Библиографическое описание:

Топор А. В., Бубела О. В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 539-542.

Ключевые слова:образование, экологическая культура, экологическое образование.

Важным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) осенью 1977г. в Тбилиси. На ней была приняла всеобъемлющую стратегия развития образования в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения, применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения. Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982г.), Бече (1983г.), Москве (1987г.) и др. Все проводимые конференции свидетельствуют о том, что значительным фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего экологического образования.

В вопросах о стратегии экологического образования существует проблема его методической организации. Одни специалисты считают необходимым разработать отдельный предмет «Экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, географическому и др., хотя и находится в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер [1,3–6].

Принципиальным является вопрос, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» или «мир природы». Без акцентирования экологического образования на «мире природы» не возможно комплексное решение проблемы экологического кризиса.

В сложившейся экологической ситуации экологическое образование становится приоритетным направлением стратегии устойчивого развития многих государств. Оно должно способствовать решению экологических проблем населением страны в быстро меняющихся условиях окружающей среды. Такое образование призвано формировать общественно-экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека и общества в целом, совершенствовать моральные качества людей.

Так, основополагающими принципами экологического образования в области охраны окружающей среды в рекомендациях международных организаций и конференций определены [1, 3–6]:

-        приоритет социальных аспектов экологических проблем;

-        анализ естественной и созданной человеком окружающей среды;

-        междисциплинарность;

-        требование информированности и знаний;

-        значение навыков, отношений, ценностей и желания участвовать в принятии решений, направленных на улучшение качества окружающей среды.

В США, Канаде, Англии, Нидерландах, Дании, Швеции, Германии приоритетными в экологическом образовании являются занятия на природе, выделение специальных проектных дней и недель, разработка экологических игр, в основе которых лежит стремление пробудить целостное эмоциональное восприятие природы [7].

Таким образом, проведя ретроспективный анализ проблемы экологического образования в различных странах, можно отметить, что на данном этапе существуют различные взгляды в ориентации экологического образования в аспекте приоритета формирования тех или иных подструктур экологического сознания.

Первая тенденция характеризуется на формировании экологических представлений через экологическое просвещение населения, через усвоение экологических знаний. Вторая тенденция характеризуется ориентацией на формирование экологических отношений.

Третья тенденция характеризуется ориентацией на формирование подструктуры стратегий и технологий, человек должен уметь решать экологические проблемы в процессе практической деятельности.

Также следует выделить различия в тенденциях экологического образования в сильно индустриализированных и менее экономически развитых странах [7]. Так, молодые люди в Англии, Голландии, Германии и др. странах Европы практически не представляют жизни вне городов: природа как таковая занимает очень мало места в их жизни. Соответственно, стали создаваться специфические программы, занимающиеся обучением на природе, где дети узнают как пахнет трава и что под пеньками есть специфическая жизнь насекомых и простейших. Здесь упор идет больше на прочувствование и ощущение, нежели на специфические биологические, географические или экологические знания. Это не касается подготовки специалистов естественников. Здесь большой упор делается на знания и практическую работу. Еще один компонент экополитический, где управленцев различных уровней учат принимать эколого-сбалансированные решения, учитывающие систему экологических рисков. В некоторых странах Запада науки об окружающей среде включают в себя не только понятия об охране природы, но и об охране исторического наследия (Hysterical preservation) [7]. Другая особенность экологического образования в США и странах Европы — это существование научных лабораторий на базе университетов, наличие механизмов реализации научных идей и их разработок в жизнь. На базе работающего экологического законодательства, привлечение студентов к исследованиям и современным достижениям экологической науки. В Нидерландах, например, разработаны специальные экологические программы, предусматривающие информирование, обучение и совместные действия по охране окружающей среды таких групп населения, как потребители, производители, политики, государственные служащие, исследователи, которые направлены на улучшение экологической обстановки.

В России проблемы экологического просвещения начали подниматься еще в начале XX в. Экологическое образование получило развитие в конце 60-х годов, при этом последовательно осуществлялся переход от просвещения в области проблем окружающей среды к природоохранной деятельности, шло интенсивное накопление опыта [6].

В 90-е годы в Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, в которых в качестве одного из приоритетных направлений решения экологических проблем определены экологическое образование, просвещение и воспитание населения.

Разработаны комплексные программы экологического образования населения почти в половине республик, краев, областей и других территорий России. В Республике Алтай, Республике Калмыкия, Удмуртской Республике, Свердловской, Магаданской областях, Агинском Бурятском, Коми-Пермяцком, Эвенкийском, Ханты-Мансийском автономных округах на экологическое образование и просвещение расходуется свыше 10 % средств от общих расходов экологических фондов. Ведутся научные исследования в области экологического образования.

Появились разнообразные авторские программы, создаются базовые (экспериментальные) образовательные учреждения с экологической специализацией.

Увеличиваются объемы подготовки специалистов-экологов с высшим и средним профессиональным образованием, растет число организаций, получивших лицензию на повышение квалификации и профессиональную подготовку кадров природоохранных органов, предприятий и организаций [1, 3–6].

Состояние экологического образования в нашей Приднестровской Молдавской Республике не совсем соответствует требованиям времени, в связи с тем, что финансирование экологического образования крайне недостаточно и, как правило, не имеет адресной направленности. Отсутствует должная взаимосвязь в деятельности государственных структур и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием населения. Развитие экологического образования в Приднестровье осуществляется в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном порядке.

Все это свидетельствует о том, что в Приднестровье требуется новый подход к экологическому образованию населения всех возрастов, осознанию его приоритетной роли в решении вопросов охраны окружающей среды.

Первые шаги в данном направлении были сделаны в 1994 году, в связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды». Данный закон был пересмотрен и дополнен в 2009 году и существенные изменения и дополнения были внесены в раздел «Воспитание, образование и научные исследования в области охраны окружающей природной среды».

В целях повышения экологической культуры Приднестровского населения и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации с использованием при этом средств массовой информации.

Экологическое образование подрастающего поколения в Приднестровье, как часть педагогического процесса, находит отражение в учебных курса Приднестровского государственного университета по естествознанию, землеведения, в школьных экологических проектах, в детских и юношеских кружках и т. п.

Таким образом, главной целью экологического образования любого государства является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, социально-политической и экологической стабильности государств, их национальной безопасности.

В современном мире экологическое образование приобретает еще и особый социальный смысл, поскольку возникло понимание того, что без преодоления только потребительского отношения к природе не решить экологических проблем, не уберечь общество от физической и духовной деградации. Соответственно необходим переход к экологизации экономики и производства, экологически ориентированной цивилизации, что обуславливает формирование системы знаний, построенной на единой теоретической основе и выходящей за традиционные рамки дифференцированных наук о природе. Требования такой идеологии сложнее задач охраны окружающей среды и сокращения потока загрязнений. Новая система экологических знаний должна помочь настоящим и будущим специалистам организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива.

Литература:

1.         Герасимов И. П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира/ Отв. ред. А. Л. Яншин- М. -Наука -1985, 247 с.

2.         Капитальчук И. П. Устойчивое развитие и экологическое мировоззрение [Эл. ресурс]// Приднестровье XXI/Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. — Выпуск № 37- (Май).- Режим доступа: http://www.pmr21.info/text.php≤cat=9&name=ustoicivoe+razvitie+i+ekologiceskoe+mirovozrenie&arch=onsite, — свободный — Заглавие с экрана.

3.         На пути к устойчивому развитию России // Бюллетень Центра экологической политики России, -№ 38, -2007.

4.         Сборник по материалам международной конференции «Экология, технология, культура в современном мире: проблемы vs решения. — Москва, МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010.

5.         Стратегия экологического образования и воспитания в ХХI веке // Тезисы докладов УI Международной конференции по экологическому образованию. − М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 398 с.

6.         Экологическая культура и образование: опыт Росси и Беларуси: [Монография] [Алексеев С. В., Анисимов О. С., Архипова Г. Н. и др.]; Ред.: С. Н. Глазачев [и др.]- М.- 2000, 614 с.

7.         ENVIRONMENTAL EDUCATION HIGHLIGHTS — examples of EPA's current efforts to solve our nation's environmental challenges through environmental education. — ENVIRONMENTAL PROTECTION AGENCY UNITED STATES, 2009.- PP. 1–13

8.         Сайт Министерства юстиции ПМР [Электронный ресурс]. − Законы ПМР — Режим доступа: http://minjust.org/web.nsf, свободный. — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle