горного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр или лицами, осуществляющими работы на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр, установленных законодательством Российской Федерации о недрах и утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартами (нормами, правилами) требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр [2].

Государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

К числу специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти в сфере управления использованием и охраной недр относятся: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство энергетики РФ.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее — отходы), государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы [3].

Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 установлено, что в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации находятся Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию [4].

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны и использования недр является [5]:

-          уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

-          органом государственного горного надзора;

-          органом федерального государственного энергетического надзора;

-          органом федерального государственного строительного надзора;

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов [6].

Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергетических ресурсов.

Министерство энергетики Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет функции по созданию, эксплуатации и совершенствованию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, а также по созданию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования.

Органы государственного геологического контроля перечислены в Постановлении Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» [7].

В соответствии со статьей 3 данного Постановления Государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации [8]:

-          Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического надзора;

-          Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами;

-          органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами [9];

в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации [9];

е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

з) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

и) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса [9];

к) предотвращение самовольного пользования недрами [9];

л) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

м) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, а также иными органами государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений;

б) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях;

б) геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;

в) достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

г) выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.

Должностные лица, осуществляющие государственный геологический контроль от имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, одновременно по должности являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — главным государственным инспектором Российской Федерации по государственному геологическому надзору [10];

б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель подразделения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного геологического надзора, — заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по государственному геологическому надзору;

в) заместитель руководителя подразделения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающего вопросами государственного геологического надзора, — старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному геологическому надзору;

г) начальники отделов, заместители начальников отделов, главные и ведущие специалисты подразделения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающего вопросами государственного геологического надзора, — государственными инспекторами Российской Федерации по государственному геологическому надзору;

д) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — главными государственными инспекторами по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях;

е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного геологического надзора, — заместителями главного государственного инспектора по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях;

ж) начальники отделов государственного геологического надзора территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — старшими государственными инспекторами по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях;

з) главные и ведущие специалисты отделов государственного геологического надзора территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — государственными инспекторами по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по государственному геологическому надзору, главные государственные инспекторы по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях от имени органа государственного геологического надзора имеют право:

а) давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

б) подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в Федеральное агентство по недропользованию для принятия соответствующих решений;

в) уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

г) прекращать в установленном порядке самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

д) рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;

ж) привлекать с согласия руководителей организаций специалистов для участия в работе органов государственного геологического надзора.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право:

а) проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки;

б) посещать для проведения проверок в установленном законодательством Российской Федерации порядке организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр, за исключением военных, оборонных и других режимных объектов, порядок посещения которых государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический контроль, определяется совместно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

в) давать пользователям недр обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр;

г) проводить необходимые расследования, организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного геологического надзора.

Особенности территориального расположения ресурсов недр континентального шельфа определяют специфику органов и правовых средств, призванных осуществлять контроль за соблюдением законодательства о континентальном шельфе и используемых ими правовых средств.

Органами, осуществляющими функции по обеспечению рационального и безопасного использования ресурсов континентального шельфа, а также защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации являются, в пределах своей компетенции, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы по пограничной службе; использованию природных ресурсов; по рыболовству, а также государственный горный и промышленный надзор России.

Координация надзорных и иных функций перечисленных органов возлагается на федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе [11].

Указания должностных лиц органов охраны исключительных прав Российской Федерации на континентальный шельф, в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для всех российских и иностранных физических и юридических лиц, а также для представителей иностранных государств и компетентных международных организаций, осуществляющих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации.

Как было выше показано, важным средообразующим институтом контрольной политики недропользования является структура и внутренняя организация отношений органов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования. Органы контрольно-надзорной деятельности являются институтами государства, которые, реализуя свои полномочия на основе взаимодействия, добиваются решения важной задачи — повышения эффективности недропользования. Это достигается путем обеспечения соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Из этого следует, что все субъекты отношений недропользования и, прежде всего, институты контрольно-надзорной деятельности должны отвечать требованию решаемых задач с точки зрения структурной и организационной их составляющей. К сожалению, сегодня данные требования не в полной мере отвечают истинному положению.

На наш взгляд, действующая структура органов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования тяжеловесная и не в полной мере отвечает Концепции административных реформ, проводимых в России, с точки зрения ее оптимальности контрольной вертикали. В структуре органов контрольно-надзорной деятельности подведомственной МПР России, как отмечалось выше, имеются Департаменты Росприроднадзора по федеральным округам. Таких органов в целом по Российской Федерации восемь.

В соответствии с полномочиями Департамент осуществляет общее руководство и координирует взаимодействие Управлений Росприроднадзора по субъектам Федерации на территории осуществления полномочий между собой, координирует и контролирует деятельность управлений Росприроднадзора, осуществляющих контроль и надзор в том числе за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Однако фактически реализуются полномочия по запросу, сбору и переадресации информации о состоянии контрольно-надзорной деятельности Управлений по субъектам федерации в центральный аппарат Росприроднадзора и в обратном порядке.

Принимая во внимание наличие системы электронных технологий информационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности Управлений и центрального аппарата Росприроднадзора, существование Департамента в таком формате, как транзитера информации в центр, ничем не оправдано. Причем на практике запросы непосредственно в Управления о состоянии контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне направляют как центральный аппарат Росприроднадзора, так и Департаменты, существенно сокращая при этом время исполнения.

Итак, внутренняя организация взаимодействия территориальных структур Росприроднадзора не позволяет государственным инспекторам Управления более качественно готовить запрашиваемую информацию, существенно сокращает время для анализа материалов проверок, принятия необходимых организационных мер и квалифицированных решений, направленных на устранение нарушений и причин, их вызывающих. Из вышеизложенного напрашивается вывод: в структуре территориальных органов Росприроднадзора Департамент, выполняющий «дублирующие» государственные функции центрального аппарата по своду и переадресации информации о контрольно-надзорной деятельности Управлений, создает реальные барьеры на пути повышения эффективности контроля.

Вместе с тем органы местного самоуправления не наделены контрольными полномочиями в области природопользования и охраны окружающей среды. А именно на поднадзорной муниципальной власти территории происходит процесс недропользования и защищаются конституционные права граждан на благоприятную для проживания окружающую природную среду.

С целью решения перечисленных проблем необходимо:

1)        прекратить перманентную практику законодательного, нормативно-правового, методического обеспечения контрольно-надзорной деятельности, так как это лишает органы надзора необходимого инструментария и механизмов регулирования недропользования, с одной стороны, и дезорганизует предпринимателей — с другой;

2)        разработать и внедрить административные регламенты, обеспечивающие тесное взаимодействие субъектов отношений в сфере контроля в области недропользования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что позволит повысить результативность принимаемых мер в защиту окружающей природной среды и обеспечение рационального недропользования;

3)        сформировать и вести банк данных о предприятиях-нарушителях в области недропользования для осуществления мониторинга за выполнением взятых ими обязательств перед государством, исполнением предписаний контрольно-надзорных органов и своевременным устранением нарушений, что повысит эффективность недропользования и обеспечит экологическую безопасность;

4)        создать систему информационных потоков о состоянии пользования недрами, охватывающую все уровни структуры контроля и надзора, для обеспечения исполнительной власти, гражданских институтов достоверными и своевременными данными, что позволит последним принимать правильные решения по реализации государственной контрольной политики недропользования и понимать суть проводимой политики недропользования бизнесом;

5)        расширить меры административной ответственности и применение экономических санкций к недобросовестным пользователям недр.

В целом, оценивая результаты административной реформы в части обособления функций по проведению государственной политики и нормативно-правовому обеспечению — в министерствах, функций по оказанию государственных услуг — в агентствах, а функций по контролю и надзору — в службах, можно обратить внимание на проблему взаимодействия органов, обмена информацией, оперативности принятия согласованных решений.

Одним из вариантов решения проблемы может стать повышение компетенций межведомственных комиссий, состоящих из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, что позволит, принимать решения оперативно, а также повысит их прозрачность, снизит потенциальную коррупционную емкость.

Законодательные акты, регулирующие государственный контроль и надзор условно можно подразделить на базовые и сопутствующие [12].

На федеральном уровне базовыми законодательными актами являются Конституция РФ, Закон РФ «О недрах», ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, инструкции и методики, регламентирующие отношения в области недропользования.

Законодательными, нормативно-правовыми актами определены специально уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации; их компетенция в сфере регулирования отношений недропользования; права и ответственность по владению, пользованию и распоряжению минерально-сырьевыми ресурсами, осуществлению государственного контроля над изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Российской Федерации и др.

На региональном уровне: Конституция (устав) субъекта РФ; законы и нормативно-правовые акты субъекта РФ, которые отражают региональные особенности в зависимости от состояния природно-ресурсного потенциала. Законами и нормативно-правовыми актами также определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации за распоряжением недрами в пределах компетенции, которые входят в единую систему исполнительной власти России в области недропользования и охраны окружающей среды.

На муниципальном уровне: постановления администрации, которые определяют компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в управлении и контроле над использованием и охраной минерально-сырьевых ресурсов местного значения.

Для эффективной реализации базовых законов в области недропользования необходимы так называемые сопутствующие законы, рассматриваемые в данном случае как определяющие правовую среду в процессе пользования недрами, затрагивающие иные сферы отношений, социальные, экономические, финансовые, экологические и иные. Среди них — Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, ФЗ «О животном мире», ФЗ «Об особо охраняемых территориях», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и, ее прилежащей зоне»; Налоговый Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский Кодекс РФ и др.

В структуре законодательного и нормативно-правового обеспечения недропользования важное место отводится указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ и аналогичным актам субъектов РФ, которые в значительной мере выполняют адаптационную, координирующую роль в условиях меняющегося вектора внутренней и внешней политики государства в области недропользования.

Наряду с установлением властных, распорядительных и поведенческих полномочий для субъектов контрольной политики, институтом законодательства также устанавливается ответственность субъектов этих отношений за допущенные правонарушения в области недропользования: дисциплинарная, материальная, административная и уголовная. Законодательно предусмотренная ответственность за правонарушения в области недропользования не является самоцелью. Данная мера направлена на упреждение нарушений и является важной мотивацией к законопослушанию посредством наложения штрафа и частичной компенсации причиненного вреда окружающей среде и самим недрам при их эксплуатации. Однако при систематических нарушениях норм права в области недропользования начинают действовать механизмы карательного характера — экономические санкции, досрочное прекращение права пользования недрами и уголовная.

Среди основных проблем законодательного обеспечения контроля недропользования в России можно выделить следующие:

-          отсутствует закон о государственном контроле в области недропользования и охраны недр в Российской Федерации;

-          действующая система ответственности за правонарушения в области недропользования и охраны недр отличается от западной низкими размерами штрафов и экономических санкций;

-          серьезные проблемы в контрольно-надзорной деятельности в области недропользования связаны, по сути, с отсутствием совершенных методик и инструкций по организации и проведению контроля и надзора. До настоящего времени не разработаны методики по расчету ущерба, наносимого компонентам природной среды в результате эксплуатации недр. Отсутствуют полноформатные рекомендации по оформлению результатов контроля и надзора, несмотря на постоянные их изменения, что не способствует достижению эффективного контроля;

-          действующие формы отчетности контрольно-надзорной деятельности в области недропользования не отражают весь спектр полномочий Росприроднадзора. До настоящего времени отсутствует отчетность о состоянии геологического изучения недр. При этом формы и содержания отчетности постоянно меняются и приобрели гипертрофический вид.

Все это снижает эффективность контрольно-надзорных мероприятий в области недропользования, не способствует формированию реальной контрольной политики недропользования, вследствие чего нарушаются права граждан и юридических лиц.

Таким образом, совершенствование правового обеспечения контрольной политики недропользования по-прежнему задача актуальная. При этом состояние общей стратегической неопределенности, несогласованности, противоречивости и неурегулированности в развитии государственной политики по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы России на долгосрочную перспективу осложняет процесс совершенствования законодательства по обеспечению контрольной политики.

Важным шагом по созданию действенной правовой среды контрольной политики недропользования является оперативная разработка подзаконных актов, необходимых для реализации положений закона о недрах, корректировка действующих стандартов, норм и правил в области недропользования и охраны окружающей среды.

Государственная контрольная политика недропользования должна вырабатываться на основе научно обоснованной государственной политики недропользования и развития минерально-сырьевой базы России, разработка которой является важнейшей задачей органов государственной власти [13].

Литература:

1.                  Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// «Российская газета», N 266, 30.12.2008, «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249, «Парламентская газета», N 90, 31.12.2008.

2.                  Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590, «Российская газета», N 160, 25.07.2011.

3.                  Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 09.08.2013) «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.06.2008, N 22, ст. 2581.

4.                  Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»// «Российская газета», N 100, 13.05.2008, «Собрание законодательства РФ», 19.05.2008, N 20, ст. 2290.

5.                  Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 20.03.2013) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»// «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, N 32, ст. 3348, «Российская газета», N 170, 11.08.2004.

6.                  Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 (ред. от 18.04.2013) «О Министерстве энергетики Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.06.2008, N 22, ст. 2577.

7.                  Постановление Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 (ред. от 05.06.2013) «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»// «Собрание законодательства РФ», 16.05.2005, N 20, ст. 1885.

8.                  Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2013, «Собрание законодательства РФ», 17.06.2013, N 24, ст. 2999.

9.                  Постановление Правительства РФ от 02.02.2010 N 39 (ред. от 05.06.2013) «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»// «Собрание законодательства РФ», 08.02.2010, N 6, ст. 651.

10.              Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2013, «Собрание законодательства РФ», 17.06.2013, N 24, ст. 2999.

11.              Приказ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455 «Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации»// Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 24.09.2013).

12.              Корепанов Н. А., Круссер Т. В. Институциальные проблемы формирования и реализации государственной контрольной политики недропользования // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет — Электрон. вестник — Сыктывкар: СыктГУ. — Науч. вестник. — гос. рег. № 0421000054. НТЦ «Информрегистр». Сетевой адрес: http:// www. syktsu. ru. — 2010. — № 4.

13.              Орлов В. П. Проблемы недропользования (2000–2006) / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российское геологическое общество. — М.: Геоинформмарк, 2007. — 464с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle