Библиографическое описание:

Маматов Б. С. Анализ развития национальной системы бухгалтерского учета в Кыргызской Республике в соответствии с МСФО // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 350-353.

В статье рассматриваются процессы развития национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в Республике Кыргызстан после обретения независимости. Автор статьи выделяет специфические проблемы, препятствующие активному внедрению МСФО в систему бухгалтерского учета в Республике Кыргызстан, а также выделяет необходимые условия для внедрения МСФО в системе бухгалтерского учета в республике Кыргызстан. Аргументированно определяет преимущества использования МСФО в системе бухгалтерского учета в Республике Кыргызстан.

Ключевые слова:бухгалтер, гармонизация, глобализация, директивы, консолидированный, международные стандарты, международная федерация, международный бизнес, менталитет, метод, национальная система, стандартизация, термин, экономика, экономическая система, учет, унификация.

Вопросами гармонизации национальных систем бухгалтерского учёта занимается с 1957 европейское сообщество. Главная преследуемая цель — обеспечение высокого уровня свободы движения продукции и трудовых ресурсов между европейскими странами. Также другой целью является формирование единой сферы для предпринимательства посредством гармонизации нормативной базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов и налогообложения. С целью гармонизации учёта на европейском пространстве создаются Директивы, имеющие силу закона. [8]

Базисные положения Директив включаются в законодательство каждой европейской страны, имеющей отношение к учёту. Однако, при этом каждая директива в аспекте форм и методов применения может меняться.

Стандартизация учёта осуществляется в рамках её унификации, реализуемой КМСФО. Суть подхода в том, что разрабатывается унифицированный набор стандартов, который может быть использован в любой стране. КМСФО создан в 1973 г. на основе соглашения профессиональных бухгалтерских организаций США, Австралии, Германии, Голландии, Канады, Франции, Японии, Мексики, Великобритании и др. КМСФО — это профессиональная организация, цель которой заключается в унификации принципов бухучёта, которые должны применяться организациями во всём мире при формировании финансовой отчётности. С 1983 г. в КМСФО вошли все организации бухгалтеров, которые являются членами МФБ. Сейчас в работе КМСФО учувствуют также организации, которые не входят в КМСФО, но используют МСФО. [9]

Главные цели КМСФО следующие:

-                   разработка и публикации МСФО;

-                   пропаганда в специальных изданиях стандартов;

-                   организация процесса внедрения стандартов во всех странах;

-                   унификация и стандартизация методики работы с финансовой отчётностью.

Деятельность КМСФО обеспечивается от реализации собственных разработок, взносов, входящих в неё бухгалтерских организаций, финансируется различными финансовыми институтами.

Роль МСФО в международном бизнесе постоянно возрастает, о чем свидетельствуют различные показатели. Расширяются состав стран-участников, сотрудничество с другими организациями, занимающимися разработкой стандартов, а также сфера применения МСФО. Например, по состоянию на январь 1999 г. в состав комитета входили 122 члена комитета, 4 ассоциированных и 2 аффилированных члена из 91 страны, а по состоянию на январь 2001 г. соответствующие показатели составили 134, 5 и 4 из 104 стран. Совместно с Советом по стандартам бухгалтерского учета США разработан МСФО 33 «Прибыль на акцию», а с Институтом присяжных бухгалтеров Канады — МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Изменяется отношение к гармонизации учета со стороны правительственных органов экономически развитых стран. В частности, Конгресс США принял нормативный акт, в котором отмечается, что внедрение целостного набора МСФО позволит расширить возможность допуска иностранных фирм в листинги американских фондовых бирж. Это, на взгляд, Конгресса обеспечит дополнительный приток инвестиций в страну. Комиссия по ценным бумагам и биржам утвердила базисный документ, содержащий концепцию применения МСФО. В данном документе предлагается американским и зарубежным лицам сделать свои замечания по вопросам приемлемости МСФО, представить обоснованное мнение о формировании структуры фондового рынка с учетом идущих процессов его глобализации. [7]

Унификацией занимаются также следующие организации:

-                   Международное объединение комиссий по ценным бумагам;

-                   Международная федерация бухгалтеров;

-                   Организация Объединенных наций;

-                   Организация экономического сотрудничества и развития.

В свое время, кому-то был выгоден оперативный переход на МСФО без учета особенностей экономики Кыргызстана. Они и должны в первую очередь нести ответственность за тот хаос, который происходит в области бухгалтерского учета по внедрению интерпретации МСФО. Практика показывает, что с момента внедрения у нас в Кыргызстане МСФО (если это можно назвать внедрением), вышеуказанные организации внесли более 380 изменений в МСФО. К сожаленью, эти интерпретации не фиксируются и не внедряются у нас, и никаких изменений не происходит. Так, нормативные акты разработанные Гос. комиссией по финансовой отчетности и аудиту в 2006г. и рекомендованные в 2002г. — похожи.

Следует отметить, что Материалы Международной федерации бухгалтеров по унификации учета практически не доходят до нашей республики. Это объясняется равнодушием чиновников Правительства Кыргызской Республики, которое отвечает за состояние и совершенствование бухгалтерского учета в Кыргызской Республики.

B настоящее время в республике переход хозяйствующих субъектов на МСФО осуществляется очень медленно, несмотря на то, что Гос. агентство при Правительстве КР по финансовому надзору и аудиту который год в тесном сотрудничестве с Азиатским Банком Развития проводит работу по организации и проведению семинаров по МСФО для бухгалтеров хозяйствующих субъектов. Совместно с экспертами проекта АБР разработаны специальные программы обучающих семинаров по вопросам формирования учетной политики предприятий и перехода этих предприятий на МСФО. Всего за период 2003–2007гг. было обучено 680 бухгалтеров хозяйствующих субъектов и 192 слушателя из числа преподавателей вузов по бухгалтерскому учету и аудиту.

Все эти мероприятия со стороны правительства являются недостаточными, так как предприятия сталкиваются с такими проблемами, как недостаточность знаний и опыта у бухгалтеров для работы с МСФО, отсутствие должного внимания со стороны руководителей хозяйствующих субъектов к переподготовке бухгалтеров, а также созданию условий и проведению мероприятий для успешного перехода на МСФО. [5]

Большинство руководителей предприятий, не уделяя должного внимания учету, используют его исключительно как официальную базу для расчета налогов.

В настоящее время в республике до сих пор отсутствует «критическая масса» бухгалтеров, владеющих международными стандартами, следовательно руководителям необходимо серьезно отнестись к их обучению и обеспечению специальной литературой по организации современных систем учета и отчетности. В силу значительных различий между системами учета, «новая» система учета трудно понимаема бухгалтерами, проработавшими много лет по «старой» системе. Именно им сложно изменить мышление и отношение к бухгалтерскому учету, понять принципы МСФО и осознать, что их применение влечет за собой разделение финансового и налогового учетов.

На практике, зачастую, бухгалтеры продолжают поддерживать старую систему, но при этом для целей составления финансовой отчетности по МСФО применяют переводную таблицу, которая не в полной мере отражает сущность финансового состояния субъекта. Существует проблема ведения учета в небольших компаниях, с численностью работающих от 2 до 5 человек. В этом случае ведение учета в соответствии с МСФО очень накладно. Данная проблема ведения учета на малых предприятиях не только проблема нашего государства, эта проблема присутствует, в том или ином виде, почти во всех странах.

Проблема состоит в том, что прежде чем перейти на МСФО на средних и крупных фирмах, АО и компаниях в сфере производства необходимо провести конверсию бухгалтерской отчетности. В основном эту работу выполняют ведущие аудиторские фирмы, численность, которых у нас в республике незначительна. Немаловажной проблемой развития системы бухгалтерского учета в республике является и то, что сама гармонизация учета должна происходить во взаимопонимании между фискальными органами (т. е. налоговой службой и статистическими управлениями). [1]

Основной проблемой при переходе предприятий КР на МСФО, на наш взгляд, является их несовместимость с нашим менталитетом и сложившейся практикой учёта:

-                   в МСФО отсутствует привычный для наших бухгалтеров и обязательный элемент учётной политике, — План счетов;

-                   в МСФО отсутствует в бухгалтерских проводках чётко сформулированная хозяйственная операция;

-                   нет общепринятых форм первичных учётных документов и регистров;

-                   нет взаимосвязи между синтетическим и аналитическим учётом;

-                   акцент в учёте делается именно на конечном элементе собственной отчётности. [2]

Хотим мы этого или нет, ни одна организация Кыргызстана не сможет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, основываясь только на МСФО. Нужна огромная подготовительная работа. Все заинтересованные организации должны быть привлечены на эту работу: ассоциация бухгалтеров, соответствующий отдел Министерства экономики и финансов, Государственная комиссия, которая планирует и регламентирует бухгалтерский учет, общественные организации, и, главное, специалисты по бухгалтерскому учету.

Переход на МСФО требует выполнение оценки активов и обязательств по так называемой «справедливой стоимости». На практике это приведет к тому, что стоимость, предположим, основных средств возрастет во много раз по сравнению с их стоимостью, оцененной по действующим правилам. Это приведет практически к искусственному удорожанию себестоимости через рост доли амортизации, далее вырастут тарифы, цены, увеличится заработная плата. От этого, прежде всего, страдает в конечном итоге государственный бюджет.

При переходе на МСФО хозяйствующие субъекты столкнутся с перестройкой психологии специалистов, так как существенны различия в терминологических системах бухгалтерских понятий. Как известно, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности не разрешает стране, которая приняла решение использовать МСФО, не только править изначальный текст, но и комментировать положения МСФО. Это означает, что государство, принявшее для себя обязательство по МСФО, должно обязать все экономические субъекты работать с оригиналом МСФО, изданным на английском языке.

В случае возникновения недоразумений или неясностей организации страны самостоятельно или через профессиональные организации должны получать соответствующие разъяснения. В МСФО (англоязычных) достаточно много терминов, для которых нет взаимного соответствия. При переходе на МСФО возникает проблема обозначения тех англоязычных терминов, которым нет точного кыргызского эквивалента. Надо использовать либо новую систему терминов, либо принять в лексику англоязычные термины. Следует отметить очень важный факт, особенно для тех, кто живет иллюзией по поводу перехода на МСФО. В настоящее время механизма получения разъяснений, когда возникают недоразумения или неясности в условиях работы с оригиналом МСФО, не существует, стоимость консалтинговых услуг иностранных специалистов довольно высока, а создание разъяснений требует дополнительных затрат, причем немалых.

МСФО — это система для субъектов, работающих в условиях развитых рыночных отношений, а в кыргызской практике пока отсутствуют такие субъекты. Для наших предприятий типичны хозяйственные операции, регистрация и регулирования которых недостаточно разработаны в МСФО. [4]

Еще одна проблема — отсутствие квалифицированных специалистов, которые могут понимать и применять МСФО. Экономическим субъектам, переходящим на МСФО, понадобятся на это значительные средства. Также требуются затраты, связанные с приобретением новых программных продуктов, проведением переоценки и т. п.

Опыт стран, которые применяют МСФО показывает, что отчетность, составленная при этой системе содержит искаженную информацию о рентабельности вложенного собственного и заемного капитала, вследствие этого практически невозможно выявить действительное финансовое состояние экономических субъектов, ибо подчиняя формирование бухгалтерской информации специфическим требованиям налогового законодательства, составляется односторонне ориентированная финансовая отчетность. Какие бы решения в отношении применения МСФО ни принимались, экономические субъекты вынуждены постоянно оглядываться на налоговые органы, вести учет и составлять финансовую отчетность по той методике, которая приемлема или привычна для налогового ведомства.

В целом переход на МСФО является довольно сложным, что зависит от качества имеющейся системы бухучёта. Стоит отметить, что за время независимости в КР, к сожалению, была полностью разрушена система бухгалтерского учёта. Имеющиеся кыргызские стандарты бухучёта, а также финансового контроля и АФХД, являются результатом неудачного эксперимента, который отодвинул развитие учётной системы КР на многие годы назад. [3]

Мы согласны, что переход на МСФО — это веление времени, ибо ни одна национальная система учета не сможет развиваться в отрыве от международной системы в условиях рынка. Глобальная стандартизация бухгалтерского учета на международном уровне имеет сторонников и противников.

Преимущество МСФО перед национальными стандартами следующие:

-                   наличие чёткой экономической логики;

-                   в них обобщены и сведены самые позитивные элементы мировой практики учёта;

-                   финансовая информация, составленная по стандартам МСФО, является простой и унифицированной, понятной для пользователей во всём мире.

Благодаря использованию МСФО, можно снизить уровень затрат фирм на подготовку отчётности, особенно это актуально при составлении консолидированной финансовой отчётности фирм, действующих в разных странах. МСФО позволяет снизить расходы по привлечению капиталов. Это обусловлено тем, что цена капитала непосредственно связана с рисками, часть из которых связаны с недостаточностью информации о рентабельности капитала в какой-либо сфере деятельности. Такая информационная недостаточность вызывается отсутствием унифицированной финансовой отчётности, позволяющий сохранять имеющийся объём капитала и увеличивать его. Имея чёткую информацию о рентабельности капитала, инвесторы чаще готовы получать более низкие доходы от капитала, чем вкладывать средства в «неизвестное». Эти преимущества МСФО и вызывают стремление многих стран к их широкому использованию в своей практике учёта.

Однако, МСФО имеет и недостатки, к которым можно отнести следующие:

-                   широкая вариативность методов учёта;

-                   отсутствие подробных интерпретаций применения МСФО в конкретных ситуациях, в связи с чем, подготовка таких интерпретаций, направленных на конкретизацию отдельных положений МСФО в практике, являются приоритетным направлением КМСФО. [6]

Надо отметить, что по мнению многих специалистов, масштабы гармонизации при применении МСФО, ограничены особенностями национальных налоговых систем, различием в системах образования, а также разными уровнями экономического развития. По мнению других специалистов МСФО вообще бесполезно, и их внедрение в практики национального учёта довольно сомнительно и неэффективно. Есть мнение, что в ближайшем будущем, благодаря развитию финансового рынка, потребность в МСФО исчезнет, т. к. рынок сам будет находить и получать всю необходимую финансовую информацию. Также многие специалисты в области учёта считают, что МСФО дороги и сложны в использовании.

Основной аргумент против МСФО — это наличие уникальности и своего менталитета в каждой национальной среде. Поэтому внедрение общемирового унифицированного учёта часто сталкивается с многообразием тенденций развития национальных систем бухучёта. Ведь бухучёт отражает социально-экономические условия и специфику менталитета каждой национальной среды. Поэтому бухгалтерские стандарты должны быть совместимы со средой их использования.

Литература:

1.                  Белобожецкий И. А. Ревизия и контроль в промышленности / И. А. Белобожецкий — М.: ФБК-Пресс. 2009. — С.113

2.                  Ендовицкий Д. А. Финансовый менеджмент/Д. А. Ендовицкий — М.: Финансы и кредит. 2007-с.114

3.                  Калчакаева А. М. Финансовая система Киргизии: современное состояние//Финансы. 2009. № 5. С.73–83

4.                  Камышанов П. И. Аудит: стандарты и практика/П. И. Камышанов. — М.: Финансы и статистика. 2006. — С. 177

5.                  Не слишком ли много проверяет Счетная палата//Вечерний Бишкек. 2012. 10.10

6.                  Петренков А. О. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетном процессе Российской Федерации/А. О. Петренков: автореферат дис.... канд. экон. наук — Ростов-на-Дону, 2009. –С. 76

7.                  Поленова С. Н. Предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета/С. Н. Поленова//Международный бухгалтерский учет. 2008. № 6. С.2–8

8.                  Робертсон Дж. Аудит/Дж. Робертсон — М.: Финансы и статистика. 2003. — 43 с.

9.                  The adoption of international accounting standards: A diffusion of an innovation/ by Lovett, Robert D., D. B. A., Nova Southeastern University, 2002, 149 pages

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle