Библиографическое описание:

Уралбаева Г. У. Развитие дошкольного образования в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 401-403.

Система образования и подготовки кадров, которая сложилась до провозглашения независимости в Узбекистане, абсолютно не отвечала сути демократических преобразований, которые начали осуществляться в Республике. Коренные реформы обусловлены также возникшим еще в 80-е годы прошлого столетия кризисом в мировой системе образования.

Демократическое и развивающееся государство во главе с президентом отлично осознавало, что надежды на будущее связаны с молодым поколением, поэтому, народу и обществу, главой государства была предложена программа, кардинально реформирующая всю систему образования.

В полном соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, после вузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.

Главная особенность программы — непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Эта программа создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют:

-          Формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие;

-          Уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и особенностей;

-          Прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Одним из первых основополагающих шагов на пути было принятие в июле 1992 года закона Республики Узбекистан «Об образовании», закрепившего основные принципы политики в этой области. Также были приняты другие законодательные акты такие, как постановление «О мерах по дальнейшему совершенствовании системы внешкольного образования», «О совершенствовании структуры территориальных органов народного образования». Эта реформа также не обошла стороной дошкольное образование. Для его дальнейшего развития были приняты закон «Об утверждении нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования», положения «О государственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан», «О негосударственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан» и «О краткосрочных группах».

В статье 11 закона РУз от 29 августа 1997 г. № 464-I «Об образовании» говориться, что дошкольное образование имеет целью формирование здоровой и полноценной личности ребенка, подготовленного для учебы в школе. Оно проводится до шести-семи лет в семье, в детском саду и в других образовательных учреждениях, независимо от форм собственности.

Дошкольное учреждение является воспитательно-образовательным и оздоровительным учреждением, основными задачами которого являются:

-          Охрана жизни и укрепления здоровья детей;

-          Формирование основ личности ребенка, развитие его познавательных интересов.

-          Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

-          Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

-          Приобщение детей к национальной культуре и общечеловеческим ценностям;

-          Подготовка детей к обучению в школе.

По Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования» в дошкольное учреждение принимаются дети в возрасте с 2 до 6–7 лет приемной комиссией при отделах методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, созданной по решению хокимиятов районов (городов), с учетом соответствующего медицинского заключения. Порядок функционирования приемной комиссии утверждается в установленном порядке Министерством Народного Образования Республики Узбекистан. Кроме этого в положении в пункте 18 указано что, льготами при приеме в дошкольное учреждение пользуются дети:

1.       инвалиды I и II групп;

2.       из многодетных семей;

3.       военнослужащих;

4.       студентов и педагогов.

Приемная комиссия также может в порядке исключения принимать вне очереди детей, родители которых оказали благотворительную помощь в укреплении материально-технической базы дошкольного учреждения. Контингент таких детей не должен превышать 20 % от общего количества плановой мощности дошкольного учреждения. Также согласно этому положению количество групп в дошкольном учреждении определяется учредителем исходя из мощности учреждения и плановой наполняемости групп. В группе от 2 до 3 лет должно быть — не менее 15, но не более 20 детей, от 3 лет до 6–7 лет — не менее 20, но не более 25 детей. А учебный год в дошкольном учреждении начинается со 2 сентября каждого года, заканчивается 1 июня следующего года и до начала учебного года начинается оздоровительный период.

Вместе с государственными дошкольными учреждениями существуют и негосударственные и группы кратковременного пребывания. А числа детей в группах негосударственного учреждения не должно превышать количества, установленного для государственных дошкольных учреждений.

Взнос за одного ребенка устанавливается Министерством Народного Образования Республики Узбекистан в размере одной минимальной заработной платы, что на сегодняшний день составляет 91 530 сум. Это сумма намного меньше чем в государствах постсоветского пространства, такие как Россия и Казахстан.

Государство также уделяет постоянное внимание вопросам укрепления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, их техническому и учебно-методическому оснащению. Так, ежегодно в среднем десять процентов выделяемых государством средств на сферу образования направляются на обеспечение дошкольных образовательных учреждений. Только в первом полугодии 2012 года эта сумма составила свыше 343,9 млрд сумов. [1, c. 82]

Ежегодно число родившихся детей увеличивается в среднем на 2–3 тысяч человек, к примеру, в 2012 году рост составил 22,3 промиль, тогда как в 2011 году данный показатель составил 21,2 промиль.

На сегодняшний день в Республике Каракалпакстан число дошкольных образовательных учреждении составляет 327, а число воспитанников — 30512 и в среднем на каждое дошкольное учреждение приходится 93 воспитанника, в то время как число детей от 2 до 6 лет включительно составляет 175812, что составляет в среднем 538 воспитанников на одно дошкольное учреждение (рис. 1).

Рис. 1.

В Узбекистане детские сады обладают всем необходимым для воспитания и обучения детей. По Республике Каракалпакстан наибольшее количество детских садов приходится на город Нукус (15 %), Амударьинский (12 %) и Берунийский (11 %) районы. (Рис. 2) Все особенности учитываются при открытии детского сада, которые проверяются различными инстанциями. Но за последние годы увеличилась рождаемость населения, поэтому мест в детских садах на настоящий момент не хватает. Молодые родители вынуждены сидеть дома со своим ребёнком, не имея возможности выйти на работу. Многие стараются выкрутиться своими силами, обращаясь за помощью к бабушкам и дедушкам. Несомненно, близкие родственники оказывают благоприятное влияние на ребенка, но, не имея профессионального навыка, не могут обучать ребенка.

Рис. 2.

Таким образом, на наш взгляд одним из вариантов решения данной проблемы является открытие частных дошкольно-воспитательных учреждений, то есть детских садов. В зависимости от местоположения и условий содержания количество детей в этих детских садах может колебаться от 5 до 15 детей. Такое количество детей определяет занятость населения и возможности качественного ухода за детьми. Например, если в детском саду будут воспитываться 7 детей, то для того чтобы они находились в благоприятных условиях необходимо задействовать трех человек. При благоприятных условиях данное учреждение может расширяться. И при этом вопрос о нехватке мест в детских садах актуален в разных странах и каждая страна борется с этой проблемой по-своему.

Литература:

1. Антоненко В. Д. и др. Экономическая статистика. М.: Издательство РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.

2. Мелкумов Я. С. Социально-экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004

3. Салин В. Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.

4. Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов./ Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ю. Н. Иванова. — М.: Инфра-М, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle