Библиографическое описание:

Сораки И. М. О некоторых проблемах исполнения решений иностранных судов в Республике Таджикистан // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 552-556.

В статье рассматривается проблемы исполнения судебных решений иностранных государств на территории Таджикистана, вносится предложений о совершенствование законодательства обеспечивающий порядок исполнения решений иностранных судов. Проанализировано проблемы признания и исполнения, в частности принудительного исполнения, а также исполнения судебных решений на основе международных нормативно-правовых актов и договоров.

Ключевые слова: признание; исполнение; добровольное признание и исполнение; принудительное исполнение: международный договор; судебные решения иностранных судов.

This paper considers the problem of judgments of foreign states on the territory of Tajikistan, make proposals for the improvement of legislation providing the order of execution of foreign judgments. Analyzed the problem of recognition and enforcement, including enforcement, and the enforcement of court decisions on the basis of international regulations and treaties.

Keywords:Recognition; execution; voluntary recognition and enforcement; enforcement: international agreement; judgments of foreign courts.

В условиях развития и углубления международного сотрудничества, создания в Таджикистане большей открытости связано с возрастанием числа международных договоров, как многосторонних, так и двусторонних, содержащих нормы по вопросам международного частного права.

Юридические акты содержащихся в международных договорах являются обязательными для другого государства, участника, и несут в себя проблемы их признания и исполнения, которые так или иначе затрагивают интересы государственного суверенитета, проявлением которого является недопустимость иностранного вмешательства в юрисдикционную деятельность государства-участника. Согласно общепринятым правилам юрисдикционный акт обладает правовой силой только на территории соответствующего государства. И поэтому распространение законной силы судебного или несудебного акта на территории другого суверенного государства возможно лишь на основе равенства и взаимности в соответствии с международными соглашениями. Бесспорно, наличие таких соглашений расширяет компетенцию юрисдикционных органов, усиливая правовое значение выносимых ими актов, способствует укреплению международных отношений.

Признание на территории Таджикистана решений судов другого государства означает придание этим решениям такой же юридической силы, какую имеют вступившие в законную силу решения судов Республики Таджикистан. Эти решения приобретают свойства неопровержимости, исключительности, а решения о присуждении — также исполнимости. Они обязательны для должностных лиц и органов государственной власти республики.

Для признания иностранного судебного решения на территории Таджикистана в принципе достаточно лишь наличия международного соглашения, участниками которого он и являться. Однако если иностранное судебное решение должно быть принудительно исполнено, а международным соглашением не определено соответствующие процедуры, то неизбежно возникает проблема признания и исполнения такого решения иностранного суда, зачастую превращающиеся в споры между странами.

Проблема признания и приведения в исполнение в Таджикистане решений иностранных судов весьма интересна с теоретической точки зрения и наиболее важна с позиций практики. Законодательство Республики Таджикистан в регулирование данного вопроса находится на стадии формирования, которая требует дальнейшего развития, как в концептуально-научном, так и в практическом прикладном плане. В последние годы интерес учёных к исследуемой проблеме заметно возрос. Спорным вопросам признания и принудительного исполнения решений иностранных судов учёные уделяют своё внимание, как в отдельных статьях, так и в монографиях. Следует учесть тот факт, что дальнейшее развитие законодательство Республики Таджикистан в этом направлении невозможно без детального внимания науки и анализа судебной практики.

Четкое определение порядка рассмотрения возможных споров, создание тем самым определенных гарантий выполнения обязательства сторонами, призваны способствовать развитию на взаимовыгодной основе экономических отношений между странами. Быстрое и справедливое разрешение споров способствует расширению и облегчению торговли и сотрудничества. В подавляющем большинстве сделок, заключаемых между таджикскими организациями и фирмами других стран, предусматривается арбитражный порядок разрешения споров. Международная практика свидетельствует о том, что в последние годы возросло число рассматриваемых в порядке арбитражного разбирательства споров, одной из сторон которых выступает иностранное государство.

В Республике Таджикистан такие споры рассматриваются экономическими судами по правилам Кодекса РТ «Об экономическом судопроизводстве», при которых ранее состояли собственные службы судебных исполнителей. В целях упорядочения и обеспечения системности Указом Президента РТ от 29 января 2008г., за № 408 и Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 апреля 2008г., за № 176 «О передачи исполнительного производства в ведении Министерства юстиции РТ» служба судебных исполнителей состоящие при Совете юстиции и экономических судах РТ были переданы в ведении Министерства юстиции РТ. Кроме того в том же году был принят Закон Республики Таджикистан «Об исполнительном производстве» [4].

В настоящее время, кроме названного закона нормативно-правовая база Республики Таджикистан, обеспечивающий исполнительное производство, в том числе и судебных решений иностранных судов, состоит из: Конституции РТ (1994г), ГПК и КоЭС РТ (обе приняты в 2008г), а также международные правовые акты как: Минская Конвенция «Об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ» от 22 января 1993г; аналогичной Кишиневской Конвенции от 7 октября 2002г. и других международно-правовых договоров признанных, и участниками которых является и Республика Таджикистан.

Попросту говоря основаниями для того чтобы судебные решения признавались и исполнялись в другом государстве, необходимы соответствующие международные соглашения. Таджикистан участвует в целом ряде таких соглашений и конвенций.

После приобретения государственного суверенитета в 1991г. Таджикистан стал полноправным субъектом международного права. Одним из первых международных соглашений относительно рассматриваемой тематики, участником которого является и Таджикистан это Соглашение стран СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» от 20 марта 1992 г. Помимо Таджикистана Соглашение было ратифицировано и вступило в силу в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане и Украине. Этим Соглашением предусматривается взаимное признание и исполнение решений, вынесенных судами одной из стран — участниц, на территориях других стран — участниц.

В мировой практике существует три способа исполнения иностранного решения. Первый — когда необходима процедура признания иностранного решения, т. е. так называемая “выдача экзекватуры» (например, во Франции, Бельгии). Второй — когда достаточно проверки правильности решения лишь с формальной точки зрения, а также соблюдения правила, согласно которой исполнения решения иностранного суда не должен противоречит публичному порядку страны суда (например, в Италии). И третий — когда для судебных решений иностранных судов требуется регистрация решения в особом реестре (в Великобритании).

Следует отметить, что действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, как правило, ограничено пределами территории этого государства. Допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. В частности в Таджикистане вопросы признания и исполнения судебного решения других государств определено Разделом 5 ГПК РТ, Главой 30 КоЭС РТ, а порядок исполнения регламентируется теми же исполнительными действиями, которые определены в разделе VII КоЭС РТ и Законе РТ «Об исполнительном производстве» (2008г).

В юридической литературе понятие признание решения иностранного суда ассоциируется с подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда [9]. Отмечается, что в ряде случаев достаточно, чтобы решение было только признано (например, о расторжении брака). В других же случаях решение должно быть ещё и исполнено, т. е. подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача экзекватуры или регистрация в специальном реестре). Таким образом, признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения; для принудительного исполнения обычно устанавливаются дополнительные требования сверх тех, которые необходимы для признания решения.

Из этого следует, что исполнение решения иностранного суда это установленная законом юридическая процедура, связанная с определенными принудительными действиями в рамках требований указанных в решении подлежащего исполнению. Следовательно, признание решения иностранного суда имеет своим последствием обязательное исполнение этого решения.

Согласно ч.1 ст.398 ГПК РТ решения судов иностранных государств признаются и исполняются в Республике Таджикистан, если это предусмотрено международными правовыми актами, признанными Таджикистаном [2]. Данная норма, на наш взгляд, не конкретизирована, т. к. в понятие «международные правовые акты» хотя и вкладывается международные договора, однако было бы более четким, если дополнить норму содержанием «договора и правовые акты признанные Таджикистаном».

В теоретическом плане данный вывод обосновывается тем, что имеющаяся в литературе суждения, согласно которой считается возможным признание и приведение в исполнение иностранного судебного решения на началах взаимности и в отсутствие международного договора[21], была подвергнута критике. По мнению большинства ученых в правовой системе конкретного государства при отсутствии международного соглашения между ним и соответствующим иностранным государством никакое принудительное исполнение решения, вынесенного судом иностранного государства, на его территории невозможно[30]. Однако судебной практикой признается, что само по себе отсутствие международного договора не может служить основанием для отказа в рассмотрении судом государства, на территории которого должна исполняться ходатайства заинтересованного лица о признании и исполнении решения иностранного суда. [24]

В контексте предложенного выше конкретизации ст.398 ГПК РТ следует согласится с мнением В. Р. Зайцева, который отмечает, что необходимо устранить существующий в законодательстве запрет на признание иностранных судебных актов в отсутствие международного договора, но при этом полностью отказываться от международного договора как предпосылки для признания также не следует. При этом автор предлагает дополнить ст.409 ГПК РФ (ст.398 ГПК РТ) нормой о том, что при отсутствии соответствующего международного договора признание и приведение в исполнение актов иностранных судов допускается, если такое признание будет соответствовать интересам Российской Федерации, целям защиты и восстановления прав граждан и организаций [15]. Автор полагает, что «Столь общая формулировка, допускающая признание иностранных решений в отсутствие международного договора, позволит защититься от исполнения решений судов, обеспечивающих взаимность стран, приведение в исполнение которых, не нарушая публичного порядка, будет иметь негативные последствия для российского общества» [15].

В настоящее время предпосылками для признания иностранных решений в Республики Таджикистан являются наличие международного правового акта (договора), допускающего возможность такого признания, либо закона, предусматривающего допустимость такого признания и исполнения в отсутствие международного договора. Если обратиться к опыту зарубежных стран, то Германия приводит в исполнение иностранные решения, как на основании международного договора, так и при обеспечении взаимности. При этом взаимность закрепляется в качестве основания, препятствующего приведению решения в исполнение, когда такая взаимность не обеспечивается. Австралия, Франция и Аргентина не требуют взаимности, но приводят решения в исполнение лишь после проверки соответствия его определённым условиям закона [15].

Следует признать позитивными стремление Таджикистана к развитию международного правового сотрудничества, отказ от изолированности, желание присоединится к тенденции расширения круга признаваемых и исполняемых иностранных судебных решений. В то же время, невозможно не согласится с мнениям, что носящий неопределённый характер принцип взаимности создаёт сложности при его интерпретации, он может вступать в противоречие с интересами национального правопорядка и с принятыми государством международными обязательствами.[20]

В соответствии с ст.402 ГПК РТ решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. А в силу ст.404 ГПК РТ признаются, не требующими по своему содержанию дальнейшего производства, следующие решения судов иностранных государств:

-          относительно статуса граждан государства, суд которого вынес решение;

-          о расторжении или признании недействительным брака между гражданином Республики Таджикистан и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела, хотя бы один из супругов проживал вне пределов Республики Таджикистан;

-          о расторжении или признании недействительным брака между гражданами Республики Таджикистан, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Республики Таджикистан;

-          в других предусмотренных законом случаях.

В международной практике для таких категорий судебных решений устанавливается абсолютное действие и их правовые последствия не ограничены кругом лиц, участвовавших в деле.

Признание и исполнение решений о присуждении осуществляется по общему правилу в рамках специальной правовой процедуры, в которой рассматриваются заявление (ходатайство) взыскателя и возражения должника (система экзекватуры). Международным договором могут быть предусмотрены иные правила. Так, Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (Киевское соглашение) определено, что решения, вынесенные компетентными судами одного государства — участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств СНГ органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства (ст.7).

Таким образом, следует констатировать, что по общему принципу международного права признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, которые не считаются внутренними в государстве, на территории иного государства производится в соответствии с международными договорами и национальным законодательством страны исполнения. В случае отсутствия международного соглашения, регулирующего данные взаимоотношения, признание и исполнение производится на основе взаимности.

На современном этапе международных отношений и развития общества можно сформулировать основные задачи, стоящие в Таджикистане в области международного частного права:

-                   дальнейшее совершенствование правового обеспечения интеграционных процессов;

-                   содействие применению новых, более глубоких форм сотрудничества, и, прежде всего, различных форм совместной предпринимательской деятельности;

-                   защита прав и интересов иностранных инвесторов в Республике Таджикистан и собственной инвестиционной деятельности за рубежом, обеспечение гарантии в этой сфере отношений;

-                   расширение гарантий прав иностранцев в Республике Таджикистан в самых различных областях (трудового, семейного права, судебной защиты);

-                   обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов граждан, организаций и фирм Таджикистана за рубежом.

Литература:

1.         Конституция Республики Таджикистан (1994г). Душанбе, «Ирфон» 2004г.

2.         Гражданский процессуальный кодекс Республики Таджикистан (2008г). Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2008 год, № 1, часть 1, ст. 6, 7;

3.         Кодекс Республики Таджикистан об экономическом судопроизводстве. (2008г). Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2008 год, № 1, часть 1, ст. 4

4.         Закон Республики Таджикистан «Об исполнительном производстве» (2008г). Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2008 год, № 3, ст. 192

5.         Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция. — 2006. — № 6,7.

6.         Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

7.         Бекяшев К. А. Международное публичное право. — М.: Проспект, 2006.

8.         Бирюков П. Н. Вопросы международного частного права. — Воронеж, 2006.

9.         Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник 3 — е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.

10.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

11.     Дмитриева Г. К. Международное частное право. — М.: Юристъ, 2006.

12.     Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже. — СЗ РФ, № 1227.

13.     Зайцев Р. В. К вопросу о необходимости признания и приведения в исполнение на территории России иностранных судебных актов // Российский ежегодник гражданского арбитражного процесса. № 3.2004/- СПб.: Издательский Дом СПбГУ, Издательство юрид. фак-та СПбГУ. 2005.

14.     Зайцев Р. В. Предпосылки для признания и приведения в исполнение в России актов иностранных судов/ Р. В. Зайцев // Юрист. — 2005. — № 7.

15.     Зайцев Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

16.     Звеков В. П. Международное частное право. — М, 2004.

17.     Конвенция ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений». — СЗ РФ, № 3328.

18.     Косова М. Исполнение решений иностранных третейских судов / М. Косова // Российская юстиция. — 2005. — N 1.

19.     Курочкин С. А. Особенности рассмотрения судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов // Российский судья. — 2007. — № 10.

20.     Литвинский Д. В. Исполнить нельзя отказать: ещё раз к вопросу о возможности приведения в исполнение решений иностранных судов на территории РФ в отсутствие международного договора // Вестник ВАС РФ. — 2006. — № 5.

21.     Муранов А. И. Международный договор и взаимность как основания приведения в исполнение в России иностранных судебных решений. М., 2003.

22.     Муранов А. И. Проблема определения суда, компетентного рассматривать вопрос о приведении в исполнение в РФ иностранных решений по коммерческим спорам // Московский журнал международного права. — 2006. — N 1.16.

23.     Нешатаева Т. Н. Международное частное право и международный гражданский процесс: Учебный курс в трех частях. — М.: ОАО «Издательский дом «Городец»", 2004.

24.     Постановление ФАС Московского округа от 2 декабря 2002 г. N КГ-А40/7813–02 // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа» версия 2008–2009 гг.

25.     Ушаков Н. А. Режим наибольшего благоприятствования в международных отношениях. — М, 2005.

26.     Федосеева Г. Ю. Международное частное право: Учебник. — М.: “Остожье», 2005.

27.     Цыганков П. А. Международные отношения. — М, 2006.

28.     Черниченко С. В. Международное право: современные теоретические проблемы. — М, 2003.

29.     Шак Х. Международное гражданское процессуальное право.

30.     Ярков В., Медведев И., Трушников С. Некоторые проблемы интернационализации цивилистического процесса и гражданских юрисдикций в России/ В. Ярков, И. Медведев, С. Трушников // Арбитражный и гражданский процесс. — 2006. — № 1; Журнал российского права. — 2006. — N 8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle