Библиографическое описание:

Собственникова О. И. Система экологического менеджмента как основа экологизации бизнеса // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 467-470.

Рассматриваются актуальные вопросы экологизации производства посредством разработки и внедрения экологической политики на российских предприятиях, обосновываются преимущества применения системы экологического менеджмента и маркетинга на современном этапе.

На сегодняшний день в развитых странах большое внимание уделяется вопросу улучшения качества жизни, как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций. Важным аспектом в решении данного вопроса является улучшение экологической обстановки.

Лидеры мировой экономики, считая себя цивилизованным обществом, прилагают определенные усилия для разработки грамотной экологической политики на предприятиях. Современные нормы в области экономического управления — международные стандарты. Стандарты ИСО серии 14000 универсальны: они применимы в сфере производства как в государственном, так и в частном секторе. Стандарты способствуют созданию международного и согласованного метода оценки состояния окружающей среды, контролю за информацией с надежностью, точностью и достоверностью, устранению возникающих торговых барьеров.

Применение международных стандартов получает все большее распространение во многих странах. Несмотря на то, что сертификация на соответствие стандарту ИСО 14001 добровольна, многие предприятия стремятся получить сертификат. Их уже более 20 тысяч в сотнях стран, в том числе в странах Европейского союза, Японии, Швейцарии, США, Австралии, Объединенных Арабских Эмиратах и других.

Управление, ориентированное на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, способствует формированию благоприятного имиджа предприятия, улучшению отношений с государственными органами власти, укреплению позиций на внутреннем рынке, завоеванию признания со стороны зарубежных и отечественных потребителей и т. д.

Однако для сохранения и преумножения данных преимуществ в условиях изменяющейся рыночной среды и обеспечения тем самым эффективности и устойчивости предприятий необходимо постоянное совершенствование управления их экологической деятельностью.

В условиях жесткой конкуренции, соблюдение требований экологической безопасности продукции становится важным условием успешной деятельности производителя. Высокие позиции могут удержать только те предприятия, которые осуществляют сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов, что отражено в их стратегии и политике.

Соблюдая требования законодательства в области природоохранной деятельности, производитель может получить ряд преимуществ, достижение которых осуществляется путем следующих действий:

1.         Снижение потребления энергии, воды и материалов на единицу продукции, что сопровождается экономией на затратах и позволяет предприятиям быть более конкурентоспособными на экологически чувствительных рынках.

2.         Снижение количества отходов предприятия при использовании малоотходных технологий.

3.         Экономия на затратах за счет предупреждения внештатных, аварийных ситуаций и уменьшения экологических рисков.

4.         Использование льгот, предоставляемых государством для поддержки экологически активных предприятий, которые помогут предприятию выполнять возрастающие требования природоохранного законодательства.

Условием решения задачи управления развитием производства и экологическими процессами является формирование систем и механизмов управления, ориентированных на экологическое производство. Гармоничного сочетания экономической и природоохранной деятельности предприятия позволит достичь формирования на предприятии системы экологического менеджмента (СЭМ).

Экологический менеджмент определяется как стандартизированная система управления охраной окружающей среды на предприятии, основывающаяся на положениях международных стандартов ИСО серии 14000 и обеспечивающая устойчивое развитие предприятия с учетом требований рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Методология экологического менеджмента заключается в следующем: используя современные инструменты управления, предприятия могут становиться более безопасными для человека и окружающей среды, прибыльными, причем, что самое главное, — при имеющихся ресурсах.

Формирование системы экологического менеджмента осуществляется по развернутой спирали. Начинается все с разработки, утверждения и публичного декларирования организацией экологической политики и целей. Политика должна содержать основополагающие принципы, обеспечивающие улучшение и предотвращение воздействия на окружающую среду.

Следующие этапы внедрения СЭМ включают планирование, затем организацию и практическую реализацию показателей, обеспечение внутреннего мониторинга и, наконец, проведение необходимого контроля, осуществляемого в соответствии с принятой экологической политикой и целями. Обязательной составной частью СЭМ является аудит, который выявляет достигнутые результаты посредством независимой оценки. Аудит может быть как внешним, так и внутренним. Затем необходимы периодический анализ и пересмотр со стороны руководства. Функционирование системы в целом зависит от обязательств, принятых всеми подразделениями, в особенности от высшего руководства.

Анализ результатов исследования отечественного опыта внедрения системы экологического менеджмента позволил выявить ряд проблем, обусловленных этой деятельностью: невысокий уровень общего менеджмента на предприятиях, узкое понимание экологической деятельности предприятий, недопонимание характера стандартов СЭМ, недостаточная информированность предприятий относительно принципов и выгод СЭМ, отсутствие на государственном уровне системы стимулирования внедрения СЭМ на производстве, недопонимание руководством компаний происходящих изменений в подходах к решению экологических проблем [6].

По нашему мнению, внедрение системы экологического менеджмента даст российским предприятиям множество преимуществ, которые достаточно легко позволят окупить затраты на внедрение. При этом необходимые для внедрения СЭМ расходы будут вполне приемлемы для организаций, ориентированных на развитие. Система экологического менеджмента должна стать составной частью общей системы менеджмента, механизмом обеспечения и принятия решений.

Следует также отметить, что предприятиям с хорошо функционирующей системой экологического менеджмента банки охотнее предоставляют финансовые средства. Это, несомненно, дает дополнительную возможность для развития, закрепления позиций на рынках. Всё это способствует установлению доверительных отношений с общественными и государственными контролирующими органами в области охраны окружающей среды, а также с рыночными партнерами и потребителями.

Однако такие результаты достигаются достаточно сложным путем, и внедрение системы экологического менеджмента представляют собой трудозатратную процедуру. Многие руководители российских компаний видят в экологическом менеджменте только дополнительные расходы и трудности, и не способны оценить ту пользу, которую принесут данные действия. Но здесь на помощь приходит другой фактор — увеличение спроса потребителя на продукцию, наиболее безопасную как для здоровья человека, так и для окружающей его среды.

Разработка и внедрение экологической политики на предприятии позволит получить такие экономические выгоды, как:

-          создание и укрепление благоприятного имиджа компании, основанного на экологической ответственности;

-          привлечение внимания инвесторов;

-          возможность выводить на рынок новые (экологичные) продукты;

-          появление дополнительных оснований для получения преимуществ и льгот при инвестициях, особенно государственных;

-          дополнительные возможности для воздействия на потребителей и повышение конкурентоспособности производимой продукции и услуг; усиление ценности бренда за счет демонстрации заботы об окружающей среде;

-          новые возможности для повышения эффективности маркетинга и рекламы;

-          привлечение внимания международных организаций и международной общественности к предприятию;

-          членство в международных экологических союзах предпринимателей;

-          дополнительные возможности для развития отношений с деловыми партнерами за рубежом;

-          преимущества территориального и национального экологического лидерства;

-          дополнительные возможности для развития и укрепления отношений с органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, экологической общественностью;

-          создание и использование кредита доверия в отношениях с инвесторами, акционерами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, экологической общественностью;

-          дополнительные возможности для укрепления и расширения позиций предприятия на международных товарных и финансовых рынках;

-          основания для увеличения акционерной стоимости предприятия [1].

Разработка экологической политики включает следующие этапы:

1.      Определение экологических целей и задач.

2.      Разработка и внедрение системы экологического менеджмента на предприятии, которые будут включать в себя планирование деятельности, организационную структуру, распределение ответственности, практическую работу, а так же процедуры и ресурсы для разработки, внедрения и оценки достигнутых результатов в реализации экологической политики.

3.      Формирование системы показателей для оценки результатов экологической деятельности.

4.      Прохождение экологической сертификации, получение экологической маркировки с целью формирования экологической ответственности бизнеса.

Экологическая маркировка — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге, входящий в состав их маркировки и (или) сопроводительной документации [2]. Экологическая маркировка служит инструментом информирования об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования. Экомаркировка — это знак экологичности, а не знак качества или безопасности, хотя эти аспекты также принимаются во внимание. При разработке критериев экологичности, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, принимается во внимание весь жизненный цикл продукта, т. е. эти критерии носят комплексный характер и не ограничены лишь характеристиками самого продукта. Экологическая маркировка служит для бизнеса средством продвижения экологичных товаров на рынок [3].

По оценке экспертов, рост уровня экологизации предприятий и спроса на экологичные товары (услуги) будет продолжаться. Ожидается, что в России также произойдет смещение маркетинговых акцентов в сторону экологизации бизнеса и экологического позиционирования товаров и услуг.

Сегодня каждое предприятие решает для себя, стоит ли становиться на путь экологизации, менять устоявшиеся технологии и принципы деятельности ради расширения собственного производства, повышения качества жизни всего населения и улучшения экологической обстановки. Все вышеперечисленное не является обязательным — это добровольный выбор предприятия. Тем не менее, в последнее время во многих странах мира возрастает число производственных компаний, использующих эти этапы для повышения эффективности управления и развития доверительных взаимоотношений с заинтересованными сторонами.

Следование экологической политике и сертификация стали одним из основных рыночных инструментов. В этой связи, считаем, что экологический менеджмент, благодаря своим несравненным преимуществам, должен стать основой современного бизнеса в каждой стране, в том числе и в России. Это шанс улучшить экологическую обстановку в стране, противостоять экономическому кризису, повысить уровень благосостояния и качество жизни населения.

Литература:

1.    Галечьян Н. В чем выгода экологически благополучного имиджа компании // Корпоративная имиджелогия. — 2008. — № 02 (03).

2.    Литвинов О. В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков. М.: Издание РИА «Стандарты и качество», 2008.

3.    Матягина А. М., Смирнова Е. В. Экологически ответственный бизнес: Монография. М.: Изд-во «Авиа Бизнес Групп», 2009.

4.    Смирнова Е. В. Экологический маркетинг // Практический маркетинг. — 2010. — № 4 (158).

5.    Ферару Г. С. Тенденции развития системы экологического менеджмента в России / Г. С. Ферару // Экономика природопользования. — 2006. — № 3. — С. 75–94.

6.    Хачатуров, А. Экологический маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — № 4.

7.         Чередниченко О. А. Экологизация производства в птицепродуктовом подкомплексе как фактор повышения эффективности и устойчивости экономического развития: монография / О. А. Чередниченко. — Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 2007. — 128 с.

8.         Чередниченко О. А. Экологизация производства как фактор повышения эффективности и устойчивости птицепродуктового подкомплекса региона: автореф. дис.…канд. эк. наук. — Ставрополь. — 2006. — 26 с.

9.         Чередниченко О. А. Экологизация производства как фактор повышения эффективности и устойчивости птицепродуктового подкомплекса региона: дис…канд. экон. наук. — Ставрополь. — 2006. — 186 с.

10.     Чередниченко, О. А. Экологический менеджмент как основа современного бизнеса / Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона: сборник материалов IV Региональной научно-практической конференции: в 2-х ч. — Ставрополь: Литера, 2011. — Ч. 1. — С. 90–95.

11.     Чередниченко, О.А., Куренная В. В. Организация системы менеджмента качества продукции на предприятии АПК / Маркетинг и менеджмент в развитии экономики России: монография / под общ. ред. С. В. Аливановой и Е. Г. Агаларовой; Ставропольский государственный аграрный университет. — Ставрополь: АГРУС, 2012. — 212 с.

12.     Чередниченко, О.А., Роль экологического аудита в обеспечении устойчивого развития /О. А. Чередниченко, С. В. Аливанова, Н. В. Лазарева // Состояние и перспективы развития аграрной экономики: региональный аспект: сб. науч. статей. — Ставрополь: АГРУС, 2008. — С. 36–39.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle