Библиографическое описание:

Локаткова О. Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 481-484.

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Проводится изучение образовательных и профессиональных планов учащихся, их умение соотносить ожидания со своими возможностями, выявляются факторы, влияющие на формирование будущего профессионального пути.

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии.

Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Переход от детства к взрослости предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести социальную ответственность. Созревание предполагает, таким образом, социализацию и не может осуществляться вне и помимо нее. Поэтому и переходный возраст мыслится уже не только и не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека.

Д. Б. Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростничеством», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 11 -15-летних (средний школьный возраст) Д. Б. Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе [5, с.67]. У 15–17-летних (старший школьный возраст или период ранней юности) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Л. И. Божович в описании юношеского возраста акцентирует внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды [2, с. 369].

Социальное самоопределение старших школьников, формирование ими жизненной перспективы неразрывно связаны с построением, конструированием, уточнением и прояснением представлений о сферах и областях будущих взаимодействий. В ранней юности это является актуальным, особенно для тех молодых людей, которые еще не начали обучаться профессии и завершают учебу в школе. У старших школьников формируются более или менее четкие образы будущего профессионального учебного заведения, города, региона, где находится вуз или колледж. От того, какими будут содержание и эмоциональный фон данных образов и представлений, их составляющих, зависят активность, направленность и содержание общественно полезной деятельности молодежи в настоящем и будущем, отношения юношей и девушек к различным сторонам социальной действительности, результат их адаптации [3, с.67].

Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (например, помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ) [9, с.271]. Некоторые учащиеся старших классов (в том числе и некоторых учебных заведений, позиционирующих себя в качестве инновационных, элитных и т. п.) оказываются психологически не готовыми не только к осознанному выбору и планированию своей профессиональной карьеры, но и к решению относительно локальной предметной задачи поступления в высшее учебное заведение. Если выявленная в среде учащихся старших классов негативная тенденция психосоциального развития на предшествующей стадии не будет скорректирована, можно с большой вероятностью прогнозировать у значительной части испытуемых данной категории разрешение эпигенетически актуального конфликта «идентичность против психосоциальной спутанности» в пользу последней (согласно Э. Эриксону) [6, с.114]. Процесс формирования идентичности в западной психологии обозначается как процесс самоопределения. Э. Эриксон рассматривал писк личностной идентичности как центральную задачу периода взросления. В этот период, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности — то есть, объединить различные личностные свойства, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем [7, с.38].

В процессе самоопределения старшеклассников очень важен уровень их информированности, как и о самих себе, о своих возможностях, так и о будущей профессии. Представления старших школьников о целях обучения в вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе. Знания о профессии С. Фукуяма считает одним из главных условий профессионального становления и формирования профессионального самосознания в юношеском возрасте. Он указывает, что доступ к знаниям, относящимся к данной области, должен обеспечиваться постоянно и систематически. Человек стремится предвидеть и подготовиться в идеальном психологическом плане к тому, что ему предстоит делать [8, с.46]. Многие юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко это незнание сохраняется даже на вузовской скамье. Повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения [9, с.271].

В экспериментальной работе приняли участие 110 учащихся 10 -11 классов школ Саратовской области и г. Саратова. Целью данного исследования является изучение уровня готовности к выбору будущей профессиональной деятельности, самостоятельная оценка ими уровня собственного профессионального самоопределения. В процессе работы регистрировались уровень готовности к осуществлению выбора будущей профессии и высшего учебного заведения, уровень информированности учащихся о мире профессий, умение соотносить информацию о мире профессий со своими способностями, сформированность профессионального плана, факторы, влияющие на будущий профессиональный выбор.

Использовались следующие методики: опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В. Б. Успенскому), авторская профориентационная анкета.

Таблица 1

Готовность к выбору профессии

Уровень

Учащиеся школы Саратовской области

Учащиеся школы г. Саратова

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Низкая готовность (неготовность)

8

4

6

7

Средняя готовность

11

10

13

8

Высокая готовность

4

14

9

17

Анализируя результаты, показанные в таблице 1, можно сказать следующее. Около половины учащихся 11х классов оценивают свои возможности достаточно высоко и твердо выбрали будущую профессию, у них наблюдается высокая готовность к выбору профессии. Эти старшеклассники могут предположить, в каких условиях будут учиться и работать, примерно представляют свои обязанности, которые будут выполнять при обучении в вузе. Также, они утверждают, что стараются прилагать все усилия, чтобы иметь высокие знания и учебные навыки, и занимаются развитием профессионально значимых для них качеств. Достаточно высокие показатели среднего уровня готовности учащихся к выбору профессии. Старшие школьники со средним уровнем готовности к выбору профессии также задумываются над тем, что их ждет в будущем, но устойчивых взглядов на свою профессиональную деятельность и профессиональное обучение у них пока нет. Мнения старшеклассников по поводу предстоящего выбора следующие — «с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат», «главное в выборе профессии — возможность поступить в профессиональное учебное заведение», «основной мотив выбора учебного заведения и профессии — материальные интересы». Примерно одинаковые показатели низкой готовности к выбору профессии у учащихся 10х и 11х классов. Эти школьники возлагают выбор своего будущего профессионального пути на учителей или родственников, отличаются недостаточной способностью планировать свое будущее. Образы и представления будущего у них пока не до конца сформированы. Соответственно, можно судить о том, что часто у таких школьников наблюдается неблагоприятный эмоциональный фон, низкая активность в учебной деятельности, встречается негативное отношение юношей и девушек к различным сторонам социальной действительности, адаптация в школьной образовательной среде и образовательной среде профессионального учебного заведения будет затруднена.

Для выявления особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, с их собственной точки зрения, использовалась авторская анкета. В ней внимание учащихся сконцентрировано на образовательных и профессиональных планах, умении соотносить ожидания со своими возможностями, факторах, влияющих на формирование будущего профессионального пути.

Таблица 2

Самостоятельная оценка учащимися уровня профессионального самоопределения

Уровень

Интерес к преподаваемым предметам

Уровень соответствия содержания предлагаемого образования ожиданиям старшеклас­сников

Уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности, характере профессионального обучения

Уровень понимания профильных дисциплин, преподаваемых в школе

Уровень личностной готовности к обучению в вузе

Высокий

32 уч/28 уч

20 уч/25 уч

25 уч/15 уч

16 уч/18 уч

15 уч/ 25уч

Средний

12 уч/22 уч

25 уч/23 уч

14 уч/28 уч

15 уч/24 уч

19 уч/ 19уч

Низкий

7 уч/10 уч

6 уч/12 уч

12 уч/8 уч

10 уч/8 уч

7 уч/ 6 уч

Прим: Школа г. Саратова / Школа Саратовской области

Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты, можно утверждать следующее. У большинства старшеклассников высокий или средний уровень заинтересованности в преподаваемых в школе дисциплинах. Эти учащиеся изучают школьную программу с интересом, проявляют активность в изучении учебного материала. Отмечают, что уровень содержания предлагаемого образования соответствует их ожиданиям. Утверждают, что знания, полученные в школе, несомненно, пригодятся в будущем при поступлении вуз, в процессе осуществлении профессиональной деятельности. Около 20 % старших школьников отмечают отсутствие интереса в изучении школьной учебной программы, не удовлетворены знаниями, которые дают в школе, информация сложна для понимания. Эти учащиеся отмечают, что профиль обучения выбрали спонтанно — на это оказали влияние либо родственники, либо друзья. Выбор будущей профессии под влиянием товарищей, за компанию — это часто совершаемая ошибка. Главная причина ее совершения — это неосознанность своих склонностей и способностей, несамостоятельность, очень приблизительное представление о мире профессий. Одной из причин возложения ответственности за выбор на ближайших взрослых — родителей, учителей — страх учащихся перед будущим, повышенная тревожность при принятии решения, несовершенные знания о мире профессий. Также, школьники отмечают, что пока не определились с выбором будущей профессии и профессионального учебного заведения. Можно сказать о том, что адаптация к учебной деятельности у таких старшеклассников может сопровождаться значительным напряжением регуляции функциональных систем организма, ухудшением памяти, внимания, скоростью реакций, возрастанием тревожности.

В юношеском возрасте ведущими потребностями являются потребность в социально-психологической поддержке и защите, социальном и профессиональном самоопределении, потребность в достижениях. Все важнейшие возрастные задачи ранней юности обусловлены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора — завершение или продолжение образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т. п. Старшеклассники решают важные задачи — кем быть и каким быть [4, с.398]. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последующей жизнью. Именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств. А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Безусловно, существует еще возможность все изменить, но, позади остается упущенное время, опыт неудач, пониженная самооценка.

Многие лишь примерно представляют себе будущую сферу деятельности и, тем более, себя в этой сфере деятельности. ЕГЭ, учителя, родители, социум со всех сторон убеждают в том, что высшее образование — это самоцель, а не средство освоения профессии. Отсюда и низкая мотивация обучения в вузе: зачем учиться на «5», если для получения высшего образования (как самоцели) будет достаточно и тройки. Старшеклассники, подготовленные к продолжению образования, обладают конкретными знаниями о целях, содержании, формах и условиях получения данного вида образования, представлением об оптимальном пути обретения профессии. Эти знания активизируют учащегося на более углубленное изучение данной сферы профессиональной деятельности, совершенствование собственных навыков и способностей. В результате этого им присущ устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, к проверке самого себя в различных ситуациях, требующих интеллектуальных напряжений [1, с.8].

Литература:

1.      Аникина Г. И. Система педагогических средств и условий формирования ориентации на продолжение образования у старшеклассников современной школы // Профильная школа. 2011. N 4.

2.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М.: Просвещение, 1968.

3.      Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников. Известия Саратовского университета. 2009. Т.9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып.1.

4.      Дубровина И. В. Практическая психология образования. Москва, 1998.

5.      Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999.

6.      Прудило А. В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации: Монография. Минск, 1999.

7.      Фельдштейн Д. И. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. — 2-е изд., перераб. — М: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.

8.      Фукуяма С. Теоретическая основа профессиональной ориентации: Пер. / Сигэкадзу Фукуяма; Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева.– М.: МГУ, 1989.

9.      Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов. М: Гардарики, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle