Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 27.09.2013

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Рындина, Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Ю. В. Рындина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7853/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье авторы производят анализ следственных действий, ограничивающих права гражданина и человека, на основе данного анализа происходит выявление проблем и направления совершенствования в уголовно-процессуальном праве относительно следственных действий, которые содержат ограничение прав и свобод человека.

Ключевые слова: следственные действия, уголовно-процессуальный закон, ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Успешность расследования преступного деяния ставится в зависимость от своевременного и продуктивного производства следственных действий, благодаря которым происходит накопление доказательственной базы. Именно этот фактор обуславливает актуальность исследования нормативной основы и практики правоприменительного производства следственных действий, особенно тех, которые связаны с ограничением прав человека. Более того институт следственных действий принято считать фундаментальным элементом системы тактических приемов, помогающих в расследовании преступлений.

Законодательные конструкции следственных действий, ограничивающие права гражданина и человека, недостаточно доработаны, что приводит к систематическим обращениям с жалобами в высшие судебные инстанции, поэтому системе в этом случае ничего не остается, как принимать сторону обвинения, чтобы не снизить уровень раскрываемости преступлений и не добавить работы и без того загруженным правоохранителям.

Важно сказать, что следственные действия не получили единую систематизацию в общей норме, что характерно, например, для оперативно-розыскных мероприятий, получивших законодательную фиксацию в статье 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [4]. Правовое отнесение следственных действий к виду процессуальных произведено теоретиками и практиками юридической науки, при этом между учеными до сих пор не имеется стойкости и единства в выработке определения «следственное действие» и их системы.

В особых ситуациях самыми продуктивными становятся такие следственные действия как обыск, выемка из жилища, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Перечисленные действия уголовно-процессуального характера непосредственно ограничивают на конституционные права человека, что ознаменовало их особую регламентацию. В соответствии с предписаниями статей 23 и 25 Конституции РФ [1] и ч. 2 статьи 29 УПК РФ [3] их производство возможно только при получении судебного решения, а при невозможности их отложения — при последующем проведении проверочных мероприятий судом на соблюдение принципов законности и обоснованности в ходе их производства. Подобные факты вызывают дискуссии относительно порядка проведения некоторых следственных действий. Важно отметить, что юридическая наука не сформировала единой позиции по отношению к их понятию, сущности, перечню и иным важным вопросам, что также становится катализатором для возникновения трудностей в процессе ведения уголовного судопроизводства, достижения его основных целей [5, с.302].

Основания для назначения и производства следственных действий, вызывающих ограничение конституционных прав и законных интересов граждан, могут быть разделены на две группы: материально-правовые и формально-правовые. Формальные по своему характеру правовые основания видятся допустимыми и вероятными только в пределах осуществляемой следователем (дознавателем) деятельности по предварительному расследованию каждого уголовного дела, возбуждаемого в соответствии со статьей 146 УПК РФ и подлежащему расследованию в рамках сроков, также определенных законодателем. Материально-правовые причины для производства следственных действий, содержащих возможность ограничения конституционных прав человека, представлены совокупностью доказательств [6, с.396]. Поэтому следственные действия, вызывающие ограничение конституционных прав, требуют судебной легализации. Сущность судебного разрешения на производство следственных действий сведена к организации процесса проверки полноты и убедительности поводов для ограничивающей конституционные права граждан деятельности.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты по исследуемой теме и предложим направления их совершенствования.

  1. В Российской Федерации в 1990-е годы законодателем была определена возможность проведения действия оперативно-розыскного характера, именуемого как прослушивание телефонных переговоров и снятие введений с каналов связи. Позже такое же по внутреннему содержанию следственное действие получило регламентацию в УПК РФ.

В качестве предмета исследуемого следственного действия надо понимать переговоры, происходящие благодаря телефонному аппарату, а также иные — по всем другим имеющимся в распоряжении общества средствам электросвязи [8, с.41].

Согласно ч. 7 ст. 185 УПК, которой данная статья дополнена в 2016 г., при наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка. Актуальность и практическую значимость данной нормы для раскрытия и расследования преступлений невозможно переоценить.

Однако внесение в ст. 185 УПК РФ положения об осмотре и выемке электронных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, создает сложности для органов предварительного расследования в ее реализации. Исходя из логики, если новелла была внесена в законодательные нормы, регулирующие производство следственного действия «наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка», то предусмотренные ею предписания должны учитывать содержание, предмет и форму этого следственного действия, соответствовать нормативным правовым актам, регулирующим общественные отношения в области распространения информации в сети Интернет. В действительности между данными категориями возникает юридическая коллизия, которая не позволит получать электронные и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи.

Нарастающий темп научного прогресса в сфере связи становится детерминантом для расширения возможностей и способов обмена данными. При этом нормы уголовно-процессуального законодательства должны отражать этот процесс не перечислением средств связи, а выработкой объективного понятия общего характера, основанного на положениях законодательства о связи. Это создаст возможность для получения информации, передаваемой по вновь созданным и разработанным средствам электросвязи, избегая бесконечных корректировок УПК РФ.

Особо стоит остановиться на проблеме, обусловленной вопросом разрешения ходатайства о проведении рассматриваемого следственного действия. Так, к примеру, дело может содержать достаточный объем информации, подтверждающей причастность конкретного человека к преступлению, или сведений о том, что беседы другой личность значимы для дальнейшего хода уголовного дела, но отсутствует доказательственный материал и стопроцентная уверенность в принадлежности телефонного номера лицу, попавшему под контроль [7, с233]. В суд с рапортами оперативных сотрудников направляются сведения, удостоверяющие принадлежность номера или IP адреса подконтрольному субъекту. Суд здесь руководствуется слепой верой в достоверность изложенных в рапорте фактов, что может в результате повлечь нарушение конституционных прав личности, даже не являющейся стороной в деле. Статьей 186 УПК РФ в качестве объекта контроля телефонных переговоров называется не конкретный номер, а конкретное лицо — абонент, пользующийся услугами связи. В случае, когда применяемый подконтрольным лицом абонентский номер, IP адрес зарегистрированы на иное лицо, на сотрудников органов предварительного расследования возлагается обязанность по предъявлению в судебное заседание доказательств их использования именно проверяемым лицом, причастным к факту преступного деликта. Иное становится основанием для отказа в удовлетворении ходатайства.

Таким образом, на основе проведенного анализа, можно предложить иную формулировку положений п. 14.1 статьи 5 УПК РФ: «контроль соединений средств электросвязи — следственное действие, состоящее в контроле и фиксации содержания сведений, передача которых происходит по средствам электросвязи; осмотр и прослушивание фонограмм зафиксированных голосовых сообщений; осмотр распечаток зафиксированных неголосовых сообщений».

  1. При реализации контрольных мероприятий в рамках производства по уголовному делу подобная ситуация может возникнуть, особо это касается таких следственных действий как осмотр и выемка в жилище (ст. ст.182, 183УПК РФ).

В границах уголовного судопроизводства неприкосновенность жилища сводится к таким моментам:

  1. Осмотр такого помещения может быть реализован только при наличии согласия на это лиц, которые проживают в нем либо при получении судебного разрешения;
  2. Обыск и выемка требуют обязательного судебного одобрения в форме решения.

Важно сказать, что действие данного принципа распространяется и на граждан, находящихся в жилом помещении на законных основаниях, возникающих не только из права собственности на него или найма, но и из договоров аренды, а также иных обстоятельств, которые влекут непосредственное и постоянное пользование жилищем [7, с.234]. Право на неприкосновенность жилища не всегда ставится в зависимость от наличия права на жилище.

Во время проведения следственных действий в жилище следователем должны быть предприняты предварительные меры, не допускающие утечку данных, полученных в процессе проведения обыска (выемки) в жилом помещении, личной и семейной тайны лица, в отношении которого эти действия производятся, а также данных частного характера, затрагивающих жизнь других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ). Законодатель не определил перечень таких мер, способы и их выбор самостоятельно определяются следователем с учетом обстоятельств дела, обстановки расследования и имеющихся у него ресурсов, в том числе и людских.

К сожалению, практике известны случаи «трансформации» осмотра жилища в производство обыска. Следователь, дознаватель совершают действия, не входящие в понятие осмотра (осмотр содержимого шкафов, ящиков, личных вещей и т. д.).

В целях предупреждения нарушения правил осуществления следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, сопряженных с ограничением неприкосновенности жилища, можно предложить рекомендуемые правила для уполномоченных работников правоохранительных структур:

1) Принцип неприкосновенности жилого помещения подлежит соблюдению как по месту постоянного жительства человека, так и по месту его временного пребывания (автомобиль, купе поезда, каюта парохода, номер в гостинице, туристическая палатка, иное помещение, в котором человек находится временно).

2) Производство следственных действий внутри жилого помещения допустимо при получении согласия лиц, которые в нем проживают, и на основе судебного решения. За исключением случаев, которые не терпят промедления.

3) Также надо сказать, что при осмотре жилища в протоколе в письменной форме фиксируется согласие лиц на подобные процессуальные действия, что удостоверяется всеми участниками перед его началом. Это поможет исключить последующий отказ жильцов от данного ими согласия.

4) В ситуации несогласия одного из лиц, проживающих в жилом помещении, с производство действий следственного характера, дознаватель обращается в суд для получения соответствующего разрешения о возможности их реализации при отсутствии согласия.

5) На следователя и дознавателя до начала производства осмотра ложиться обязанность по разъяснению жильцам возможности изъятия предметов, обладающих ценными свойствами для дальнейшего продвижения дела.

Представляется, что назрела необходимость предусмотреть в УПК РФ новые следственные действия, проводимые в сфере информационных технологий. Во избежание злоупотреблений и ошибок на практике целесообразно также установить процессуальный порядок их производства. При этом вполне возможно появление новой главы УПК РФ, посвященной правилам производства следственных действий, связанных с электронными носителями информации, а не просто добавление в предусмотренный законом перечень видов осмотра или обыска новых их разновидностей. Все это в настоящее время требует большего внимания законодателя, диктует необходимость особых процессуальных правил.

Подводя итог, можно заключить, что систематизировать что-либо — значит упорядочить. Порядок в системе и процедуре уголовно-процессуальных следственных действий исключительно важен на практике, так как следственные действия — основной способ собирания доказательств. В юридической литературе неоднократно высказывались предложения о включении понятия «следственное действие» непосредственно в текст УПК РФ. Данные предложения, безусловно, заслуживают поддержки.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 –ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 –ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 –ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 –ФКЗ, от 14.03.2020 № 1 –ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
  4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
  5. Михайловская, О. В. Процессуальные основания производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан / О. В. Михайловская // Уголовное судопроизводство России: современное состояние и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 09–10 апреля 2020 года. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2020. — С. 301–305.
  6. Михайловская, О. В. Следственные действия, ограничивающие конституционные права граждан: вопросы теории и практики / О. В. Михайловская // Теория и практика расследования преступлений: Материалы IХ Международной научно-практической конференции, Краснодар, 15 апреля 2021 года / Редколлегия: Э. С. Данильян [и др.]. — Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2021. — С. 395–404.
  7. Орлов, А. О. О некоторых проблемных вопросах производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан / А. О. Орлов // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития: Материалы II Всероссийской молодёжной научно-практической конференции, Москва, 23 ноября 2018 года / Под общей редакцией А. М. Багмета. — Москва: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2019. — С. 233–235.
  8. Поляков, Н. М. Следственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан / Н. М. Поляков // Студенческий. — 2019. — № 1–5(45). — С. 40–44.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, индивидуальная особенность студентов, режим, ситуация, базовый текст, грамматический материал, дополнительный материал, монологическое высказывание, проблемная ситуация.


Похожие статьи

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

Новый языковой материал запоминается при решении студентами соответствующих речевых задач в процессе выполнения

Основные термины (генерируются автоматически): текст, основа текста, иностранный язык, монологическая речь, монологическое высказывание...

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Аутентичные тексты как средство обучения грамматике...

Основные термины (генерируются автоматически): грамматическое явление, текст, этап, английский язык, студент, аутентичный текст, медицинский колледж, грамматический материал, русский язык, профессиональная направленность.

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, монологическая речь, видеоматериал, аутентичный видеоматериал, учебный процесс, студент, монологическое высказывание, профессиональный иностранный язык, устная речь, обучение.

Особенности студентов экономического профиля при обучении...

студенты экономического профиля, коммуникативная компетенция, иностранный язык, отличительные особенности студентов-экономистов.

Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в...

О необходимости создания новых...

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, языковой материал, учебный процесс, учебный текст, учебное

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ситуация, финансовый кризис, студент, профессиональное общение, проблемная ситуация, основное содержание, оптимальное решение, дополнительная информация, фактический материал.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их умений создавать проблемные ситуации и решать их.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

- методика моделирования проблемных ситуаций — создание речевых ситуаций, в том числе в сфере профессиональных интересов студентов, содержащих проблему и требующих ее решения посредством использование иностранного языка.

Похожие статьи

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

Новый языковой материал запоминается при решении студентами соответствующих речевых задач в процессе выполнения

Основные термины (генерируются автоматически): текст, основа текста, иностранный язык, монологическая речь, монологическое высказывание...

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Аутентичные тексты как средство обучения грамматике...

Основные термины (генерируются автоматически): грамматическое явление, текст, этап, английский язык, студент, аутентичный текст, медицинский колледж, грамматический материал, русский язык, профессиональная направленность.

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, монологическая речь, видеоматериал, аутентичный видеоматериал, учебный процесс, студент, монологическое высказывание, профессиональный иностранный язык, устная речь, обучение.

Особенности студентов экономического профиля при обучении...

студенты экономического профиля, коммуникативная компетенция, иностранный язык, отличительные особенности студентов-экономистов.

Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в...

О необходимости создания новых...

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, языковой материал, учебный процесс, учебный текст, учебное

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ситуация, финансовый кризис, студент, профессиональное общение, проблемная ситуация, основное содержание, оптимальное решение, дополнительная информация, фактический материал.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их умений создавать проблемные ситуации и решать их.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

- методика моделирования проблемных ситуаций — создание речевых ситуаций, в том числе в сфере профессиональных интересов студентов, содержащих проблему и требующих ее решения посредством использование иностранного языка.

Задать вопрос