Библиографическое описание:

Семкина Н. С. Сочинский государственный университет в период реформирования системы высшего образования: исследования в области экономики и менеджмента // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 390-394.

В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Сочинского государственного университета в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено развитию санаторно-курортного комплекса и подготовке к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр.

Ключевые слова:Сочинский государственный университет; высшее образование; научно-исследовательская деятельность; публикации; экономика; менеджмент.

Введение. Научно-исследовательская работа является неотъемлемой составной частью высшего профессионального образования и подготовки научно-педагогических кадров. Она строится в соответствии с концепцией развития научно-исследовательской деятельности Сочинского государственного университета с учетом разработок общеуниверситетских комплексных тем и проблем региона.

Материалы. Основным источником для написания данного обзора стали научные публикации авторов из Сочинского государственного университета, посвященные проблемам экономики и менеджмента.

Результаты. В Сочинском государственном университете научную работу в области экономики и менеджмента проводят сотрудники факультета туризма и сервиса и экономического факультета. При этом ученые принимают участие в научных конференциях и исследованиях по проблемам развития туризма в г. Сочи, Краснодарском крае и в России. За последние 3 года по результатам работы опубликовано более 100 научных трудов, некоторые из которых рекомендованы Учебно-методическим объединением в области сервиса и туризма для использования в вузах России.

Учёные факультета туризма и сервиса принимают участие в международных совещаниях, симпозиумах и конференциях. За последние 5 лет результаты исследований были доложены на 5-ти международных конференциях и симпозиумах в Греции, Турции, Болгарии [1].

В качестве примера можно привести основные направления научно-исследовательской работы кафедры управления и технологий в туризме и сервисе. Так, кафедра занимается такими направлениями как:

-          оценка конкурентоспособности СГУ на рынке образовательных услуг Краснодарского края и разработка предложений по формированию конкурентоспособности вуза с учетом влияния Олимпийских игр на рынок труда региона (Темплан 2010–2011 гг. «Разработка научных основ управления конкурентоспособностью учреждений высшего профессионального образования в условиях глобализации образовательного пространства»);

-          проведение методических исследований в сфере туризма, в частности, организация и проведение выборочного анкетного опроса туристов, посетивших Краснодарский край, с целью определения портрета потребителя, определения уровня и структуры туристских расходов, уровня сервиса и оценки доли туризма в макроэкономических показателях развития Краснодарского края (Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края — «Проведение методических исследований в сфере туризма»).

К основным направлениям научной деятельности кафедры относятся следующие:

-          Методологические основы оценки роли и перспектив развития туризма в регионах РФ;

-          Анализ зарубежного опыта использования инновационных технологий в туризме;

-          Основы маркетингового анализа туристического рынка в условиях глобализации;

-          Управление конкурентоспособностью объектов индустрии гостеприимства Сочи;

-          Формирование методики разрешения конфликтных ситуаций в гостиничных предприятиях;

-          Стратегическое управление социально-экономическим развитием гостинично-туристических комплексов в РФ;

-          Совершенствование системы классификации гостиниц и иных средств размещения.

Исследование по вышеперечисленным направлениям ведутся преподавателями кафедры: А. М. Ветитневым [2–15], Г. Д. Брюхановой [16], Г. М. Романовой [17–23], Т. П. Левченко [24–31], П. П. Чуваткин [32–38].

В ряду основных концептуальных направлений научной деятельности наиболее актуальными являются направления, связанные с экономикой и управлением в сфере услуг. Интерес к данной проблематике проявляют как отечественные, так и зарубежные исследователи, которые рассматривают в своих работах теоретические и прикладные вопросы экономики и управления указанной сферой.

В. В. Видищева [39–45], Т. Е. Гварлиани [46–51], В. Д. Андреев [52–53], Т. И. Кисилевич [54–60] рассматривают перспективы дальнейшей ориентации юга России на отрасль лечебного туризма. Целесообразность развития этого направления связана с возможным использованием уникальной бальнеологической базы, а также благодаря неплохо развитой сети разнонаправленных локальных санаторно-курортных комплексов, которые насчитывают более 80 тыс. мест. В перспективе лечебные предприятия индустрии туризма юга России должны не только сохранить существующую базу, но и получить серьезный толчок для развития и расширения своего потенциала. Касательно направления рекреационной сферы основной акцент должен быть поставлен на реконструкцию и развитие уже зарекомендовавших себя центров: Сочи, Нальчик, Ессентуки, Горячий Ключ и др.

В настоящее время требуется значительное повышение качества рекреационных услуг и создания под эту задачу системы управления маркетингом туристских услуг.

Система маркетинга предполагает решение следующих задач:

-          системный анализ рынка туристских услуг;

-          выявление сегментов рынка туристских услуг и неудовлетворенных потребностей в подобных услугах;

-          формирование туристического продукта, обсчет цен;

-          создание комплекса мероприятий, наиболее полно удовлетворяющих существующий спрос;

-          реализация системы сбыта туристского продукта;

-          формирование комплекса мероприятий по совершенствованию управления и организации процесса оказания туристских услуг.

Г. М. Романова также отмечает пользу оздоровительного туризма, делая акцент на том факте, что лечебно-оздоровительный туризм по-прежнему входит в число наиболее предпочтительных видов туризма для жителей Российской Федерации. Эта тенденция требует особого отношения к направлениям развития санаторно-курортной системы РФ.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)" отмечено, что традиционно высоким спросом пользуется в нашей стране оздоровительный туризм, который является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Поддерживаются и развиваются традиции лечебно-оздоровительных методик в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в которых имеются для этого уникальные природно-климатические ресурсы. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа. Природные лечебные ресурсы страны потенциально могут обеспечить услугами оздоровления дополнительно более 2 млн россиян в год.

Недостаточная популярность курортной медицины привела к тому, что санаторно-курортное лечение перестало быть частью национальной культуры граждан РФ. Зачастую, лечебные услуги курорта остаются невостребованными. Особенно явно прослеживается пренебрежение курортной медициной молодым поколением, которое стало считать санаторно-курортное лечение уделом исключительно пожилых людей.

Необходимость формирования системы детского оздоровительного туризма также представляется достаточно актуальной задачей. А. М. Ветитневым предложено реформировать управление системой детского оздоровительного туризма на основе государственно-частного партнерства. Особое внимание следует обратить на запрет перепрофилирования имеющихся объектов детского отдыха и необходимость государственной поддержки небюджетных организаций — собственников лагерей.

На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Начал формироваться рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.

В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).

В условиях подготовки к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр персонал выступает важным фактором продвижения туристской дестинации на международный рынок. Крупномасштабное спортивное событие, проводимое в туристской дестинации, привлекает множество образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров в области сервиса и туризма для Олимпиады. В этой ситуации СГУ очень важно обеспечить качество образования, подготовить кадры в соответствии с требуемым объемом знаний и соответствующим уровнем компетентности будущих специалистов, занятых в обслуживании и сопровождении крупных событийных мероприятий.

Заключение. Таким образом, несмотря на период реформирования высшего образования в Российской Федерации Сочинский государственный университет активно реагирует на требования современного рынка в деле выявления спроса и подготовки рабочих кадров по самому широкому спектру рабочих специальностей. При этом особое внимание уделяется развитию санаторно-курортного комплекса и подготовке к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г.

Литература:

1.    Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.sutr.ru/faculties/FTB/kgirb.php

2.    Ветитнев А. М., Антощенко Е. В. Классификация и иерархия факторов, влияющих на ценовую политику санаторно-курортных организаций // Вестник Национальной академии туризма. 2006. № 1. С. 75–80.

3.    Ветитнев А. М., Антощенко Е. В. Методы ценообразования и потребительская оценка стоимости санаторно-курортных услуг // Маркетинг услуг. 2006. № 3. С. 196–209.

4.    Ветитнев А. М., Ашкинадзе Я. М. Изучение маркетинговой интернет-активности санаторно-курортного комплекса Сочи // Маркетинг услуг. 2007. № 1. С. 52–58.

5.    Ветитнев А. М., Волынец Е. А. Корпоративный имидж в управлении качеством санаторно-курортных услуг // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2007. № 1–2. С. 103–110.

6.    Ветитнев А. М., Волынец Е. М. Изучение влияния корпоративного имиджа на удовлетворенность отдыхающих качеством санаторно-курортных услуг // Маркетинг услуг. 2007. № 3. С. 186–196.

7.    Ветитнев А. М., Задорожняя А. Н. Разработка системы сбалансированной оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 4. С. 72–75.

8.    Ветитнев А. М., Лебедева Л. С. Современное состояние рынка и некоторые проблемы управления санаторно-курортными организациями // Вестник Национальной академии туризма. 2008. № 2 (6). С. 12–15.

9.    Ветитнев А. М., Поташева И. Ю. Внедрение систем менеджмента качества санаторно-курортных услуг в управление санаторием // Курортное дело. 2007. Т. 1. № 1. С. 32–36.

10.              Ветитнев А. М., Хрипушина И. А. // Совершенствование управления курортными территориями на основе комплексного анализа их конкурентоспособности // Вестник Национальной академии туризма. 2006. № 1. С. 58–61.

11.              Ветитнев А. М., Четыркина К. В. Проведение реструктуризации управления санаториями в условиях рынка // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 1 (2). С. 30–33.

12.              Ветитнев А. М., Дзюбина А. В., Торгашева А. А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии // Известия Сочинского государственного университета. 2012. Т. 20. № 2. С. 50–56.

13.              Vetitnev A. M., Shtompel' L. V. Application of content-analysis of social networking websites to study health resort services // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 1. № 1. р. 64–70.

14.              Ветитнев А. М., Селищева Е. В., Ветитнева Н. Л. Стандарты санаторно-курортной помощи. уровень организации // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2008. № 1. С. 37–39.

15.              Vetitnev A. M., Ashkinadze Ya.A. Runet resort websites: classification and analysis // European researcher. 2011. No 2 (4). Р. 171–182;

16.              Bryukhanova G. D., Schetkin A. A. Current Problems of Food Safety in Terms of Russia Membership in World Trade Organization // European Journal of Medicine, 2013, Vol.(1), № 1, p. 4–10.

17.              Романова Г. М., Боков М. А., Шарафутдинов В. Н. Методические основы расчёта интегрированного показателя уровня развития туристского центра мирового уровня (ТЦМР) как основы для разработки стратегии маркетинга // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 1–2. С. 6–26.

18.              Романова Г. М., Романов М. С., Нубарян Г. Д. Оценка состояния рекрутинга в индустрии туризма Сочи // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 1 (2). С. 53–54.

19.              Маляренко Т. Н., Быков А. Т., Терентьев В. П., Шмеркин С. Г., Романова Г. М., Маляренко Ю. Е. Двигательная активность под знаком оздоровления и реабилитации. Сообщение 2. Возрастной аспект // Валеология. 2008. № 2. С. 26–38.

20.              Яковенко Г., Романова Г. Наша миссия — подготовка профессионалов туризма // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 62–68.

21.              Романова Г. М., Банников С. А. Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия вузов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи) // Туризм: право и экономика. 2012. № 4. С. 13–17.

22.              Krinko Е. F., Romanova G. М., Cherkasova I.Yu. Sochi in pre-revolutionary period: resort complex development // European researcher. 2011. № 4. р. 360–365.

23.              Гжибовская О. В., Мурзанаева Е. Н., Романова Г. М. Обзор исследований отечественных антиковедов XIX — начала ХХ вв. по истории олимпийских игр в Древней Греции // Былые годы. Российский исторический журнал. 2012. № 1. С. 29–37.

24.              Левченко Т. П., Баранова А. Ю. Экономические основы управления организациями индустрии гостеприимства // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 421–425.

25.              Левченко Т. П., Баранова А. Ю. Налоговые льготы в инвестиционной сфере Краснодарского края // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 2. С. 56–60.

26.              Baranova A.Yu., Levchenko T. P. Estimation of qualitative and quantitative characteristics interrelation, having an impact on amount of tourists in hospitality industry // European researcher. 2011. № 1. С. 66–71.

27.              Levchenko T. P., Koshcheev S. V. Cluster technologies in resort enterprises’ energy efficiency and operational performance increase // European Journal of Economic Studies. 2013. Т. 4. № 2. р. 97–102.

28.              Levchenko T. P. Methodological Approaches to Destinations’ Innovative Cluster Development // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 2. № 2. р. 107–111.

29.              Левченко Т. П., Епанешникова О. В. Оценка инвестиционной активности индустрии гостеприимства // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 1. С. 54–60.

30.              Левченко Т. П., Янюшкин В. А. Функциональная и территориальная подсистемы управления организациями индустрии гостеприимства // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 1. С. 61–66.

31.              Левченко Т. П., Федоров Р. Г. Хостелы как перспективная форма развития малых средств размещения эконом-класса // Известия Сочинского государственного университета. 2013. Т. 23. № 1–1. С. 47–53.

32.              Растегаева Т. Е., Чуваткин П. П. Пути развития делового туризма в России // Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 4. С. 72–76.

33.              Чуваткин П. П., Косов С. А. Куда направлен поток≤ логистическая модель туристской системы // Российское предпринимательство. 2008. № 5–2. С. 178–184.

34.              Чуваткин П. П., Самарский Д. В. Вбираем лучшее… для вас. влияние инноваций на развитие туризма // Российское предпринимательство. 2006. № 10. С. 16–19.

35.              Чуваткин П. П., Косвинцева Е. Н. Включая утюг... анализ особенностей рынка гостиничных услуг крупнейших городов — промышленных центров РФ // Российское предпринимательство. 2007. № 11–1. С. 104–106.

36.              Столяров Д. Ю., Чуваткин П. П. Тенденции развития интернет-продаж турпродукта: региональный аспект // Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 2. С. 118–122.

37.              Давыдович А. Р., Чуваткин П. П. Методика оценки системы организации социального питания (на примере организации школьного питания) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 133–135.

38.              Чуваткин П. П., Материкина А. Е. Социально-экономическая роль дошкольного образования // Известия Сочинского государственного университета. 2012. Т. 22. № 4. С. 147–151.

39.              Акопян А. М., Видищева Е. В. Конкурентные преимущества кластера: механизм эффективного регионального развития // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2007. № 1–2. С. 220–224.

40.              Видищева Е. В., Потапова И. И. Особенности формирования имиджа города Сочи // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 3. С. 82–87.

41.              Alekyan G. V., Matveeva N. A., Vidishcheva E. V. Sochi small business suport // European researcher. 2011. № 5–2 (8). Р. 799–800.

42.              Kalustyan L. K., Vidishcheva E. V. Tax criminlity as illegal business reflection // European researcher. 2011. № 5–2 (8). Р. 841–843.

43.              Buzyakova I. V., Iolin M. M., Vidishcheva E. V. Astrakhan’s transport infrastructure development // European researcher. 2011. № 4 (6). Р. 372–377.

44.              Цой Т. В., Видищева Е. В. Человеческий ресурс как основа функционирования высокотехнологичной компании // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 1–2. С. 91–96.

45.              Buzyakova I. V., Vidishcheva E. V. Historical Prerequisites of Water Tourism Development in Astrakhan Region // Bylye Gody. 2013. No 28 (2). Р. 23–28.

46.              Гварлиани Т. Е. Региональные особенности развития предприятий малого и среднего бизнеса в сфере гостеприимства и о влиянии налогообложения // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 3–4. С. 7–11.

47.              Сорокожердьев В. В., Гварлиани Т. Е., Игонина Л. Л., Хашева З. М. Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 4. С. 152–157.

48.              Гварлиани Т. Е., Гварлиани Н. Х. Налогообложение лизинговых операций и его совершенствование // Налоги и финансовое право. 2010. № 4. С. 323–327.

49.              Гварлиани Т. Е., Гнат Е. В. Современная налоговая политика и ее влияние на инновационное развитие экономики // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2007. № 1–2. С. 85–89.

50.              Гварлиани Т. Е., Гохгелеринт Н. Л. Значение малого бизнеса и его государственная и налоговая поддержка на региональном уровне // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 2. С. 47–55.

51.              Гварлиани Т. Е., Максимов С. А. Оценка современной налоговой политики России в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 3. С. 118–128;

52.              Андреев В. Д. Нормативно-правовые и учетные особенности деятельности туристических организаций и их влияние на построение концепции проведения аудита // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 1–2. С. 28–47.

53.              Андреев В. Д. Особенности аудита затрат и калькулирования себестоимости туристского продукта // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 3. С. 72–81;

54.              Кисилевич Т. И. 1.3. Счет-фактура как инструмент налогового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. С. 13–21.

55.              Кисилевич Т. И. 2.1. Неунифицированные формы первичных учетных документов в бухгалтерском и налоговом учете // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 48–57.

56.              Кисилевич Т. И. Представительские расходы организации: бухгалтерский учет и налогообложение // Аудит и финансовый анализ. 2010. Т. 3. С. 48–55.

57.              Кисилевич Т. И. В помощь бухгалтеру и аудитору: аудит расчетов с подотчетными лицами // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 4. С. 185–192.

58.              Кисилевич Т. И. Аудиторская проверка дивидендов, выплачиваемых организацией // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 6. С. 246–252.

59.              Кисилевич Т. И. К вопросу о необходимости анализа стоимости чистых активов акционерного общества // Фундаментальные исследования. 2010. № 12. С. 172–177.

60.              Kisilevich T. I. Accounting and Accounting Statements Mistakes Correction: Affirmed Compensation Algorithm // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 2. № 2. р. 98–101.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle