Библиографическое описание:

Богданова Г. В. Профессиональные деструкции безработных // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 499-501.

Профессиональные деструкции — это изменение сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. [3, c.89].

Развитие профессиональных деструкций, как правило, происходит на стадии профессионализации личности. Выражаются профессиональные деструкции в виде появления профессиональной усталости, снижении работоспособности, отсутствии желания изучать и осваивать что-либо новое в профессиональной сфере, потере интереса к выполняемому труду, утрате некоторых профессиональных компетенций, разочарования в профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности напрямую связано с изменениями, происходящими в самой личности. Изменения могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивные изменения выражаются в качественном развитии профессиональных и личных компетенций, влияющих на успешность профессиональной деятельности. Негативные изменения выражаются в развитии профессионально нежелательных качеств характера и свойств личности. Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк группу негативных изменений относят к профессионально обусловленным деструкциям. [3].

А. К. Маркова выделила особенности профессиональных деструкций, которые, по ее мнению, выражаются в замедлении профессионального развития, неумения приспособиться к новым условиям профессиональной деятельности, появлении негативных качеств, которые ранее отсутствовали, деформации личности (эмоционального выгорания или эмоционального истощения), снижении работоспособности, замедлении профессионального мышления. Кроме перечисленного, к профессиональным деструкциям приводит прекращение профессионального развития по причине потере трудоспособности или возникновении профессионального заболевания (профессиональной травмы), разочарование в профессиональной деятельности.

Профессиональные деструкции в некоторых случаях приводят к вторичному профессиональному самоопределению. Этому способствует неудовлетворенность от выполняемого профессионального труда, профессиональная некомпетентность, нежелание трудиться в области, к которой утрачен профессиональный интерес. Иногда профессиональные ожидания субъекта по поводу вида профессиональной деятельности не оправдываются, что приводит к разочарованию в выборе профессии.

Некоторые безработные лица, с которыми сталкивается наш учебный центр-негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный кадровый центр» в процессе профессионального обучения, также испытали профессиональные деструкции в прошлом. В период с 2003 года по 2013 год мы проводили анкетирование; вопросы анкеты были разнообразны, в том числе, вопросы о причинах перемены места работы в профессиональной деятельности, причинах потери работы, причинах вторичного получения профессии или повышения квалификации. От 6 до 9 % анкетированных безработных лиц в указанный период времени ответили, что причиной перемены мест работы стала профессиональная неудовлетворенность, несоответствие занимаемой должности уровню профессиональных притязаний, нежелание трудиться в данной профессиональной сфере, потеря интереса к профессиональному труду. Около 12 % анкетированных лиц указали, что привыкли жить, не принимая ответственности на себя и не проявляя собственной инициативы. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что первая группа лиц испытала профессиональные деструкции, так как перечисленные факторы свидетельствуют о деструктивном изменении профессиональной компетенции. Хотелось бы отметить, что профессиональная компетенция может иметь как конструктивные, так и деструктивные стороны. Деструктивность выражается в потере удовлетворенности работы, снижении работоспособности и продуктивности. Вторая группа анкетированных лиц испытала «выученную» беспомощность. Профессиональные деструкции могут выражаться в профессиональном отчуждении, профессиональной стагнации, профессиональной некомпетентности, профессиональной деформации личности.

Профессиональное отчуждение выражается в изменении «Я-концепции». «Я-концепция» — это обобщение субъектом представления о себе как о личности и субъекте профессиональной деятельности. Человек по-своему идентифицирует себя как личность и себя в профессиональном труде. По мнению Шнейдера Л. Б., профессиональная идентификация- это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик [6]. Обратный процесс, связанный с подтверждением указанного единства и обособлением профессиональных качеств представляет собой профессиональное отчуждение.

Проблемам профессиональной деформации личности посвящены работы С. П. Безносова, А. В. Филиппова, А. М. Новикова и др. Профессиональная деформация личности- это развитие профессиональной дезадаптации и профессионально нежелательных качеств. Профессиональные деформации проявляются в виде:

Общепрофессиональных деформаций- например, синдром «сострадательной усталости». синдром «вседозволенности» и т. д. Данные деформации свойственны определенным профессиям, например, относящимся к категории «человек»-«человек»: врачам, педагогам, работникам правоохранительных органов и т.д;

Специальные профессиональные деформации- деформации, возникающие при выполнении определенного вида деятельности: подозрительность, цинизм, обвинительность, морализаторство, черствость и равнодушие;

Профессионально-типологические деформации- деформации, при которых происходит наложение индивидуальных особенностей личности на профессиональную деятельность, следствием чего появляются деформации, обусловленные чертами характера или развивающиеся на основе способностей личности: завышенная самооценка, высокий уровень притязаний, «звездность» как комплекс превосходства; деформации профессиональной направленности- скептицизм, негативное отношение ко всему новому и т. д.

Индивидуализированные деформации возникают при многолетнем выполнении профессионального труда и выражаются в виде проявления профессионально нежелательных качеств: сверхчестность, чрезмерная трудовая активность, чрезмерный профессиональный энтузиазм.

Все перечисленные выше деформации приводят к неудовлетворенности профессиональной деятельностью, к конфликтам и кризисам профессионального развития, психологическому напряжению личности.

В нашем учебном центре в процессе обучения по новым направлениям профессиональной деятельности с обучающимися проводятся тренинги, деловые игры, беседы, направленные на развитие профессиональной компетентности и повышение интереса к профессиональному труду. Мы хорошо понимаем, что некомпетентность — это недостаточно сформированные профессиональные компетенции. Некомпетентность чаще всего обусловлена недостаточным или низким уровнем профессиональной подготовленности. Поэтому в процессе обучения стараемся профессионально мотивировать обучающихся, а также развивать их интеллектуальные способности. Мы стараемся откорректировать и так называемую «выученную» беспомощность, на которую указали порядка 12 % анкетированных безработных. «Выученная» беспомощность представляет собой изменение мотивационной сферы личности и выражается в нежелании отвечать за свои поступки, брать ответственность на себя в решении важных вопросов, «плыть по течению», не оказывая сопротивления. «Выученная беспомощность» возникает тогда, когда личность неоднократно убеждается в неудачности своих действий и поступков, в ненужности предпринятых усилий и, как следствие, непродуктивности выполняемых действий. «Выученной» беспомощностью обладают лица, которым свойственен внешний локус контроля. Такие лица объясняют хорошие события внешними причинами, а плохие события собственной беспомощностью и склонностью к неудачам.

Существуют несколько категорий переживаний, свидетельствующих о том, что личностью овладела беспомощность: раздражение и гнев на самого себя, убеждение в невозможности достичь нужного результата, утрата самоконтроля, желание избежать неудачу, желание прекратить усилия и др. [3]. Cимптомы «выученной» беспомощности выражаются в низкой самооценке, агрессии, депрессии, пассивном отношении к жизни.

Для коррекции «выученной» беспомощности мы пытаемся с помощью тренингов вселить в обучающихся уверенность в себе, уверенность в достижении цели и успеха. Мысли об успехе помогают людям ориентироваться на успех., ожидание успеха приводят к успеху, вера в свои способности, внутренний локус контроля приводят людей к успеху. Личность, которой свойственен внешний локус контроля озабочена своими внутренними переживаниями, негативно оценивает свои способности и возможности, поэтому такая личность заранее ориентирована на неуспех и неудачу. С подобной категорией обучающихся, нацеленных на избегание неудачи, мы проводим тренинги на мотивацию достижения успеха. Потребность в достижении успеха способствует поиску ситуаций, в которых личность сможет себя реализовать. Такую способность нужно развивать, поскольку она способствует профессиональному и личностному росту, побуждает субъект на новые свершения.. Учитывая тот факт, что лицам с синдромом «выученной» беспомощности свойственна безынициативность, мы пытаемся с помощью наших тренингов сформировать ответственное поведение. Мы четко понимаем, что в основе инициативного поведения личности лежит мотивация успеха, стремление личности к раскрытию своих способностей и возможностей, стремление к самоактуализации.

Таким образом, негативные последствия профессиональных деструкций безработных мы пытаемся преодолеть с помощью профессионального обучения и даем им возможность двигаться вперед.

Литература:

1.                  Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 100с.

2.                  Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб: Речь,2004. 272 с.

3.                  Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций.: учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.

4.                  Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.150с

5.                  Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М: Изд-во Московского социально-психологического института; Воронеж: НПО «Модэк», 2004.320с.

6.                  Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореферат, дисс. д-ра психолог. наук. М: Мир психологии, 2001. 24 с.

.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности, деформации личности, профессиональной деформации личности, Проблемам профессиональной деформации, нежелательных качеств, деформации профессиональной направленности, профессионального развития, развитие профессиональной, свойственен внешний локус, локус контроля, внешний локус контроля, «выученной» беспомощности, Специальные профессиональные деформации, успешность профессиональной деятельности, интереса к профессиональному труду, условиям профессиональной деятельности, деформации свойственны определенным, профессионального труда, Профессиональные деформации, вида профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle