Библиографическое описание:

Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552.

22 декабря 2009 года Приказом № 373 Минюста России вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[3]. Согласно содержанию образования, определенному стандартом, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (далее — УУД) — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

В зависимости от вида мыслительной деятельности существует следующая классификация УУД:

1.      Познавательные УУД;

Включают общеучебные и логические действия, а также действия постановки и решения проблем.   Общеучебные универсальные действия:выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов, моделирование.

Логические универсальные действия:анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.             Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.      Коммуникативные УУД;

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3.      Регулятивные УУД;

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности посредством целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции.

4.      Личностные УУД;

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Формирование вышеперечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и специфики дисциплины преподаватель выбирает различные способы работы для развития учебных действий.     Ниже представлены фрагменты уроков, в которых деятельность учителя и учащихся направлена не только на усвоение конкретных знаний, но и на выделение и усвоение способов деятельности для расширения зоны ближайшего развития.

Предмет/Тема; этап урока

Задание

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Результат

Русский язык/ произвольная тема;

постановка цели и задач урока.

Если бы вам задали вопрос, что вы ждете от урока≤ Что можете узнать≤ Какие навыки необходимые для жизни получить≤

Учащиеся высказывают свои мнения.

Регулятивные (целеполагание, прогнозирование)

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог).

Таким образом, учащиеся сами ставят перед собой задачи урока, решив которые, сформулируют в конце занятия вывод.

Русский язык/ «Исконные и заимствованные слова»;

первичное усвоение новых знаний.

Поработайте с двумя словарными словами: «фломастер» и «корова». Сравните эти слова. Предположите варианты происхождения слов, какое точно принадлежит русскому языку≤ Попробуйте выделить две группы, на которые можно разделить все слова.

Учащиеся разбирают каждое слово, сравнивают слова, предлагают формулировки классификации.

Познавательные (анализ, классификация, подведение под понятие).

Анализируя происхождения слов, учащиеся сами создают классификацию по происхождению, таким образом, сами формулируют понятия: исконные и заимство­ванные

Литературное чтение/ «Басни»; Первичная проверка понимания.

Представьте, если бы вы оказались на месте вороны в басне, поверили бы вы в то, что заслуживаете самых лучших комплементов≤

Что помимо принятия лести высмеивается в басне≤

Учащиеся транслируют сюжет басни в ситуацию современной жизни, выбирают себе роль, выделяют человеческие качества.

Личностные (соотнесение поступков с моральными нормами).

Учащимся дается возможность проанализировать часть своей «Я-концепции», ответить на вопрос: «Действительно, я так хорош, как об этом говорят≤». Для этого каждому необходимо проанализировать себя в искусственно-созданной ситуации. В этот момент происходит переход в читательском восприятии на уровень «героя».

Технология/ «Моделирование из пластилина»; Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Практические задачи: создание композиции из пластилина на тему «Фольклор». Группе учащихся надо создать по одной модели. Каждый из работающих в группе, должен презентовать свою часть работы.

Учащиеся вспоминают произведения фольклора, выбирают фрагмент произведения для моделирования.

Коммуникативные (коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество).

Выполнение задания возможно только при коллективном взаимодействии, но при этом, каждый из учащихся создает и отвечает за свою часть композиции. Данное задание развивает у детей, как способность самоорганизации, так и навыки работы в коллективе.

Математика/ Название математических выражений; Актуализация знаний.

Учащимся предлагается выбрать математические действия для решения задач и вспомнить названия компонентов. Затем перед учениками стоит задача определить название математического выражения, которое зависит от результата действия.

Выбор подходящих действий, формулировка названия каждого выражения.

Познавательные (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений).

Учащиеся для решения задачи выбирают оптимальный способ, самостоятельно формулируют названия математических выражений, доказывают правильность формулировки с помощью логических связок.

Изобразительное искусство/ «Изображение пейзажа»; Первичное усвоение новых знаний.

Определите жанр картины, на которой изображена природа. Выделите и рассчитайте часть листа, на которой изображена линия горизонта. Продумайте план рисования картины.

Учащиеся определяют жанр картины, доказывают свой ответ, называя объекты природы. Выделяют линию горизонта, предлагают план рисования пейзажа красками (выделение линии горизонта, создание верхнего и нижнего фона, нанесение объектов на фон).

Познавательные (самостоятельное построение алгоритмов).

Учащиеся анализируя готовую картину, рассуждают о изображенных объектах, синтезируют их. Учитывая жанр, ресурсы материального оснащения (краски гуашь) самостоятельно создают алгоритм рисования пейзажа. Данный алгоритм ляжет в основу создания следующих рисунков.

           

Из содержания таблицы следует, что развитие УУД возможно на каждом этапе урока вне зависимости от выбранного учителем предмета при условии применения проблемного метода в обучении.

Литература:

1.                 Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

2.                 Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx≤CatalogId=313 (дата обращения: 05.09.2013).

3.                 ФГОС: начальное общее образование [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx≤catalogid=959 (дата обращения: 01.09.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle