Библиографическое описание:

Медяник М. В. Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 520-523.

Цель данной статьи — выяснить природу педагогического проекта и факторы, влияющие на его использование в образовательном процессе. Новый ФГОС благоприятствует установке в образовании компетентностного подхода, подводящего преподавателей к использованию новых педагогических технологий, таких как, проектная. Для многих школьных организаций, это введенная реформа приносит значительные изменения. Не только учителя должны принять эти новые педагогические подходы, но и вся команда школы должна разработать новый способ работы: разработка образовательных проектов, работа в команде (ученики и преподаватели), вовлечение учеников, новые роли родителей, общее видение проектной деятельности.

Эта реальность поднимает две проблематики:

1)        первая, «локальной» природы, касается внедрения в жизнь педагогического проекта в классах;

2)        вторая системной природы — чтобы эта педагогика смогла быть осуществленной, учебная организация должна функционировать, как сообщество обучения, внедряющего учебный проект, ведущий к развитию не только учеников, а также преподавателей.

1.      «Локальное» внедрение проектной педагогики.

Приобретение учебных компетенций, развитие междисциплинарного подхода, будут значительно способствовать успеху всех учеников. В этой перспективе, ученик, который будет иметь успех — тот, который станет творцом своего собственного процесса обучения. Поэтому использование проектной методики, среди других педагогических стратегий, есть рекомендованная методика.

Существуют несколько определений проектного метода; то, которое предложено Arpin и Capra (4) кажется, наиболее полным.

Проектный метод — это подход, который позволяет ученику полностью вовлекаться в процесс получения умений во взаимодействии со сверстниками и окружающей средой, и предлагает учителю выступать в качестве посредника, между учеником и объектами познания.

Чтобы преподавать, используя метод проектов, преподаватель должен поставить перед учениками определенные задачи — коллективные, ориентированные на общие цели, (возникающий в результате сотрудничества между преподавателями и учениками), выполняемые в духе сотрудничества и ведущие к конкретному и совместному продукту.

Таким образом, ученики в итоге такого обучения, достигают целей и личного и социального развития, как в коллективном плане так и в индивидуальном плане; этим самим фактом, приобретают компетенции, определенные образовательными программами.

2.      Системное внедрение проектной педагогики.

В этой проблематике проведения в жизнь преподавателями проектной педагогики в их классе, добавляется системный характер: если хотим, чтобы преподаватели изменяли свое преподавание, нужно, чтобы, в их школе был внедрен учебный успех проектов.

Несколько авторов предлагают, что одно из условий успеха этой педагогики в одном классе — связь между индивидуальными проектами учеников и коллективным проектом, продолженным всеми учениками. Иначе говоря, в классе должна быть связь между, с одной стороны, целями обучения коллективного проекта класса и с другой стороны, личными целями и специфическими потребностями учеников (Arpin и Capra) (4)

Образовательный Проект школы определен как динамичное локальное мероприятие, несущее действие, установленного там согласования со всеми партнерами учреждения, чтобы осуществлять образовательную миссию.

На условия, которые способствуют внедрению проекта в обучение, влияют несколько основных факторов.

А) Сотрудничество, которое существует в школьной команде, и процесс изменений, который создается в этом процессе совместного творчества.

Главное препятствие эффективного использования проектного метода — изменения, которые требуются внутри учебной команды.

 На рисунке 1 (1,39) показана школьная команда в процессе изменения в идеальной ситуации.

Рис. 1: Реализация проекта на основе сотрудничества между заинтересованными сторонами.

Б) Наличие общей концепции (на уровне школы) реализации проектной деятельности.

Различные анализы позволяют иллюстрировать, что общая концепция в школах возможна при согласованности 3 основных документов, определяющих реализацию проектного метода (рисунок 2).

Рис. 2. Документы определяющие направление развития школы

Схема показывает то, что в процесс разработки проекта, Совет образовательного учреждения, который состоит из руководства, преподавательского состава и обслуживающего персонала, членов, представляющих родителей и другие сообщества, разрабатывает Перспективный план и Образовательный проект школы. Впоследствии эти документы представлены учителям, которые несут ответственность за разработку классных проектов в соответствии с учебными планами. Хорошая концепция проекта позволила бы избежать некоторых сомнений и убеждала в осуществлении всех этапов (и оценки и объективизации). Кроме того, преподавателей в результате осуществления проекта, должны сопровождать изменения всей их практики.

Таким образом, Образовательный проект не остался бы абстрактным и часто бесполезным текстом, он стал бы рабочим документом, планом, в котором у каждой группы была бы специфическая роль, важно, чтобы команда-школа задалась вопросами, которые позволят им договориться о целях. Подлинное сотрудничество может иметь место только тогда, когда все субъекты преследуют общие цели.

в) Общее видение ролей различными участниками проекта(руководства, преподавателей, учеников и родителей);

В таблице, составленной на основе результатов исследователей университета Квебека (1, 51), представлена ​​краткая информация о ролях, отводимых для каждой группы участников проектной деятельности.

Таблица

Участники

Роли

Руководство

• Знания проектной педагогики

• Управление обучением команды

• Поддержка учебных планов команды

Преподаватели

• Поощрение успеваемости учеников

• Создание в классе климата, способствующего изупроектному обучению

• Связь с родителями

•Наличие знаний проектной

педагогики

• Предоставление рекомендаций для учеников

• Поддержание адекватного класса

•Эффективное управление проектным преподаванием,

(планирование, реализация, оценка, и т. д.).

• Поощрение участия родителей в проектной

деятельности учеников

• Мотивация учеников

• Быть открытым

• лично участвовать

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

(включая себя)

•Поддерживать (управлять) учеников в

осуществлении задач

• Обеспечивать всестороннюю поддержку

• Работать в команде с коллегами

Ученики

Участие в создании благоприятного климата в классе

• Инициировать общение с родителями

• Знать имеющиеся ресурсы

•Участвовать в управлении проектами (планирование,

реализация и т. д.).

• Быть активными в проекте

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

(включая себя)

•Продемонстрировать ответственность и самостоятельность

Родители

• лично участвовать

•интересоваться учебным пережитым ребенка

• Мотивировать ребенка

• Продолжить школьное обучение

дома (идти дальше с ребенком)

• Поддержка ребенка в целом

• Оказание помощи дома в реализации проектов

• Доставка необходимого оснащения

Одной из главных ролейруководства, управление командой учителей. Таким образом, в роли менеджера профессорско-преподавательского состава, руководство необходимо для создания командного духа и разрешения конфликтов, которые могут возникнуть.

Преподаватели и руководство говорят также, о том, что руководство должно сыграть роль поддержки. Речь идет о поддержке — общей, когда управление выступает в качестве внимательного посредника. Эта поддержка может быть более конкретной — поддержкой материальной, то есть эта роль предоставления материальных и валютных необходимых ресурсов, чтобы осуществлять учебные проекты. Поддержка управления, может быть также поддержкой — моральной. Руководство должно доверять команде, должно поощрять, поддерживать ее, должно иметь хорошие навыки межличностного общения.

Преподаватели, как мы это увидели в концепции ролей, берут на себя наибольшую ответственность за ход проекта, находят, что использование этого метода приводит к дополнительной работе: управление командами, постановка целей, которых надо достигать, построение партнерских отношений с другими преподавателями и родителями. Фактически речь идет для преподавателя о том, чтобы управлять ходом учебного проекта, быть способными изменяться в этой педагогике, быть способными структурировать и управлять деятельностью учеников.

Последняя роль учителей — уважение к себе и другим. Здесь важно, также, познание самого себя и упорство в преодолении трудностей.

Важно также знать и уважать детей, например, делая с ними проекты, которые затрагивают их интересы. Родители также указывают, что очень важно, учитывать потенциал детей.

Роль, отведенная ученикам — участие в управлении проектом. Это указывает направление, «они должны позаботиться о различных этапах проекта, чтобы его успешно завершать». Хотя эта роль не дает достаточно информации о том, что ученики действительно делают, чтобы принимать участие в управлении проектом; эта роль больше похожа на цель (развитие компетенции) чем роль, которая ученикам должна была бы приписаться де- факто. Другая роль, которая была обозначена почти всеми группами участников, связана с участием в проекте. У учеников есть роль, активно принимать участие в проекте, вникая в задачу и интересуясь его темой.

Роль родителей, главным образом, трогает личную причастность. Родители должны включиться в учебную жизнь в классе, чтобы помогать преподавательнице и оценивать работу их ребенка: «Часто, родители призваны к тому, чтобы напрямую принять участие в классе или дома в проекте».

Вторую роль родителей- роль поддержки ребенка на различных уровнях. Сначала, они должны предложить поддержку — академическую: они помогают с выполнением домашних заданий и уроков, или помогут найти информацию. Она может быть, поддержкой общей: быть естественным с ребенком, его слушать, удовлетворять его потребности, а также сотрудничать (помогать, содействовать) с преподавателями. Хотелось бы отметить, что из всех участников проектной деятельности, именно немногочисленность родителей в выполнении своих ролей. (По разным причинам: занятость и т. д.)

Итак, проблемы, возникающие при использовании и освоении проектного метода, не связаны с сутью самого метода; они связаны с одной стороны, с подготовкой группы для работы в проекте и с другой стороны, с климатом, который царит внутри учебной школьной команды. Используя проектный метод, необходимо помнить о самом смысле понятия проекта — это деятельность в сотрудничестве: сотрудничество на уровне класса, во взаимодействиях, которые там происходят, в отношениях людей которых надо обучать вместе; сотрудничество также на уровне школы.

Это побуждает школы задуматься о типе сотрудничества, который они хотели бы осуществить внутри своей школьной команды. Согласованность действий всех участников проекта (учеников, учителей, родителей, руководства школы и др.), согласованность Перспективного плана школы, Образовательного проекта школы и классных проектов — главные условия организации проектной деятельности в средней школе.

Литература:

1.         Catherine Lanaris, Lorraine Savoie-Zajc «L’appropriation de la pedagogie par projet en tant que facteur contributoire a la reussite scolair des eleves». Университет Квебека,2004, перевод с фран. Медяник М. В.

2.         Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

3.         Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. — http://schools.keldysh.ru/labmro

4.         Arpin, L., & Capra, L.). L'apprentissage par projets. Montréal: Chenelière McGraw-Hill. 2001

5.         Boutinet, J.-P. Anthropologie du projet. Paris: Presses Universitaires de France. 1990

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle