Библиографическое описание:

Бердникова Л. Ф. Понятие и роль производственного потенциала в стратегическом развитии организации // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 274-276.

Рыночные отношения современной экономики требует от организаций поиска дополнительных ресурсов и возможностей для наиболее эффективного функционирования. С целью определения направлений стратегического развития руководителям организации необходимо понимать ее сильные и слабые стороны. В этой связи особое значение приобретает наличие и рациональное использование ее производственного потенциала.

Исследование научных работ, посвященных вопросам определения, анализа и использования производственного потенциала, показало, что в отдельных источниках литературы значительное внимание уделено экономическому потенциалу, нежели производственному. Однако, по нашему мнению, в выборе направления стратегического развития современной организации важное место занимает именно производственный потенциал. Для определения его роли в целом в деятельности предприятия, а в частности в стратегическом развитии раскроем его содержание.

В общем смысле потенциал можно представить как совокупность возможностей, запасов, ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

Авторский коллектив А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А. В. Малеева, Л. И. Ушвицкий считают, что под производственным потенциалом организации, понимаются отношения, возникающие в организации для достижения максимально возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании интеллектуального капитала, имеющейся техники, материальных ресурсов [2., с. 567].

А. Д. Шеремет [6] под производственным потенциалом понимает «максимально возможный выпуск продукции по качеству и количеству в условиях эффективного использования всех средств производства и труда, имеющихся в распоряжении предприятия».

И. И. Лукинов [3] отмечает, что производственный потенциал характеризуется как количество и качество ресурсов, которыми располагает та или иная хозяйственная система.

Н. С. Пласкова понятие производственного потенциала рассматривает двояко. С одной стороны, как реальный объем продукции, который возможно выпустить при полном потреблении имеющихся ресурсов, то есть производственная мощность организации. С другой стороны, «как имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие самих факторов производства, его обеспеченность определяющими видами ресурсов» [4, с. 427–428].

В. Н. Свободин [5] отмечает, что производственный потенциал представляет собой совокупность совместно функционирующих ресурсов, обладающих способностью производить определенный объем продукции.

Следует отметить, что для реализации направлений стратегического развития предприятие должно иметь необходимые ресурсы. В этой связи, именно наличие производственного потенциала дает возможность разработки качественно новой продукции (работ, услуг), пользующейся спросом на рынке.

С целью завоевания новых рынков, привлечения потенциальных покупателей и эффективного развития организации в долгосрочной перспективе необходимо регулярно исследовать внутреннюю и внешнюю среду, своевременно диагностировать проблемы и оперативно разрабатывать пути их решения. Важно уметь адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка.

Каждая организация в процессе жизнедеятельности постоянно подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов, которые существенно воздействуют на ее как текущее, так и перспективное развитие.

Благодаря регулярному анализу определяется не только непосредственное влияние факторов, но и появляется возможность прогнозирования их проявления в будущем. Внешняя среда изменчива, при этом она может раскрывать для организации как возможности для стратегического развития, так и представлять различные риски из-за негативного влияния факторов. В связи с чем, наличие качественной, оперативной информации позволяет руководителям принимать правильные управленческие решения.

Анализ факторов внешней и внутренней среды и их влияния на производственный потенциал организации должен производиться регулярно, поскольку он обеспечивает грамотный выбор стратегии. Данные аналитические исследования позволяют выявить конкурентные преимущества, определить занимаемую долю рынка, изучить спрос покупателей и т. д.

Внешняя среда представляет собой совокупность различных факторов, находящихся за пределами предприятия и влияющих на его деятельность.

В процессе исследования внешнего окружения определяется модель поведения организации для обеспечения устойчивого ее развития в будущем. Необходимо понимать, что многие события формируют благоприятные условия и открывают возможности, однако, отдельные факторы и явления могут спровоцировать риски и повлечь трудности для реализации эффективного стратегического развития (например, инфляционные процессы, снижение спроса на производимую продукцию, появление новых конкурентов и т. д.). Внешняя среда для предприятия является дополнительным источником ресурсов и возможностей, необходимым для поддержания, роста его производственного потенциала и успешного стратегического развития.

Необходимо отметить, что внешнюю среду принято структурировать на микро- и макроокружение.

Макроокружение представляет общие условия для деятельности предприятия во внешней среде. К основным составляющим макроокружения относятся законодательство, политическая и экономическая сферы, достижения научно-технического прогресса, социальная сфера, природные факторы и т. д.

Микроокружение характеризуется как часть внешней среды непосредственно взаимодействующей с предприятием, например, кредиторы, инвесторы, поставщики, покупатели, конкуренты и др.

Внешняя среда должна регулярно анализироваться для оперативного выявления изменений в экономике, рыночной конъюнктуре, потребительском спросе и определения их воздействия на работу предприятия, а также поиска возможностей и перспектив эффективного функционирования.

Следует отметить, что поиск внутрихозяйственных резервов, рациональное использование имеющихся ресурсов способствуют успешному развитию предприятия в перспективе. При этом существенную роль играет определение и эффективное использование его производственного потенциала.

Производственный потенциал организации характеризуется совокупностью ресурсов и возможностей, посредством которых можно производить конкурентоспособную продукцию (работы, услуги), а также повысить эффективность функционирования в долгосрочной перспективе.

Роль производственного потенциала при определении стратегического развития организации схематично представлена на рис.1.

Рис. 1. Роль производственного потенциала при определении стратегического развития организации

Мониторинг внешней и внутренней среды, исследование ее производственного потенциала и поиск путей его эффективного использования позволяют не только правильно выбрать направление стратегического развития организации, но и успешно его реализовать.

Литература:

1.                Бердникова Л. Ф. Ресурсный потенциал организации: понятие и структура / Л. Ф. Бердникова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2011. — № 1 (15). — С. 201–203.

2.                Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А. В. Малеева, Л. И. Ушвицкий. — М.: КНОРУС, 2007. — 672 с.

3.                Лукинов И. И. Аграрный потенциал: исчисление и использование // Вопросы экономики. — 1988. — № 1. — С. 10–18.

4.                Пласкова Н. С. Экономический анализ: учебник. — М.: Эксмо, 2009. — 704 с.

5.                Свободин В. Н. Производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия и оценка эффективности его использования // Вестник статистики. — 1984. — 10.- С. 5–11.

6.                Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 366 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle