Библиографическое описание:

Митина Н. А. Формы самостоятельного музыкального творчества студентов // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 523-526.

В настоящее время одной из главных задач в области музыкального образования является подготовка не только грамотного, но, прежде всего, творчески мыслящего специалиста, причем творчество должно быть признано равноправным участником учебного процесса в вузе. Будущему учителю музыки необходимо быть готовым к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, он также должен обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

Решение данной проблемы возможно в рамках развития самостоятельного музыкального творчества, а именно — через включение студентов в различные формы музицирования (конструирование аккомпанемента, импровизация, подбор по слуху, сочинение). Занятия музицированием позволят восполнить пробел традиционного подхода к содержанию профессиональной подготовки будущих специалистов на музыкально-педагогическом факультете, главная цель которого — усвоение знаний и формирование профессионально важных умений и навыков. При этом развитие творческой активности воспринимается, как побочная задача. Мы считаем творческое развитие личности приоритетным направлением, благодаря которому будущий учитель музыки сможет самостоятельно вариативно использовать имеющиеся знания, умения и навыки, комбинируя и переосмысливая их в зависимости от условий деятельности. На основании наблюдений в ходе занятия творческим музицированием мы убедились в том, что при соблюдении принципа личностно-ориентированного подхода и учете эмоциональной, интеллектуальной и психологической готовности студентов, возможно также развитие у студентов личностного творческого потенциала.

При этом творческая продуктивная деятельность студентов не должна рассматриваться педагогами музыкальных дисциплин с позиции зрелого профессионального творчества, на фоне которого начальный опыт студентов в области импровизации, подбора по слуху и сочинения музыки выглядит, безусловно, наивно. Мы признаем эти первые попытки студентов, как самодостаточное проявление субъективного уровня творчества, отражающее процесс становления их личной творческой позиции. Проблемой творческого развития личности в системе музыкального образования занимались многие исследователи: Ю. А. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Л. Боухзон, И. А. Ковалев, Л. А. Перова, В. С. Попов, В. А. Усачева, Г. Ж. Мамыкова, Н. А. Гончарова, Д. В. Заринь и др.

Таким образом, задачу творческого развития студентов можно решить на основе признания важности их вовлечения в процесс продуктивной учебно-творческой деятельности средствами музыкального образования. С точки зрения педагогики «средства» — это «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся» [1, с.312]. В области музыкального образования, к средствам, способствующим творческому развитию личности, мы относим следующие виды музицирования: конструирование аккомпанемента, импровизацию и сочинение. Рассмотрим каждый из этих видов деятельности.

Конструирование аккомпанемента — этот процесс более широкий и объемный, чем подбор по слуху. Он включает в себя не только интуитивный элемент музыкального оформления сопровождения, но и логический элемент, сущность которого заключается в осознанном применении известных алгоритмических структур музыкального языка в зависимости от жанра, стиля, целей конструирования. «Конструирование» — в переводе с латинского слова означает «строить». Конструирование (моделирование) является по своей сути источником знаний и определяет потребность личности к их приобретению в процессе данного вида деятельности. Таким образом, это процесс, благодаря которому теоретические знания превращаются в практические умения и навыки.

Важным составным компонентом конструирования является подбор мелодий и аккомпанементов по слуху. Этому виду творческой деятельности в системе музыкального образования педагоги уделяют не достаточно внимания, хотя и признают его важность для развития творческой активности и формирования творческого мышления личности. Причину данного явления мы видим в том, что большинство педагогов занимается с обучающимися подбором по слуху лишь на начальных этапах обучения игре на инструменте, а в дальнейшем эта работа прекращается, и студент теряет приобретенные навыки. Мы предлагаем в этом направлении использовать такой вид работы как конструирование аккомпанементов по буквенной и функциональной системе аккордов. Для выполнения таких заданий студент должен выбрать: тип аккомпанемента (дублирующий мелодию или не дублирующий); вид фигураций (аккордовый, гармонический, мелодический, смешанный, ритмический); приемы конструирования (выдержанные аккорды, звуки, повтор на месте, восходящее, нисходящее, восходяще-нисходящее, ломанное движение); вид вступления (повтор тоники, использование мелодии последних тактов, сочинение новой мелодии для вступления). Для выполнения таких творческих заданий студент должен знать правила гармонизации, уметь соотносить и сопоставлять буквенную и функциональную систему аккордов, видеть план построения аккомпанементов.   

Рассмотрим другой вид музицирования — импровизацию, являющуюся не менее эффективным средством творческого развития личности студента. Вопросам включения импровизации в процесс обучения музыке посвящены работы Л. А. Баренбойма, Л. М. Борухзона, П. Вейса, Г. П. Кагановича, А. А. Никитина, М. К. Тутушкиной и др.

В словарных источниках импровизация определяется как: «словесное или музыкальное произведение, сочинение в момент исполнения без предварительной подготовки» [2, с.249]. М. К. Тутушкина утверждает, что импровизация рождается из смутной потребности творческого самоосуществления на фоне вдохновения [3]. Признаками импровизации, по мнению автора, являются: внезапность, озарение, когда цели и средства решения задачи появляются одновременно; происходит превращение посторонней идеи в свою насущную и опережение реализации намерения [3, с.21].

Способность к опережающему отражению в импровизации — важный показатель творческой активности личности, когда творчески работающий человек не только получает то, чего желает, но и желает того, что у него получается. Г. П. Каганович считает, что в импровизации проявляется суть личности музыканта [4].

Таким образом, импровизация является важным компонентом музыкального творчества. Анализ литературы показал, что импровизация как форма учебно-воспитательной работы таит в себе огромный развивающий личность студента потенциал. А. А. Никитин утверждает, что обучение импровизации — это одновременно и обучение сочинительству [5]. В настоящее время разрабатываются различные методики обучения импровизации. Одной из них является, рассчитанная на широкий круг музыкантов, методика импровизационной игры по слуху на фортепиано, разработанная С. Е. Оськиной и Д. Г. Парнесом, суть которой — в направленности на развитие чувства координации гармонии и метра, метра и ритма в произведении, а также слухо-моторных навыков гармонизации на музыкальном инструменте [6].

Мы уверены, что смысл и ценность импровизации в том, что, выполняя упражнения, включающие элементы импровизации, студенты получают творческий опыт рождения живого образа. Примерами таких упражнений могут быть следующие задания: создать импровизацию на данный ритмический рисунок; по буквенной системе аккордов; на готовый вид фигурации. Импровизации на варьирование мелодии и аккомпанемента: изменение вида фигурации; изменение лада, стиля; изменение метроритмического рисунка; введение дополнительных элементов музыкальной речи (подголосков, второго голоса, введение звуков гармонии в мелодическую линию). Для выполнения таких заданий студент должен знать сущность и практическое значение импровизации для деятельности музыканта, уметь практически применять знания и навыки варьирования мелодии и аккомпанемента.

Рассмотрим сочинение как другую форму музицирования. «Сочинение» в переводе с латинского переводится как «составление». Вопросам обучения сочинению музыки посвящены работы Л. А. Баренбойма, Н. К. Метнера, И. Н. Одиноковой, Т. Родионовой, В. О. Усачевой и др.

 Мы считаем, что сочинение является средством глубокого постижения студентом законов музыкального языка, способом развития музыкальной культуры студентов и требует наличие определенных знаний по гармонии. Мы предлагаем следующую последовательность творческой работы по данному направлению: составить план, выбрать тему, жанр, форму, стиль произведения, стихотворный текст (для вокального произведения), лад, тональность. Далее необходимо выбрать приемы развития мелодической линии: преимущественно поступенное или скачкообразное движение, принципы сиквенционности развития мелодии, принцип повторности фраз, принцип кульминационного развития мелодической линии. Основными видами заданий в процессе сочинения могут быть: сочинение музыкальных пьес по заданным параметрам (жанр, форма, ритмический рисунок, буквенная схема, готовое гармоническое сопровождение); закончить начатую музыкальную мысль (определенную фразу, предложение, форму).

При этом мы хотим отметить перспективность и такой формы творческой деятельности, как коллективное сочинение студентами оперы-сказки. Подобная форма работы имеется в традициях музыкальной педагогики (Л. М. Борухзон, Б. И. Шелемов) и, по нашему мнению, она является эффективным средством творческого развития будущего учителя музыки. На первоначальном этапе такой коллективной деятельности студентов выбирается организатор творческой деятельности; студенты сочиняют либретто к детской опере-сказке, стихотворные тексты; распределяются авторские роли, сочиняются музыкальные номера. Педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого, темп работы, творческие способности, планирует и детализирует работу с каждым студентом отдельно, распределяя объем материала.

В свою очередь для оптимизации творческого развития будущих учителей музыки мы предлагаем: ежегодно проводить фестивали искусств, конкурсы на лучшее музыкальное сочинение среди студентов из нескольких музыкально-педагогических вузов; лучшие сочинения преподавателей и студентов выпускать в нотных сборниках; студентам желательно выступать со своими сочинениями (песнями, романсами, инструментальными пьесами) в школах, детских садах, в теле- и радиопередачах, писать об их творчестве в собственной студенческой газете. Все это будет способствовать формированию творческой активности студентов, повышению чувства собственного достоинства, поможет адаптироваться к сцене, к публике, повысит качество их профессионально-исполнительских навыков.       

Итак, использование различных форм музыкального творчества студентов, способствует оптимизации учебного процесса и развитию установок на продуктивное самостоятельное творчество.             Главный принцип и условие эффективности работы — сотворчество педагога и студентов, которое должно выражаться в равноправном участии обеих сторон в создании творческого продукта, в коллективном обсуждении и корректировке индивидуальной самостоятельной творческой работы.

Литература:

1.      Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 1197–1198.

2.      Словарь русского языка: В 4-х т.; т. 2. Под. ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1996. — С. 239.

3.      Практическая психология. Под. ред. М. К. Тутушкиной, 3-е издание. Перераб. и доп., — Воронеж: Дидактика Плюс, 2000. — С. 145.

4.      Каганович Г. П. Импровизация и обучение игре на фортепиано,- Минск, 1977.- 176с.

5.      Никитин А. А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: автореф. канд. иск.,- Хабаровск, 1981,- 12с.

6.      Оськина С. Е., Парнес Д. Г. Музыкальный слух: Теория и практика развития и совершенствования. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ОООАСТ, 2001,- 79с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle