Библиографическое описание:

Бехешти С. А. Факторы, определяющие структурную устойчивость туристического рынка на примере таджикского туризма // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 286-290.

В статье рассматривается факторы, определяющие структурную устойчивость туристического рынка на примере таджикском туризме. По мнению автора статьи в таджикском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Автора подчеркивает, что этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается.

Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников (высококвалифицированные кадры) индустрии туризма. Это, в конечном итоге приводит к утечке капиталов из Таджикистана.

Экономические показатели развития таджикского туризма далеки от желаемого.

Ключевые слова: туристический рынок, индустрия, капитал, международное требование, малочисленность, экономические показатели.

The article discussesthe factors that determine the structural stability of the tourism market in the Tajik example tourism. According to the author in the Tajik tourism, there is a significant discrepancy between the level of service and a package of services offered to the consumer, the international requirements and standards. The authors emphasize that this contributes to a certain extent the small number of hotel companies and specialized accommodation facilities, the number of which is steadily decreasing.

Alsoobserved the lack of training of workers (highly qualified) the tourism industry. This eventually leads to capital flight from Tajikistan.

Economic indicators of the Tajik tourism are far from desirable.

Keywords:tourism market, industry, capital, international demand, scarcity, economic indicators.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, культуру, и другие, т. е. выступает своеобразным катализатором социально — экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытии в 2000 г. составило 698 млн. человек, а величина поступлений от туризма - 478 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. Может достичь 1 млрд. туристских прибытии, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.
Туризм является одним из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов.
Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций.
Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами и (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны.
Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.
В таджикском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам.
Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников (высоко квалифицированные кадры) индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из Таджикистана.
Экономические показатели развития таджикского туризма далеки от желаемого.
Важным фактором, определяющим структурную устойчивость туристического рынка Таджикистана, являются законы и нормы, принимаемые государство. Государственное регулирование туристской деятельности в данное время осуществляется нормами достаточно большого количества законов. Среди важнейших законов РТ, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере туристской деятельности, следует назвать Законы РТ «О Государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», «О защите прав потребителей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «Об акционерных обществах» и др. На ряду с законами государственное регулирование туристской деятельности осуществляется с помощью государственных программ и концепции развития туризма, утверждённые постановлениями правительства Таджикистана: ПП РТ от 4 августа 1997г. № 344 «О Государственной экологической программе РТ на 1998–2008 годы»; 1111 РТ от 12 августа 1997г. № 363 «Об утверждении Программы первоочередных мер по развитию туризма в РТ на 1997–1998 годы»; ПП РТ от 9 ноября 2000г. № 461 «Об утверждении Комплексной Программы развития Варзобского района как зоны отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма на 2000–2010 годы»; ПП РТ от 3 июля 2002г. № 276 «О Комплексной программе развития Бальджуанского района как зоны международного туризма на 2002–2012 годы»; ПП РТ от 5 ноября 2002г. № 436 «Об утверждении Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года»; ПП РТ от 3 марта 2003г. № 84 «О Программе формирования здорового образа жизни в РТ до 2010 года»; ПП РТ от 29 декабря 2003г. № 582 «Об утверждении Государственной Программы развития туризма в Таджикистане на 2004–2009 годы»; ПП РТ от 1 марта 2004г. № 86 «Об утверждении Программы экономического развития РТ на период до 2015 года»; ПП РТ от 1 октября 2004г. № 405 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии РТ по охране здоровья населения в период до 2010 года»; ПП РТ от 4 марта 2005г. № 79 «Об утверждении Государственной программы по развитию особо охраняемых природных территорий на 2005–2015 годы»; ПП РТ от 2 апреля 2009г. № 202 «Об утверждении Концепции развития туризма в РТ на 2009–2019 годы»; ПП РТ от 28 мая 2009г. № 299 «О Государственной программе развития туризма в РТ на период 2010–2014 годов».     В настоящее время реализацию государственной политики и координацию туристской деятельности в Республике Таджикистан осуществляет Комитет по делам молодежи, спорту и туризму при Правительстве Республики Таджикистан.
К полномочию данного Комитета относится:
1)        осуществление государственной программы туризма в Таджикистане, обеспечение выполнения международных договоров и соглашений в сфере туризма;
2)        представление интересов Республики Таджикистан в международных туристских организациях;
3)        разработка нормативов и определение государственных стандартов обслуживания туристов в республике;
4)        осуществление координации деятельности и нормативно-методического руководства субъектами туристской деятельности;
5)        руководство своими представительствами за рубежом;
6)        осуществление в установленном порядке лицензирования туристской деятельности;
7)        определение пропорционально равных туристических квот между субъектами туристической деятельности на посещение туристско-экскурсионных объектов, входящих в Государственный кадастр туристических ресурсов, связанных с необходимостью их сохранения от разрушений;
8)        контроль за соблюдением качества предоставляемых туристских услуг и выполнение условий лицензирования и сертификации в сфере туризма;
9)        осуществление подготовки подбора и расстановки кадров (кроме кадров негосударственных субъектов туристической деятельности), проведение научно-исследовательских работ в сфере туризма, создание государственного кадастра туристских ресурсов;
10)    решение иных вопросов, отнесенных к его ведению законодательством Республики Таджикистан (ст. 8 Закона РТ «О туризме»).
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности в Республике Таджикистан являются:
1)        обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
2)        охрана окружающей среды;
3)        ежегодное определение перечня природных и историко-культурных объектов, в том числе особо охраняемых природных территорий, посещение которых устанавливается в соответствии с квотой;
4)        развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5)        развитие международных контактов в области туризма;
6)        рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
-          создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
-          защиты прав и интересов государства в сфере туризма;
-          защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
-          установления порядка стандартизации, сертификации и лицензирования в области туризма;
-          поощрения национальных и иностранных инвестиций в развитии туристической деятельности;
-          создания равных возможностей на рынке туристических услуг для субъектов предпринимательства независимо от форм собственности, содействия развитию конкуренции, обеспечения соблюдения в этой области антимонопольного законодательства;
-          развития сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участия в международных программах развития туризма, разработки и заключения международных двусторонних и многосторонних договоров в области туризма и определения механизма их реализации (ст. 5 Закона РТ «О туризме»).

-          для стабилизации состояние баланса услуг требуются создание необходимой инфраструктуры туризма с целью увеличения притока иностранных туристов. Для этого необходимо проведение различных мероприятий по стимулирование экспорта услуг, в частности осуществление международных перевозки грузов и пассажиров преимущественно отечественным транспортом и развитие международный транзит через территорию Республики Таджикистан. Это дает возможность с одной стороны, ограничат необходимость расходования валютных средств на услуги зарубежных компаний, а с другой — повысить уровень валютных поступлений от предоставления туристических услуг;

-          формирование и развитие сети молодежных туристических организаций и создание учебных центров по обучению молодежи навыкам и знаниям в области туризма, организация учебных туров в страны с успешной практикой в области туризма способствуют экономическому развитию, трудоустройству и занятости, развитию предпринимательства молодежи;

В направлении развития системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности необходимо реализовать следующие меры:

-          дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам упрощения визовых и регистрационных процедур;

-          принимать нормативные правовые акты по вопросам стимулирования инвестирования и совершенствования системы налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;

-          совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрить вспомогательный счет туризма в систему национальных счетов;

-          активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами в целях расширения международной договорной базы отрасли;

-          повысить качество туристических и гостиничных услуг в соответствии с требованиями установленными системой технического регулирования;

-          обеспечить соответствующий уровень туристского менеджмента посредством обучения и переобучения специалистов отрасли;

-          обеспечить государственную поддержку для развития туристической инфраструктуры;

-          содействовать развитию частных инициатив в туристической отрасли.

При этом, в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо решить следующие вопросы:

-          повышение информированности международного предпринимательского сообщества о туристических возможностях Таджикистана и в этом направлении развитие сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через уполномоченный орган Правительства Республики Таджикистан по привлечению инвестиций;

-          содействие инвестированию международными финансовыми институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов.

-          принятие мер по развитию индустрии туристической сувенирной продукции.

Важным фактором устойчивого развития туризма в Таджикистане является экологический туризм.

Необходимость развития экологического туризма в Республике Таджикистан обусловлена, прежде всего, социально-экономическими факторами — созданием новых рабочих мест и развитием местных сообществ в отдаленных регионах. По данным экспертов Всемирной Туристической Организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным среди туристов и является одним из инструментов устойчивого развития заинтересованных государств.

Как показали итоги изучения туристского потенциала страны, Республика Таджикистан в силу своих географических и рельефных особенностей (93 процента территории республики занимают горные местности) имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты, вместе с многочисленными историческими памятниками, культурного и этнического наследия народа Таджикистана в различные исторические периоды. Экономический потенциал экологического туризма в Республике Таджикистан практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются определенные капиталовложения и целевые затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения зарубежных, в том числе частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма.

Мерами, направленными на активизацию этого процесса, являются:

-          совершенствование генеральных планов национального парка и государственных природных резерватов в целях формирования инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;

-          развитие международного сотрудничества республики в части экологического туризма;

-          выполнение обязательств по ратифицированным Республикой Таджикистан конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.

Выполнение вышеперечисленных рекомендаций и обеспечение специфических потребностей экологического туризма на охраняемых природных территориях, сохранение редких видов животных и растений в сочетании с самобытной культурой и традициями населения, а также постоянное расширение географии маршрутов позволяет уверенно прогнозировать успешное развитие этого направления туризма в Республике Таджикистан.

Для повышения квалификации кадров сферы туризма необходимо:

-          проводить научно-практические конференции в республике и обеспечить участие представителей Республики Таджикистан в международных туристических мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристической индустрии;

-          проводить обучающие семинары и курсы повышения квалификации специалистов туристической индустрии с учетом гидов туризма, в том числе для особо охраняемых территорий и национального парка;

-          Содействовать обеспечению современной отраслевой литературой учебные заведения, готовящие кадры сферы.

Для информационного обеспечения туристической отрасли необходимо:

-          создать единый государственный Интернет-портал с размещением необходимой информации о туристическом потенциале страны, культуре и истории Таджикистана, туристических организациях и гостиничных услугах, транспортных сетях и связи, порядке получения виз, регистрационных и административных процедурах;

-          в целях формирования привлекательного туристского имиджа республики обеспечить рекламно-информационную кампанию в ведущих республиканских и региональных средствах массовой информации.

Одним из основополагающих условий развития туризма является обеспечение безопасности туристов. Обеспечение безопасности туристов декларировано в Хартии туризма, одобренной в 1985 году на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации в г. Софии (Болгария), Этическом туристическом кодексе, принятом 1 октября 1999 года в г. Сантьяго (Чили) [3].

Безопасность туриста напрямую зависит от мер принимаемых хозяйствующими субъектами сферы туризма при организации маршрутов.

Для обеспечения безопасности туристов необходимо:

-          проработать вопрос осуществления специальной подготовки туристических кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности хозяйствующих субъектов сферы туризма по обслуживанию туристов;

-          обеспечить информирование туристов в вопросах их безопасности при организации туристических маршрутов.

Важным аспектом международного сотрудничества в сфере туризма является усиление взаимодействия со Всемирной туристической организацией.

Главными направлениями в развитии международного туризма являются расширение международных туристических связей и реализация межправительственных соглашений в сфере туризма.

При этом необходимо:

-          используя имеющиеся возможности обеспечить реализацию межправительственных соглашений в области туризма;

-          рассмотреть возможность открытия туристических секций при посольствах Республики Таджикистан в странах, генерирующих основные туристические потоки в республику;

-          проводить работу по организации совместных туристических маршрутов в рамках приграничного сотрудничества с соседними государствами;

-          развивать региональное сотрудничество с государствами Центральной Азии и другими странами региона по реализации трансграничных туристических маршрутов.

Каждая страна имеет свою собственную культуру и каждая страна может привлекать внимание туристов своей культурой. Культура тесно связана с историей.

Таджикистан, с его древней историей и культурой, является страной с древней и глубокой культурой. Разумеется, культура каждой страны это не только история, но то, что сейчас происходит в стране, также может являться фактором для привлечения туристов.

Исторические памятники имеют различные формы:

А — Поля сражения и битв

Для многих людей посещение мест, связанные с боевыми действиями, имеет важное значение.

Б — Святыни

С самых древних времен паломники совершали путешествия с целью посещения храмов. Можно сказать, что в старые времена, большинство туристов составляли паломники.

В четырнадцатом веке, путешествия с целью паломничества были организованы как массовое и доходное явление, в котором участвовала большая сеть благотворительных организаций и частных лиц. Христиане отправлялись в Иерусалим и Рим, и хотя такие поездки носили религиозный характер, но рассматривались также социальные и рекреационные условия. [4, с.38].

В — Исторические памятники

Памятники Таджикистан, как находящиеся погребенными под массой грунта и земли, или более или менее сохранились в результате стихийных бедствий, имеют древнюю историю. В стране существуют много туристических достопримечательностей. Например, Гиссарская крепость занимает имеет для туристов особое значение.

Важным моментом относительно древних и ценных памятников является то, что история каждого из них написана и выпущена на живых языках мира. Гиды и туроператоры наряду со знанием русского и английского языков, должны также владеть полными сведениями и данными о зданиях и при необходимости предоставлять их словесное описание.

Таким образом, Республика Таджикистан, как полноправный член организации, в целях эффективного использования ее возможностей, должна активно участвовать в мероприятиях проводимых под эгидой Всемирной туристической организации. Роль этой структуры в развитии туризма и установлении сотрудничества между странами мирового туристского сообщества очень важна для всех ее членов, будучи специальным учреждением Организации Объединенных Наций. Этот фактор в свою очередь усиливает позиции организации по активному продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.

Литература:

1.   Законы РТ «О Государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», «О защите прав потребителей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «Об акционерных обществах» и др.

2.   Государственные программы и концепции развития туризма, утверждённые постановлениями правительства Таджикистана: ПП РТ от 4 августа 1997г. № 344 «О Государственной экологической программе РТ на 1998–2008 годы»; 1111 РТ от 12 августа 1997г. № 363 «Об утверждении Программы первоочередных мер по развитию туризма в РТ на 1997–1998 годы»; ПП РТ от 9 ноября 2000г. № 461 «Об утверждении Комплексной Программы развития Варзобского района как зоны отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма на 2000–2010 годы»; ПП РТ от 3 июля 2002г. № 276 «О Комплексной программе развития Бальджуанского района как зоны международного туризма на 2002–2012 годы»; ПП РТ от 5 ноября 2002г. № 436 «Об утверждении Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года»; ПП РТ от 3 марта 2003г. № 84 «О Программе формирования здорового образа жизни в РТ до 2010 года»; ПП РТ от 29 декабря 2003г. № 582 «Об утверждении Государственной Программы развития туризма в Таджикистане на 2004–2009 годы»; ПП РТ от 1 марта 2004г. № 86 «Об утверждении Программы экономического развития РТ на период до 2015 года»; ПП РТ от 1 октября 2004г. № 405 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии РТ по охране здоровья населения в период до 2010 года»; ПП РТ от 4 марта 2005г. № 79 «Об утверждении Государственной программы по развитию особо охраняемых природных территорий на 2005–2015 годы»; ПП РТ от 2 апреля 2009г. № 202 «Об утверждении Концепции развития туризма в РТ на 2009–2019 годы»; ПП РТ от 28 мая 2009г. № 299 «О Государственной программе развития туризма в РТ на период 2010–2014 годов».

3.   Сангинов Д. Ш. Государственное регулирование туристской деятельности в годы независимости в Таджикистане. http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw

4.   Чак В. К. Всемирная туристическая организация. Туризм в перспективе. Пер. Али Парсиян, Сайед Мухаммад Аъраби. — Тегеран: Бюро культурного исследования, 1998. — 38.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle