Библиографическое описание:

Похилько А. А. Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 738-742.

В статье рассматриваются определения политологических категорий таких, как экстремизм и радикализм, а также дается авторское определение данных категорий, основанное на анализе словарных статей и исследований указанных политологических феноменов.

Ключевые слова: экстремизм, радикализм, международные проблемы, деятельностный подход, деструктивная форма социальной практики.

Политическая ситуация в современном мире заставляет мировую общественность следить за тем, как экстремистские действия тех или иных группировок пронизывают различные сферы общественной жизни. Проблемы экстремизма обсуждаются в СМИ, представителями правозащитных и общественных организаций, тщательно изучаются современными зарубежными и отечественными политологами, социологами, экономистами, правоведами и т. д. Термин «экстремизм» стал активно использоваться с начала ХХ века. «После окончания холодной войны, — как утверждает В. Н. Панин, — экстремизм стал крупнейшей международной проблемой, он не имеет национальных особенностей, характеризуется усилением жестокости и безоглядности действий экстремистов. Появление глобального информационного пространства увеличило вероятность дальнейшего роста экстремизма, он стал принимать всё более разрушительные формы» [10, с.62]. Однако определение этого явления далеко не однозначно, а, значит, требует научного осмысления и толкования данного феномена.

В политической психологии экстремизм рассматривается как приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям [11, с.387]. По мнению авторов, экстремизм порождается социально-экономическими кризисами, деформацией политических институтов, резким падением жизненного уровня, ухудшением социальных перспектив значительной части населения, доминированием в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страхом перед будущим, подавлением властями оппозиции, инакомыслия, национальным гнётом, амбициями лидеров политических партий и их ориентацией на экстремальные средства политической деятельности.

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова определяют экстремизм следующим образом: «экстремизм — приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)» [9, с.942]. Таким образом, в указанном словаре рассматривается только политический аспект экстремизма.

В Большой советской энциклопедии экстремизм определяется как «приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированными социальными институтами, малыми группами и индивидами» [5,с.19].

Политологический словарь — справочник под общей редакцией Е. Д. Погорелова, К. В. Филиппова, В. Ю. Фесенко даёт следующее определение экстремизма (лат. Extremus — крайний) –склонность к крайним взглядам; использование нелегальных форм политического участия (бунт, погромы, терроризм) для достижения политических целей.

Ещё одно определение экстремизма даёт более широкое понятие об этом политическом феномене, но, вместе с тем, это явление рассматривается опять-таки политический аспект экстремизма. «Экстремизм (лат. Extremus — крайний) — приверженность к крайностям в политике, тип девиантного поведения, чаще всего проявляющийся в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремлению к подрыву политической стабильности и низвержению политической власти. Для экстремизма характерна нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, поиску конценсуса» [13, с.328].

Аналогичное определение даёт Глоссарий по политической психологии, издаваемый РУДН (выпуск 2003 года).

Определение такого политического феномена, как экстремизм, дано и в словаре по политологии под редакцией В. Н. Коновалова. Это определение даёт более разностороннее и комплексное представление об экстремизме. Он отмечает, что экстремизм порождают самые различные факторы: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и её институтов: падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства и др. В. Н. Коновалов обращает внимание на то, что в основе зарождения и развития экстремизма лежит целый комплекс противоречий. Это, прежде всего, противоречия экономического характера, среди которых можно выделить несоответствие результатов экономических реформ ожиданиям различных групп населения, чрезвычайно высокая цена преобразований (падение производства, растущая безработица, маргинализация населения и т. п. Не менее важными являются и социальные противоречия, выражающиеся в усилении имущественного неравенства, замедлении темпов формирования среднего класса, который может обеспечивать социальную стабильность в обществе; расширении криминальных кругов за счёт маргинализированных и люмпенизированных людей.

Особое внимание уделяется конфликтным ситуациям производственного, национального или этнического характера, которые в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту. Сегодня сформировались признаки, характеризующие социальную напряжённость:

-          разбалансированность функционирования различных сфер общественной жизни;

-          снижение уровня жизни населения;

-          формирование социальных групп противостояния (одной из которых являются органы власти);

-          возможность непредсказуемого, стихийного массового поведения и формирование агрессивной толпы.

В. Н. Коновалов подчёркивает, что экстремизм — это правовой нигилизм, а самое крайнее выражение политического экстремизма представляет собой терроризм — систематическое устрашение, провоцирование, дестабилизация общества насилием. В идеологическом аспекте экстремизм использует демагогические лозунги и призывы, создающие образ врага, апеллирующие к низменным чувствам человека. Экстремизм организует террористические акты, сознательно провоцирует беспорядки, призывает к гражданскому неповиновению. Обещает людям быстрое устранение трудностей, осуществление гарантированного порядка и социальной обеспеченности, но для этого требуется решительное подавление инакомыслия, жёсткое утверждение своей системы политических, идеологических и других ценностей [15, с.317].

В Большой актуальной политической энциклопедии под общей редакцией А.Белякова и О.Матвейчева экстремизм определяется как приверженность к крайним мерам в политике, совокупность идей, намерений, оправдывающих при принятии решений крайние меры. В энциклопедии внимание акцентируется на том, что экстремизм не представляет собой единой системы взглядов: он всегда ситуативен. Этот термин применяют для характеристики политических сил, выступающих против существующего строя и использующих при этом нелегитимные методы, вплоть до жесткого физического насилия [4, с.412].

C юридической точки зрения экстремизм представляет собой совокупность различных крайних форм политической борьбы, которые проявляются в сепаратизме (этническом, национальном, религиозном и др.), территориальной экспансии, расизме, апартеиде, ксенофобии, антисемитизме, национализме, фашизме, этнофобии, этноэгоизме, во всех видах дискриминации и иных проявлениях нетерпимости. Следует отметить, что эктремиcтская деятельность представляет собой деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

-        насильственное изменение основ государственного строя;

-        подрыв безопасности государства;

-        захват или присвоение властных полномочий;

-        создание незаконных вооружённых формирований:

-        осуществление террористической деятельности [1].

Интересны точки зрения современных исследователей в вопросах определения экстремизма. Так Н. Н. Афанасьев даёт определение экстремизма следующим образом: «Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искажёнными, деформированными представлениями о действительности, по крайней мере, в той её части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдалённые. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию» [3, с.25]. Таким образом, Н. Н. Афанасьев делает акцент на идеологической составляющей экстремизма. Такой же подход прослеживается и у исследователей В. Ю. Верещагина и М. И. Лабунец, которые определяют экстремизм как «идеологию, предусматривающую: 1.принудительное распространение её принципов, 2. нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление» [7, с.84].

Е. П. Сергун даёт очень обширное определение понятию «экстремизм». По его мнению, «под экстремизмом следует понимать приверженность к целой системе взглядов, концепций, идей и представлений, основанной на политической, расовой, религиозной или национальной ненависти либо вражде в отношении личности, какой-либо социальной группы, нации или государства, не имеющую внешнего выражения. Как только экстремистские воззрения индивида реализуются во внешнем мире в форме противоправных деяний, следует говорить об экстремистской деятельности» [14, с.197].

Исследователь Э. В. Улезко даёт определение экстремизму, как виду противоправной деятельности, направленной на достижение стоящих перед субъектом экстремизма целей с использованием насильственных методов. При этом экстремистскими, по его мнению, можно назвать только такие действия, которые превышают необходимую степень воздействия, независимо от используемых средств физического насилия, морального принуждения, экономического давления и т. д. [16].

В политической психологии рассматриваются различные направления экстремизма: экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и др. Ряд исследователей отмечает, что формы экстремизма в реальной жизни переплетены и, как правило, не выступают в чистом виде. Крайне редко указывается на проявления экономического экстремизма, хотя он затрагивает экономические процессы общества, т. к. экономика составляет базис общества, без экономики общества нет и не может быть.

Практически всем разновидностям экстремизма присущи общие черты, такие как насилие (чаще вооружённое) или его угроза, однобокость в восприятии общественных проблем, фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои принципы и взгляды оппонентам, беспрекословное исполнение всех приказов, инструкций, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум, неспособность к толерантности, компромиссам. Авторы учебного пособия по политической психологии делают вывод о том, что «особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращение экстремистских группировок во влиятельные структуры жизни; усиление жестокости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, использование новейших технических достижений, средств массового поражения (компоненты химического, бактериологического оружия, похищения радиоактивных материалов); стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения. Расширяется информационная, тактико-стратегическая, финансовая, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязь экстремистских сообществ и групп в отдельных странах и международном масштабе» [11, с.389].

Исследователь М. Я. Яхъяев отмечает, что «экстремизм предстаёт…как форма отчуждения личности от общечеловеческих, общекультурных, этнонациональных ценностей. Поэтому экстремизм должен пониматься широко. Его нельзя сводить к политической или иной конкретной форме, так как его проявления обнаруживаются во многих сферах человеческой активности и в межличностном общении (бытовой экстремизм), и во взаимодействии классов, партий, государств (политический экстремизм), и в отношениях племён, народностей, наций (этнический экстремизм) и т. д». [17].

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что чёткого и однозначного определения понятия «экстремизм» на сегодняшний день не наблюдается. В этой связи интересны исследования М. Я. Яхъяева о том, что при определении сущности экстремизма нам необходимо исходить из деятельностного подхода, согласно которому «экстремизм должен рассматриваться как одна из чрезвычайных, деструктивных форм социальной практики» [17]. Соответственно экстремизм должен характеризоваться такими показателями, как экстремистская деятельность и экстремистская идеология. Под экстремистскими действиями мы понимаем такие действия, которые отличаются от привычных действий крайним антигуманизмом. В качестве основных составляющих экстремистской идеологии традиционно выступают идеи расового, социального, национального неравенства, идеи физического насилия и геноцида своих социальных оппонентов. В. А. Бурковская даёт следующее определение экстремистской идеологии: «Идеология становится экстремизмом, если её характеризуют следующие признаки: 1) «однозначное» объяснение проблем существующего мира и предложение таких же «простых и обязательно помогающих» способов решения проблем; 2) разделение бытия на «абсолютное добро» и «абсолютное зло», причём злом признаётся практически всё, что не вписывается в данную систему; 3) гиперболизация одной проблемы, придание ей доминирующего положения, несоответствующего принятой в обществе иерархии ценностей; 4) игнорирование, нивелирование других ценностей и норм» [6, с.15]. Без идеологии, без превращения её в личные убеждения экстремизма быть не может. Именно специфическая идеология является ключевой предпосылкой экстремизма, ядром особого психического склада личности. «Смысл экстремистской идеологии, — пишет М. Я. Яхъяев, — состоит в том, что она является закономерной, исторически обусловленной, но некорректной реакцией части определённой социальной группы, поставленной в данной конкретной исторической ситуации в критическое положение выживания и самосохранения» [17].

Исходя из вышесказанного, определение сущности экстремизма необходимо начинать с категории «радикализм», поскольку экстремизм является одной из специфических форм радикализма. Понятие «радикализм» также неоднозначно и требует толкования. Например, А. Л. Казин пишет: «Радикализм сегодня включён в систему основных политологических категорий, однако смысл этого слова выходит за границы политологии, вторгаясь в этику, эстетику, религию и даже повседневную жизнь. Радикализм это крайность, превышение меры. Радикал не поступается принципами, он всегда смотрит в суть, в корень дела. Можно сказать, что любой радикализм имеет в качестве антипода половинчатость, беспринципность, соглашательство» [8].

В современной политической психологии понятие «радикализм» имеет следующие значения: 1.как «психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели; 2.как способ деятельности, тяготеющий к крайностям» [11, с.382–383]. Авторы пособия отмечают, что в основе радикализма лежит негативное отношение к сложившемуся политическому феномену, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. Радикализм может проявляться в различных формах: нигилизма, экстремизма, терроризма, революционаризма. В политической литературе обычно говорится о так называемом «радикальном центре», то есть политической позиции, радикально отвергающей крайности и требующей решительно проводить сбалансированную политику. Хотя иногда, в определённых социально-политических условиях, радикализм может способствовать критическому пересмотру правительством своего политического курса.

«Краткий терминологический словарь по политологии» даёт следующее определение радикализма: «радикализм — стремление к решительным методам и действиям в политике» [2]. Более конкретное определение понятию «радикализм» даёт Политологический словарь-справочник под редакцией Е. Д. Погорелова, К. В. Филиппова, В. Ю. Фесенко: «радикализм (лат. Radix –корень) — политические идеи и деятельность, направленные на решительное кардинальное изменение политических отношений, а также основных институтов политической системы».

Ещё одно определение радикализма определяет его как политическую деятельность. «Радикализм — политическое движение, придерживающееся крайних средств достижения цели. Может проявляться в различных формах экстремизма, терроризма, революций» [12, с.63].

В словаре-справочнике по политологии радикализм рассматривается как «решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных институтов или политической системы в целом». Отмечается также, что «для радикалистического мышления и поведения характерно игнорирование инвариантов социальности, максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов достижения политических целей. Особенностью радикального мышления выступает революционаризм — недооценка эволюционных факторов социального прогресса» [13, с 303].

М. Я. Яхъяев также выделяет два определения радикализма. Одно из которых рассматривает радикализм как политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости коренных преобразований и реформ. А второе — как использование радикальных методов при решении каких-либо вопросов, решительный образ действия. Сам же исследователь предлагает следующее определение радикализма: «радикализм — тип социальной практики или деятельности, основанный на крайних, предельно агрессивных идеологиях и чрезвычайных, решительных действиях, направленных на коренное изменение существующей социально-политической системы или ситуации» [17]. Иными словами, радикализм является реакцией тех или иных социальных субъектов на критические, тупиковые или экстремальные ситуации, с которыми они сталкиваются в ходе исторического процесса.

В зависимости от характера социальных изменений радикализм может быть конструктивным и деструктивным. Под конструктивным мы понимаем революционный радикализм, направленный на качественное, прогрессивное преобразование существующей социальной системы. Высшим проявлением такого рода радикализма является социальная революция, строительство нового, более совершенного общества. Что касается деструктивного радикализма, то он направлен на сохранение изживших себя социальных отношений с помощью агрессивных действий против тех сил, которые содержат в себе действительно революционное, преобразовательное начало или против существующей социальной системы или социальной ситуации в целом. Это социальная агрессия тех социальных групп и сил, которые в сложившейся критической для них ситуации стоят перед проблемой самосохранения или перед угрозой потери социальной или культурной идентичности.

Политические процессы, происходящие в мире, свидетельствуют о том, что политический радикализм является их неотъемлемым компонентом, который непосредственно влияет на динамику развития общества. Поскольку радикализм обусловлен географическими, политическими, социальными, психологическими особенностями развития страны, он оказывает воздействие на характер функционирования всех сфер общества, менталитет, настроения, привычки индивидов и социума, на модели поведения. Поэтому в переломные исторические периоды, когда трансформируются идеалы, ценностные установки общества, необходимо очень взвешенное отношение к такому политическому, социокультурному феномену, как «радикализм». Этот феномен обусловлен особенностями исторического, религиозного развития страны и проявляется в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, примат силовых методов в реализации политической цели.

Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что экстремизм следует рассматривать как деструктивный радикализм. Одна из разновидностей деструктивного радикализма основана на фанатической идеологии, преобразования. Другая разновидность основана на идеологии фундаментализма, суть её заключается в том, чтобы вернуться к старому социальному порядку, затормозив, заморозив процесс всяческих изменений.

Обобщим сказанное и дадим собственное определение упоминаемым феноменам, исходя из деятельностного подхода к ним. Экстремизм (с лат. Extremus — крайний) — это политологическая категория, представляющая собой деструктивную форму социальной практики, формы которой обнаруживаются во многих сферах человеческой жизни и направлены на отчуждение личности от общечеловеческих и общекультурных ценностей. Радикализм (с лат. Radix –корень) — политологическая категория, представляющая собой тип социальной практики, основанный на использовании крайних методов в решении вопросов и осуществлении политических, социальных и экономических реформ.

Литература:

1.                  www.alekssandr.jimdo.com.

2.                  www.politike.ru.

3.                  Афанасьев Н. И. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания.2002, № 1.

4.                  Большая актуальная политическая энциклопедия / под общ. ред. А.Белякова, О.Матвейчева. — М.: Эксмо, 2009.

5.                  Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1978. Т.30.

6.                  Бурковская В. А. Криминальный экстремизм в современной России, М., 2005.

7.                  Верещагин В. Ю., Лабунец М. И. Политический экстремизм в контексте модернизации современной российской государственности // Философия права. — Ростов — на — Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2002, № 2.

8.                  Казин А. Л. Национальная идея. Литературная газета от 12.09.2006.

9.                  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

10.              Панин В. Н. Религиозный экстремизм как один из факторов дестабилизации социально-политической жизни на Северном Кавказе. Пятигорск, ПГЛУ,2013.

11.              Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

12.              Политология: краткий словарь политологических терминов / сост. Духина Т. Н., Болотова Т. П., Ставрополь, 2010.

13.              Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001.

14.              Сергун Е. П. Правовое обеспечение экстремистской деятельности в Российской федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2.

15.              Словарь по политологии / отв.ред. В. Н. Коновалов. — Ростов — на — Дону: РГУ, 2001.

16.              Улезко Э. В. Экстремизм и терроризм:понятийно-категориальный аппарат исследования явления //www.kai.ru.

17.              Яхъяев М. Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального явления. / http:www.ekstremizm.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle