Библиографическое описание:

Бырдина О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 501-503.

В различных психолого-педагогических исследованиях профессионально-ценностное самоотношение (в дальнейшем ПЦСО) личности трактуется как компонент самосознания, как переживание личностью собственной ценности и значительности, лежащее в основе процессов воспитания и самовоспитания; как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности и характеризуют тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди.

В нашем понимании ПЦСО выступает в качестве занятой позиции, которая определяет комплекс отношений будущего педагога к различным аспектам своего «Я» в профессиональной деятельности. Опираясь на взгляды В. А. Сластенина о том, что позиция представляет собой слияние трех сфер: познания, действия, переживания мы предполагаем, что отношение к себе реализуется в особых сферах познания (самопознания), эмоциональных состояниях (переживаниях) и действиях относительно самого себя.

Формирование ПЦСО студентов обеспечивается реализацией психолого-педагогического практикума «Профессионально-ценностное самоотношение будущего учителя». Цикл занятий психолого–педагогического практикума построен в соответствии с ориентацией на стимулирование работы профессионального самосознания и самоотношения будущих педагогов на всех представленных стадиях:

1.                  осознание себя в профессиональной деятельности;

2.                  мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии и осознание себя в ней;

3.                  осознание взаимоотношений в педагогической деятельности;

4.                  осознание своей внутренней психической сущности, самочувствия и возможностей саморегуляции;

5.                  закрепление новых способов поведения на основе актуализации сферы профессионального самосознания, формирование позитивного профессионально-ценностного самоотношения, отношение к другим как к самоценности, отношение к профессии как к способу самореализации.

Преподавателям высшей школы хорошо знакома такая форма организации учебного процесса как практикум. Его характерная особенность заключается в том, что он проводится с небольшой группой студентов и предполагает самостоятельное выполнение учащимися практических заданий и упражнений.

Опираясь на идеи Н. Ф. Радионовой о развивающем взаимодействии, были определены его особенности в условиях организации занятий психолого-педагогического практикума. С одной стороны, взаимодействие призвано активизировать процесс самоотношения обучающегося, накопление опыта познания себя в контексте осваиваемой педагогической профессии. С другой, учитывая, что предметом анализа, становится сам человек, его внутренний мир, его переживания и ощущения и возникающие в связи с этим осложнения, взаимодействие представляет собой педагогическую поддержку студента в процессе накопления данного опыта. Таким образом, взаимодействие должно сочетать стимулирующую и поддерживающую функции, что и является его особенностью в условиях практикума.

Практикум по формированию профессионально-ценностного самоотношения помогает поддерживать индивидуально накапливаемый опыт каждого участника, поддерживать результаты самоанализа, переживания и чувства, которые испытывают студенты в процессе самопознания. Как замечает К. Хорни: «Предположения, что самопознание — довольно легкое дело, это иллюзия, построенная на желании, и поэтому, безусловно, вредная. Люди, которые ступят на обещанную им легкую дорогу, либо приобретают ложное чувство самодовольства, думая, что они все о себе знают, либо разочаруются, когда столкнутся с первыми серьезными препятствиями, а может быть, даже решат оставить поиск истинного понимания себя как неблагодарную работу». Делать это лучше, используя различные формы обратной связи. В ходе дискуссий и обсуждения преподавателю желательно избегать таких оценок как «хорошо — плохо», «правильно — неправильно», таких оборотов, как «Мне кажется, ты не прав, рассуждая, таким образом, ты не видишь главного» или «Ты заблуждаешься, обращая слишком много внимания на отрицательные стороны своего характера и перечеркиваешь свои достоинства».

Согласие, эмоциональное принятие выводов, заключений, суждений лучше передавать в форме описания себя (Я-сообщений), а не собеседника (Ты-сообщений). Например, «Когда я замечаю, что человек ищет в себе только плохое и не замечает хорошего, всегда присутствующего в нем, мне становится грустно... Мне кажется, что нам всем надо учиться искать в себе не только отрицательные черты, но, прежде всего, положительные». Целесообразно использовать такую форму обратной связи, как образная презентация ситуации, иллюстрация к какому-либо суждению, метафоры.

В этом случае обратная связь «дойдет до адресата». Подобное взаимодействие всегда предполагает взаимную открытость.

Учитывая, что профессионально-ценностное самоотношение — процесс, требующий интенсивной работы над собой и, соответственно, нуждающийся в индивидуальной поддержке, необходимо использовать в ходе практикума такую форму взаимодействия как консультирование.

В современной зарубежной психолого-педагогической литературе (D. Baker, J.F. T. Bugental, К. Bucknall) термин «консультирование» соотносится с термином «руководство». Они традиционно употребляются вместе, в одном контексте, который трактуется следующим образом — «мягкое» руководство, идущее от запросов человека.

Задача консультанта — оказать помощь в решении проблемных ситуации по его инициативе. Данная точка зрения привлекательна, так как удовлетворение потребности студента в такой помощи позволяет ему ощутить себя источником своей деятельности, ответственным за себя самого, свою деятельность, ее результаты, что усиливает значение данной формы взаимодействия в процессе формирования профессионально-ценностного самоотношения.

В практикуме находят применение следующие методы и приемы: самодиагностика, самоанализ, самонаблюдение, ролевые игры, игровые упражнения. При этом студенты овладевают знаниями о способах и приемах самопознания и саморазвития; умениями понимать и адекватно оценивать себя, свои личностные профессионально значимые качества, понимать других людей.

Занятия практикума проводятся по определенному алгоритму:

-        информационный блок;

-        диагностический блок;

-        развивающий блок;

-        домашнее задание.

Информационный блок включает в себя характеристику понятий, процессов, свойств, которые изучаются на данном занятии (самосознание, самопознание, Я-концепция, самооценка, самоотношение, самопринятие, саморазвитие и т. п.). Эту часть занятия проводится в форме дискуссии, в ходе которой выясняется, что знают студенты об изучаемых понятиях, процессах, свойствах, таких как самооценка, самоотношение, самопринятие и др. Дискуссионная форма работы позволяет также сформировать умение видеть и выделять проблему и способность анализировать ситуацию.

Диагностический блок занятия направлен на расширение представлений студентов о себе, своих возможностях и предполагает самодиагностику студентами уровня развития изучаемого качества или свойства с помощью тестов, опросников, диагностических методик. На занятиях регулярно проводится диагностика и самодиагностика в контексте самопознания: оценка степени выраженности личностных качеств, диагностика Я-концепции, изучение самооценки с помощью методики ранжирования, исследование самоотношения, изучение жизненных ценностей. Вместе со студентами анализируются полученные результаты. Выясняется, с чем они согласны, что их удивило, какое значение для учебной или профессиональной деятельности имеет то или иное качество личности учителя.

Развивающий блок включает ролевые игры, игровые упражнения, направленные на создание условий для обнаружения и самораскрытия личностного потенциала, развития уверенности в себе, позитивного самоотношения, самопринятия, коррекции самооценки и т. п. Так, для расширения границ образа Я и осознания собственных возможностей в плане профессионально — ценностного самоотношения студентам предлагается различного рода игровые упражнения: «Части моего Я», «Утверждение самоценности», «Контраргументы», «Сильные стороны», «Уверенность в себе», «Без маски» и другие. Для решения задачи преодоления рассогласования между Я — реальным и Я — идеальным и формирования адекватной самооценки, в ходе проведения занятий практикума, используются следующие приемы: «Самопрезентация» (раскрытие образа Я, его основных линий), «Расскажи о себе», мини-сочинения на тему «Почему я выбрал профессию учителя≤», «Учитель в моей жизни», «События, повлиявшие на мой профессиональный выбор», «Что я знаю о моей будущей профессии».

Выполнение домашних заданий предполагает использование студентами приемов самоанализа, самонаблюдения, написание мини-сочинений о себе, своем отношении к себе, к людям и к профессии, выполнение практических упражнений.

В структуре заданий практикума содержатся следующие компоненты:

1.         задания могут включать всевозможные игры, в том числе ролевые и деловые, направленные на реализацию поставленных задач практикума;

2.         учебно-исследовательские задания ориентированы на развитие гностических умений будущих преподавателей на основе критического анализа комплексов упражнений, выбора наиболее адекватного способа решения методических задач;

3.         задания в форме тестов, позволяющие проводить диагностику заявленных качеств, способностей или умений;

4.         самостоятельные творческие задания, предполагающие разработку и составление самим студентом своих вариантов проведения уроков;

5.         письменные практические задания, предусматривающие ведение дневниковых записей, где будущие педагоги фиксируют ситуации, делают анализ самонаблюдения по тем направлениям, которые были намечены во время занятия.

Развитию профессионально-ценностного самоотношения способствуют также такие практические задания по самопроектированию, где студентам предлагается детально спроектировать свой будущий профессиональный образ. Например, студентам необходимо представить проект «Я и мой профессиональный имидж». Подобные задания стимулируют и активизируют внутренние процессы личностного и профессионального самосознания и самоопределения будущего педагога, способствуют формированию его мотивационно-ценностных субъективных ориентаций в профессиональной сфере, развитию и консолидации ПЦСО.

Литература:

1.                Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала: учеб. Пособие/Л. В. Ведерникова.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2006.-112 с.

2.                Радионова Н. Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе: Дис. докт. пед. наук. Л., 1991. — 470с.

3.                Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 192 с.

4.                Хорни К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза / К.Хорни. — СПб.: Лань, 1997. — 238 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle