Библиографическое описание:

Богданова Г. В. Профессиональные деструкции безработных // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 499-501.

Профессиональные деструкции — это изменение сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. [3, c.89].

Развитие профессиональных деструкций, как правило, происходит на стадии профессионализации личности. Выражаются профессиональные деструкции в виде появления профессиональной усталости, снижении работоспособности, отсутствии желания изучать и осваивать что-либо новое в профессиональной сфере, потере интереса к выполняемому труду, утрате некоторых профессиональных компетенций, разочарования в профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности напрямую связано с изменениями, происходящими в самой личности. Изменения могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивные изменения выражаются в качественном развитии профессиональных и личных компетенций, влияющих на успешность профессиональной деятельности. Негативные изменения выражаются в развитии профессионально нежелательных качеств характера и свойств личности. Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк группу негативных изменений относят к профессионально обусловленным деструкциям. [3].

А. К. Маркова выделила особенности профессиональных деструкций, которые, по ее мнению, выражаются в замедлении профессионального развития, неумения приспособиться к новым условиям профессиональной деятельности, появлении негативных качеств, которые ранее отсутствовали, деформации личности (эмоционального выгорания или эмоционального истощения), снижении работоспособности, замедлении профессионального мышления. Кроме перечисленного, к профессиональным деструкциям приводит прекращение профессионального развития по причине потере трудоспособности или возникновении профессионального заболевания (профессиональной травмы), разочарование в профессиональной деятельности.

Профессиональные деструкции в некоторых случаях приводят к вторичному профессиональному самоопределению. Этому способствует неудовлетворенность от выполняемого профессионального труда, профессиональная некомпетентность, нежелание трудиться в области, к которой утрачен профессиональный интерес. Иногда профессиональные ожидания субъекта по поводу вида профессиональной деятельности не оправдываются, что приводит к разочарованию в выборе профессии.

Некоторые безработные лица, с которыми сталкивается наш учебный центр-негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный кадровый центр» в процессе профессионального обучения, также испытали профессиональные деструкции в прошлом. В период с 2003 года по 2013 год мы проводили анкетирование; вопросы анкеты были разнообразны, в том числе, вопросы о причинах перемены места работы в профессиональной деятельности, причинах потери работы, причинах вторичного получения профессии или повышения квалификации. От 6 до 9 % анкетированных безработных лиц в указанный период времени ответили, что причиной перемены мест работы стала профессиональная неудовлетворенность, несоответствие занимаемой должности уровню профессиональных притязаний, нежелание трудиться в данной профессиональной сфере, потеря интереса к профессиональному труду. Около 12 % анкетированных лиц указали, что привыкли жить, не принимая ответственности на себя и не проявляя собственной инициативы. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что первая группа лиц испытала профессиональные деструкции, так как перечисленные факторы свидетельствуют о деструктивном изменении профессиональной компетенции. Хотелось бы отметить, что профессиональная компетенция может иметь как конструктивные, так и деструктивные стороны. Деструктивность выражается в потере удовлетворенности работы, снижении работоспособности и продуктивности. Вторая группа анкетированных лиц испытала «выученную» беспомощность. Профессиональные деструкции могут выражаться в профессиональном отчуждении, профессиональной стагнации, профессиональной некомпетентности, профессиональной деформации личности.

Профессиональное отчуждение выражается в изменении «Я-концепции». «Я-концепция» — это обобщение субъектом представления о себе как о личности и субъекте профессиональной деятельности. Человек по-своему идентифицирует себя как личность и себя в профессиональном труде. По мнению Шнейдера Л. Б., профессиональная идентификация- это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик [6]. Обратный процесс, связанный с подтверждением указанного единства и обособлением профессиональных качеств представляет собой профессиональное отчуждение.

Проблемам профессиональной деформации личности посвящены работы С. П. Безносова, А. В. Филиппова, А. М. Новикова и др. Профессиональная деформация личности- это развитие профессиональной дезадаптации и профессионально нежелательных качеств. Профессиональные деформации проявляются в виде:

Общепрофессиональных деформаций- например, синдром «сострадательной усталости». синдром «вседозволенности» и т. д. Данные деформации свойственны определенным профессиям, например, относящимся к категории «человек»-«человек»: врачам, педагогам, работникам правоохранительных органов и т.д;

Специальные профессиональные деформации- деформации, возникающие при выполнении определенного вида деятельности: подозрительность, цинизм, обвинительность, морализаторство, черствость и равнодушие;

Профессионально-типологические деформации- деформации, при которых происходит наложение индивидуальных особенностей личности на профессиональную деятельность, следствием чего появляются деформации, обусловленные чертами характера или развивающиеся на основе способностей личности: завышенная самооценка, высокий уровень притязаний, «звездность» как комплекс превосходства; деформации профессиональной направленности- скептицизм, негативное отношение ко всему новому и т. д.

Индивидуализированные деформации возникают при многолетнем выполнении профессионального труда и выражаются в виде проявления профессионально нежелательных качеств: сверхчестность, чрезмерная трудовая активность, чрезмерный профессиональный энтузиазм.

Все перечисленные выше деформации приводят к неудовлетворенности профессиональной деятельностью, к конфликтам и кризисам профессионального развития, психологическому напряжению личности.

В нашем учебном центре в процессе обучения по новым направлениям профессиональной деятельности с обучающимися проводятся тренинги, деловые игры, беседы, направленные на развитие профессиональной компетентности и повышение интереса к профессиональному труду. Мы хорошо понимаем, что некомпетентность — это недостаточно сформированные профессиональные компетенции. Некомпетентность чаще всего обусловлена недостаточным или низким уровнем профессиональной подготовленности. Поэтому в процессе обучения стараемся профессионально мотивировать обучающихся, а также развивать их интеллектуальные способности. Мы стараемся откорректировать и так называемую «выученную» беспомощность, на которую указали порядка 12 % анкетированных безработных. «Выученная» беспомощность представляет собой изменение мотивационной сферы личности и выражается в нежелании отвечать за свои поступки, брать ответственность на себя в решении важных вопросов, «плыть по течению», не оказывая сопротивления. «Выученная беспомощность» возникает тогда, когда личность неоднократно убеждается в неудачности своих действий и поступков, в ненужности предпринятых усилий и, как следствие, непродуктивности выполняемых действий. «Выученной» беспомощностью обладают лица, которым свойственен внешний локус контроля. Такие лица объясняют хорошие события внешними причинами, а плохие события собственной беспомощностью и склонностью к неудачам.

Существуют несколько категорий переживаний, свидетельствующих о том, что личностью овладела беспомощность: раздражение и гнев на самого себя, убеждение в невозможности достичь нужного результата, утрата самоконтроля, желание избежать неудачу, желание прекратить усилия и др. [3]. Cимптомы «выученной» беспомощности выражаются в низкой самооценке, агрессии, депрессии, пассивном отношении к жизни.

Для коррекции «выученной» беспомощности мы пытаемся с помощью тренингов вселить в обучающихся уверенность в себе, уверенность в достижении цели и успеха. Мысли об успехе помогают людям ориентироваться на успех., ожидание успеха приводят к успеху, вера в свои способности, внутренний локус контроля приводят людей к успеху. Личность, которой свойственен внешний локус контроля озабочена своими внутренними переживаниями, негативно оценивает свои способности и возможности, поэтому такая личность заранее ориентирована на неуспех и неудачу. С подобной категорией обучающихся, нацеленных на избегание неудачи, мы проводим тренинги на мотивацию достижения успеха. Потребность в достижении успеха способствует поиску ситуаций, в которых личность сможет себя реализовать. Такую способность нужно развивать, поскольку она способствует профессиональному и личностному росту, побуждает субъект на новые свершения.. Учитывая тот факт, что лицам с синдромом «выученной» беспомощности свойственна безынициативность, мы пытаемся с помощью наших тренингов сформировать ответственное поведение. Мы четко понимаем, что в основе инициативного поведения личности лежит мотивация успеха, стремление личности к раскрытию своих способностей и возможностей, стремление к самоактуализации.

Таким образом, негативные последствия профессиональных деструкций безработных мы пытаемся преодолеть с помощью профессионального обучения и даем им возможность двигаться вперед.

Литература:

1.                  Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 100с.

2.                  Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб: Речь,2004. 272 с.

3.                  Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций.: учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.

4.                  Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.150с

5.                  Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М: Изд-во Московского социально-психологического института; Воронеж: НПО «Модэк», 2004.320с.

6.                  Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореферат, дисс. д-ра психолог. наук. М: Мир психологии, 2001. 24 с.

.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle