Библиографическое описание:

Филиппова М. Г. Производственная инфраструктура организации как двигатель в формировании кластера // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 408-409.

В первые годы 2010-х гг. доля научных статей, в которых представлены методологические разработки по формирование кластеров в общей сумме научных работ по экономической теории в России значительно приросла. Во многом это связано с активизацией процессов кластеризации экономики России, старт которой был дан руководством страны на рубеже 2000–2010 гг. [1]. В настоящей статье автор предлагает несколько измененный взгляд на теоретическое построения картины мира по вопросам формирования экономических кластеров.

«Кластер — это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний и институтов, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Компании кластера выпускают аналогичную продукцию или предоставляют схожие услуги, но имеют значительно более широкие возможности для увеличения доходов по сравнению с компаниями, действующими самостоятельно». [2]

В научной литературе посвященной вопросам организации и эффективному развитию кластерных формирований в большинстве случаев в ядре (движущей силе) кластеров указываются активные участники объединения от бизнес-структур, направляющие органы по развитию кластера от госструктур (департаменты, управления и т. п.), профильные по направлениям деятельности кластера — научно-образовательные учреждения. [3]

Одной из основных эффективных совместных деятельностей участников кластера в научной литературе можно встретить — скооперированные логистические процессы, которые при эффективном их использовании дадут значительный экономический эффект для каждого из участников. Аналогичные процессы скооперированных действий по нашему мнений по иным совместным действиям по обслуживанию производств и инфраструктурных объектов (теплоснабжение, ремонт и т. п.) организаций кластера по нашему мнению могут принести не меньший эффект. Особенно заметным этот эффект становится в период ускорения уровня повышения тарифов и цен на инфраструктурные услуги относительно ускорения роста цен на конечную продукцию промышленности, образования и сферы услуг.

Для институционализации данного вопроса через более полное теоретическое осмысление, возможно построение иной модели формируемого кластера — где в его ядре (движущей силе) будет поставлен не активный участник от бизнеса, власти или науки, а объем работ по обслуживанию инфраструктурных объектов (производственных инфраструктур организаций) участников сформированного кластера. Исследование проблематики производственных инфраструктур промышленных предприятий в последние годы проводятся в незначительном объеме, однако, они имеют место быть [4–10]. Определенные элементы проектов кооперации труда на производственно-инфраструктурных объектах предприятий сахарной промышленности в рамках единого холдинга можно встретить в большом объеме работ у Мансурова Р. Е., а также у ряда других авторов [11–13]. Так у доц. Мансурова основной идеей его исследований становится процессы кооперации труда для сбалансированной работы либо по вырабатываемой энергетике, либо по трудовым затрат ремонтных служб. В работе коллектива авторов Скляренко С. А., Панченко Т. М., Селиванова И. А., Головенко М. В. — главной становится идея возможности перепрофилирования производства с помощью обслуживающих производств в период кризисных ситуаций.

Обобщая рекомендуемые наработки, т. е. экстраполируя их от узкоспециализированной тематики к широкопрофильной доктрине, мы формулируем идею об эффективности построения модели сбалансированной конкуренции и кооперации в обслуживании основных фондов участников кластера. Основная суть нашей обобщающей модели состоит в следующем: эффективно работающая внутрикластерная конкуренция и кооперация служб по обслуживанию инфраструктурных объектов данных организаций, контроль по развитию которой будет возложен на единый центр, формирующийся по принципу служб торгов по государственным закупкам, только в более оперативном с точки зрения принятия решений формате — создаст для участников не только экономический эффект (по нашим расчетам снижение затрат на эксплуатацию инфраструктуры у каждого из членов объединения будет достигать до 30 %), но и выявит потенциалы более тесных взаимовыгодных конкурентно-кооперативных отношений между участниками объединения и по основной сфере их деятельности.

Стоит заметить, что полный уход от анализа эффективности функционирования основной деятельности участников кластера при анализе проблематики нежелателен, т. к. в противном случае от вопросов создания кластеров мы переходим к вопросу проблем формирования конгломератов или развития городских агломераций, что далеко нас отодвигает от основной сути постановляемого вопроса [14].

Литература:

1.                  Скляренко С. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Формирование инновационного кластера взаимодействия образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой промышленности // Пищевая промышленность. 2013. № 3. С. 58–59.

2.                  http://www.unido.ru/resources/clusters/.

3.                  Еделев Д. А., Тарасов Н. А. Кластеризация регионального экономического пространства // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2012. № 3. С. 5–10.

4.                  Скляренко С. А., Панченко Т. М., Суворов О. А., Лабутина Н. В. Производственная инфраструктура предприятий хлебопекарной промышленности — вчера, сегодня, завтра // Хлебопечение России. 2012. № 2. С. 10–11.

5.                  Скляренко С. А., Панченко Т. М. Анализ показателей энергопотребления на предприятиях пищевой промышленности // Пищевая промышленность. 2010. № 4. С. 32–34.

6.                  Скляренко С. А. Научно-методические подходы к формированию стратегии развития производственной инфраструктуры предприятий пищевой промышленности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / М., МГУПП. Москва, 2011.

7.                  Скляренко С. А. Научно-методические подходы к формированию стратегии развития производственной инфраструктуры предприятий пищевой промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / М., МГУПП. Москва, 2011.

8.                  Михайлов Ю. И., Первов К. В. Методические подходы к формированию системы управления производственной инфраструктурой промышленного предприятия// Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2011. № 04. С.57–61.

9.                  Хасянова Р. М. Процессные инновации как инструмент развития производственной инфраструктуры предприятий пищевой промышленности Республики Татарстан//Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № 24. C.147–149.

10.              Агарков А. П., Ерохина Е. А. Организационно-экономические основы формирования системы производственной инфраструктуры машиностроительного предприятия// Экономика и управление в машиностроении. 2012. № 4. С.3–6.

11.              Мансуров Р. Е. Интеграция сахарных заводов и энергетических компаний // Сахар. 2007. № 10. С. 32–33.

12.              Мансуров Р. Е. Повышение эффективности деятельности сахарных заводов при реализации аутсорсинга вспомогательных производств // Сахар. 2007. № 8. С.8.

13.              Скляренко С. А., Панченко Т. М., Селиванов И. А., Головенко М. В. Перспективы развития промышленного туризма в России // Российское предпринимательство. 2011. № 10–1. С. 146–150.

14.              Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика. 2010. № 12. С. 121–139.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle