Библиографическое описание:

Буряченко А. Г. Внешняя торговля в идеальном обществе (на примере произведения Этьена Кабе «Путешествие в Икарию») // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 628-630.

Ключевые слова: идеальное общество, утопия, торговля, общество.

Идеальное общество — это концепт будущего устройства организации жизни людей «увиденное» сознанием философов-утопистов. Такое общество, описанное многими философами-утопистами, имеет одну характерную черту — замкнутость. То есть, идеальное общество, с точки зрения авторов, это собрание людей живущих в идеальных условиях и населяющих определенное место (др. греч. Τοπος) имеющее замкнутую, изолированную территорию. За пределы этой территории идеальное социальное устройство общества не выходит, но всё же косвенно его касается. Произведение «Путешествие и Икарию» французского философа Этьена Кабе описывает обустройство вымышленной страны, в которую попадает англичанин. На первых же страницах путешествия проявляется ненависть к внешней торговле, в частности к таможенной службе: «Меня обворовывали почти на всех постоялых дворах; на одном чуть не отравили; преследовали жандармы или чиновники; терзали и придирались на таможнях. Я был арестован и заключен в темницу на несколько дней за то, что резко ответил на грубость одного таможенного чиновника» [1. c. 90]. Так же: «Заметив несколько больших пароходов, которые, казалось, наблюдали за нами, я спросил капитана, не таможенные ли это суда. — Таможенные! — сказал он с удивлением. — Уже пятьдесят лет у нас нет никаких пошлин: добрый Икар уничтожил этот вертеп воров, более безжалостных, чем пираты и бури» [1. c. 99]. Ещё: «- А так как вы не имеете больше ни налогов, ни денег, ни таможен, ни косвенных налогов, ни акцизов, то вам не нужны ни армия сборщиков и плательщиков, ни армия таможенных чиновников, ни армия агентов фиска≤ — Нет!» [1. c. 449]. «Отсюда городские и государственные таможни, осмотр вещей путешественников и даже их самих, часто при этом раздеваемых донага чиновниками. Отсюда неурядицы, убытки, неизбежные злоупотребления всякого рода, бесчисленные придирки и невыносимые, унизительные для людей оскорбления, подробный рассказ о которых вызвал бы ваш гнев» [2. c. 45]. Ненависть к таможенной службе и вытекающая из этого недоброжелательность к внешней торговле и торговле вообще говорит о большой коррумпированности и беспределе чиновников того времени когда жил Этьен Кабе (1788–1856 гг.). Это, к сожалению, встречается часто в прошлом и настоящем. По этому, идеальное общество, по мнению автора, не должно иметь таможню или какую-либо другую структуру управляющую внешней торговлей. Об этом автор и пишет: «Попечитель, предупредивший нас, что мы должны делать после прибытия, отвел нас всех в отель иностранцев, расположенный около арки, на месте старой таможни, куда наш багаж прибыл сейчас же после нас, причем нам не пришлось о нем заботиться или платить кому-либо» [1. c. 100]. То есть здание, где находилась «таможня» переоборудована в отель для иностранцев. На первый взгляд внешней торговли у Икарии нет, как в прочем и внутренней торговли: «- Я вижу, — сказал я, возвращаясь, — что вы не имеете никакой нужды в торговле» [1. c. 377]. Но так же говорится и следующее «Я уже сказал вам и хочу повторить в немногих словах: у нас установлен режим общности имущества и работ, прав и обязанностей, прибылей и убытков. У нас нет ни собственности, ни денег, ни купли, ни продажи. Мы равны во всем, за исключением случаев, когда это абсолютно невозможно. Мы все одинаково работаем для республики, или общности. Она одна собирает все продукты земли и промышленности и делит их поровну между нами; она одна нас кормит, одевает нас, дает нам жилище, учит нас и доставляет всем нам в равной мере все, что нам необходимо» [1. c. 261]. Из выше сказанного заметим, что всё-таки есть исключения. И это исключение внешняя торговля управляемая непосредственно «республикой», то есть всем обществом людей — государством с другими странами. Исключена торговля частных лиц. Так как у них нет собственности и нет денег. Чем больше писал философ, тем он больше понимал необходимость внешней торговли для идеального общества. Но здесь и скрывается «подводный камень». В идеальном обществе не должно быть торговли. На то оно и есть идеальное. А торговля по мнению автора — это зло. Вот здесь и проявляется гениальность философа-утописта Этьена Кабе. Общество идеальным становится не сразу. Должен быть переходный период: «Таким образом Икар, народные представители и сам народ организовали переходный период, и трудились над подготовкой режима полной общности» [2. c. 117]. И в этот переходный период можно постепенно уйти от торговли, в том числе и внешней. Сначала отказавшись от частной собственности и денег. Внешнюю торговлю осуществлять обменом: «Кто в состоянии соперничать с ней по своему могуществу в области внешней торговли≤ Она имеет дело не с частными лицами, а с иностранными правительствами, по крайней мере со своими союзниками. Она сперва устанавливает, какие продукты она должна вывозить и какие ввозить. Сам народ или его представители решают вопрос, и затем правительство производит обмен» [1. c. 379]. Затем отменить торговлю вообще. Когда общество станет идеальным и будет иметь всё лучшее, получать от других государств что-то другое (худшее) не целесообразно. Но в этот переходный период это самое лучшее надо получить, любым способом, в том числе и внешним приобретением. С постепенным уходом от обмена к внутреннему производству. Автор об этом и пишет: «Мы тем временем подошли к месту прогулок верхом. Пред нами прошли сотни небольших кавалькад, мужчин и женщин всех возрастов, изящно одетых, хотя и совершенно иначе, чем наши всадники и амазонки в Лондоне и Париже. Так как я выражал свое восхищение грацией дам и красотой лошадей — статных для мужчин, прелестных для женщин, маленьких и красивых — для детей, то Корилла сказала: — Не удивляйтесь. Решив, что мы будем иметь удовольствие от верховой езды, республика особенно позаботилась о нашем коневодстве и даже закупила за границей лучшие породы лошадей» [1. c. 173]. Так же «Например, ты видел в саду дыню, чудовищную по размерам и лучшую по качеству, чем все наши прежние дыни. Так вот, еще тридцать лет назад у нас не было дынь, и первые дыни, привезенные из соседней страны, были посредственны и по вкусу, и по величине, тогда как теперь они так же велики, как и вкусны, и их так много, что все икарийцы наслаждаются ими» [1. c. 373]. И ещё «Икарийцы не только заимствовали из-за границы оспопрививание с целью предотвратить такой бич, как оспа, которая обезображивала людей и уносила их массами в могилу. Они ввезли или открыли много других средств с целью предотвратить другие, почти столь же страшные бедствия, и в то время как гений воспитания учит заик говорить плавно, глухонемых — все понимать глазами и все говорить пальцами, слепых — все видеть при помощи осязания, хирургия возвращает речь немым, слух — глухим, зрение — слепым и члены тела — тем несчастным, которые лишились их» [1. c. 298]. И в результате работы общества в переходный период, то есть обширной и качественной внешней торговле, жители Икарии добились того, что стали иметь идеальные товары. Лучшие в мире: «Республика не щадила никаких средств, чтобы заимствовать из чужих стран все, что у них было лучшего в области сельскохозяйственных приемов, видов растений и пород животных. Поэтому наши лошади, быки, бараны и наша шерсть так же неузнаваемы, как наши зерновые хлеба и овощи, наши плоды и цветы» [1. c. 373]. Только имея, по мнению философа, самые лучшие товары внутри «полуидеального» общества, где уже нет торговли, а только внутреннее распределение, можно отказаться от внешней торговли.

Но торговля, в общем её смысле, включает в себя, как мы знаем, не только торговлю товарами, она так же включает в себя торговлю или обмен услугами и рабочей силой. Этьен Кабе и этот вопрос решил переходным периодом. В идеальном обществе и люди должны быть идеальными. А вот в переходный период их главная задача избавится от пороков. На первом этапе стоит отказ от частной собственности и денег: «- А биржевые маклера≤ Как перенесли они отмену их функций и гибель их состояния≤ — Как все богатые. Режим полной общности их одним ударом разорил и обогатил, чтобы сделать более счастливыми. — А иностранцы, которые владели недвижимостью в стране≤ — Они были вынуждены продать ее икарийцам или были экспроприированы и получили вознаграждение в силу старого закона об экспроприации в интересах общественной пользы. Иностранцам было запрещено также приобретать в будущем какую-либо собственность. — Вы, значит, изгнали таким образом иностранцев≤ — Нет, мы допустили их, как и вас теперь, но они должны платить республике справедливое вознагражденье за питание и другие расходы» [2. c. 129]. А затем в этот же переходный период правительство привлекало в это будущее идеальное общество людей способных улучшить его: «Республика постепенно получила даже миллион иностранных рабочих, которые устроились и обзавелись семьями в стране. Но она допускала только красивых или талантливых людей, чтобы в одно и то же время улучшить тип населения и развить промышленность. Народное представительство организовало и регулировало торговлю и промышленность, планируя производство товаров и размещение рабочих. Оно даже превратилось в крупного торговца и фабриканта от имени народа, ибо оно предписало экзекутиве произвести за границей громадные закупки сырых материалов и организовать огромные республиканские мануфактуры и мастерские, чтобы производить наиболее необходимые для народа ткани, одежду, мебель и изготовлять все части — каменные, деревянные, металлические, необходимые для постройки домов» [2. c. 114]. Это и есть внешняя торговля (обмен), если можно так выразиться, трудовыми ресурсами. Люди не выгодные идеальному обществу, не приветствующие идеалов общности покидают место, территорию будущего совершенства. И принимая в своё общество людей проживающих заграницей. Если человек принимал идеи общества он становился его частью, если же нет, то замете, он платил республике за расходы. Об этом говорится и в самом начале путешествия, когда уже переходный период закончился и по замыслу автора Икария уже была идеальным обществом: «Когда я ответил, что хочу провести там четыре месяца, он (консул) заявил мне, что паспорт мой готов, и пригласил меня внести в кассу двести гиней за меня и столько же за моего спутника, согласно тарифу цен, соответствующих продолжительности нашего пребывания в Икарии» [1. c. 93]. Для чего спрашивается идеальному обществу, у которой нет торговли как внутренней, так и внешней, получать плату за посещение их государства. Ответ прост у каждой страны, если она не закрыта от других стран, есть представительства в других государствах. Вот им и требуются деньги или какие-либо ещё средства обмена для проживания. А это не торговля, а вынужденная мера существования там где нет общности имущества.

И всё-таки внешняя торговля в идеальном обществе не исчезает. Она как писал философ остается вынужденной мерой только в исключительных случаях и полностью контролируется государством: «Каков принцип по отношению к торговле≤— Внешняя торговля находится в руках республики, а внутренняя торговля есть только распределение, производимое республикой» [2. c. 478]. Полностью избавиться от внешней торговли можно только в идеальном обществе без территориальной зависимости, в глобальном, мировом идеальном мире. В мире без изолированности, без замкнутости, без границ. А это даже теоретически недопустимо. Возможность собрать людей в одном месте с одними и теми же идеалами можно, по крайней мере, в утопическом произведении. Но всех людей, всего мира, подвергнуть одной идеологии и одному, пусть даже и приближенному к идеальному, устройству общества, как мы знаем из истории нереализуемо.

На примере произведения французского философа Этьена Кабе «Путешествие в Икарию» можно сделать вывод, что внешняя торговля в идеальном обществе существует, хотя и приобретает черты улучшения, по мнению автора. Отсутствие пошлин, налогов и так далее, что приводит к отмене таможенной и налоговой системы. Отмена частной торговли и частной иностранной собственности на территории идеального государства. Всё управляется правительством идеального общества с полным планирование, осуществлением и контролем на государственном уровне. Во время издания книги 1840 году сознание философа, и об этом не раз он пишет в книге, противится современному для него общественному обустройству и ищет концепт идеального общества. Согласно которому все люди будут жить лучше. Уроком для нас, в размышлениях автора, может служить то, что сложнее не значит лучше. Упрощение, отсутствие или уменьшение препятствий (на пример во внешней торговле), выдуманных самим человеком, может привести не к идеальному, ну хотя бы к более улучшенному обществу. Актуальность этой проблемы не исчезает и в современном нам обществе.

Литература:

1.                  Кабе Э. Путешествие в Икарию. Часть I; общ. ред. В. П. Волгин, М., 1948 г.

2.                  Кабе Э. Путешествие в Икарию. Часть II и III; общ. ред. В. П. Волгин, М., 1948 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle