Библиографическое описание:

Шустов А. А. Оценка эффективности инновационных проектов и их финансирования в общей стратегии фирмы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 417-421.

В данной статье наиболее четко рассматривается крайне важная сфера деятельности любого предприятия, которое нацелено на завоевание рынка в своем направлении и желающего быть лидером в процессе ведения конкурентной борьбы, — инновационная деятельность, ее необходимость для предприятия и важность ее финансирование.

Данная статья раскрывает всю сущность инновационной деятельности, обозначает ее место в жизни каждой организации, методы ее проведения и, также, затрагивается и в полном объеме раскрывается тема важности ее финансирования для достижения поставленной цели, выполнения поставленных задач по стремительному развитию организации.

Данная работа будет крайне полезна и интересна абсолютно каждому предпринимателю, молодому исследователю или работнику в области управления и развития инновационной деятельности. Здесь раскрывается практический материал по проведению инновационного процесса и методы его оценки, что непременно является главной актуальностью данной статьи.

Ключевые слова: важная, завоевание, лидером, необходимость, финансирование, методы, достижения, развитию, полезна, инновационная.

Evaluating the effectiveness of innovative projects. Financing innovation in business strategy

A. A. Shustov, a graduate student

The Department of Management International Institute of Management LINK

This article is most clearly seen extremely important activity of any enterprise which is aimed at the conquest of the market in its own direction and wants to be a leader in the process of competition — innovation, its necessity for the enterprise and the importance of its funding.

This article reveals the essence of innovation is its place in the life of every organization, methods of its implementation, and also affected and fully disclosed theme of the importance of its funding to achieve the goals, performance objectives for the rapid development of the organization.

This work wakes extremely useful and interesting is every entrepreneur, a young researcher or employee in the management and development of innovation. There is disclosed a practical material for the innovation process and methods of assessment that is certainly the main relevance of this article.

Keywords:important, the conquest of,the leader, the need for, funding, methods, achievements, development, useful, innovation.

Введение

В настоящее время, в условиях жесткой конкуренции со стороны абонентов и быстро меняющейся ситуации фирмам необходимо не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и разрабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющая поспевать за изменениями, которые происходят в их окружении.

Важно знать, что в основе стратегического управления лежит фактор адаптации, приспособления фирмы к изменяющимся условиям среды. Является очевидным, что для этого предприятие должно что-либо изменить в своей структуре, т. е. внедрить новшество, которое позволит сохранить существующее положение фирмы, а также получить новые конкурентные преимущества. [3, c. 27–29]

Необходимо отметить, что инновациям требуются финансовые вложения. Для получения дополнительной прибыли или сохранения её существующий уровень требуются финансовые вложения в разработку и реализацию инноваций. Уже давно известна эмпирическая зависимость: чем на больший успех в будущем рассчитывает организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем. [4, c. 49–51]

Именно поэтому тема данной работы является актуальной. Информационные задачи данной статьи:

1.     Рассмотреть понятие инновации и инновационного процесса и их роль в общей стратегии фирмы;

2.     Рассмотреть формы финансирования инноваций в условиях переходной экономики России;

3.     Рассмотреть методы оценки эффективности финансирования инноваций.

Инновация как процесс и явление

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Для уточнения понятия инновации ознакомимся с различными взглядами на её сущность.

Инновация рассматривается как в динамическом, так и статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Иными словами, мы имеем факт инновации как явления.

Распространение инновации является информационным процессом, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами. [5, c. 54–56]

И. Шумпетер считал, что ожидание сверхприбылей — главная движущая сила принятия новшеств. Но все же, на ранних стадиях диффузии нововведений ни один из хозяйствующих субъектов не обладает достаточной информацией об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка. [8, c. 71–72]

Деятельность, которая представляет инновационный процесс, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, которые обосабливаются в результате общественного разделения труда.

Значительно большее проявление она приобретает при увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения нововведений, т. е. при повышении технологического уровня инновационной системы и её составных элементов. При этом происходит повышение восприимчивости общества к инновациям.

Среди основных элементов инновационной системы можно выделить:

-        Фундаментальные (теоретические) исследования;

-        Прикладные исследования;

-        Разработка и проектирование нововведений;

-        Освоение нововведений, промышленное производство, маркетинг и сбыт. [11, c. 59–62]

Первая стадия инновационного процесса — фундаментальные исследования, результатом которых является получение и переработка новых оригинальных доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Часть информации, которая была получена в ходе фундаментальных исследований, проходит дальнейшую разработку в ходе прикладных исследований и проектирования нововведений.

Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что организации, в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой, вырабатывают цели получения устойчивых прибылей, выживания в долгосрочной перспективе и конкурентных преимуществ. Основными средствами достижения целей, иначе говоря, стратегиями, в данном случае являются интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы организации и их инновационное развитие. [11, c. 65–68]

Место инноватики в общей стратегии фирмы

Инновации способны внедряться в любую из подсистем предприятия, но степень их «усваиваемости» в каждой из подсистем будет различаться, что обуславливается различной способностью к восприятию новшеств. Известно, что наиболее легко внедряются инновации, которые посредственно не влияют на структуру формальных и неформальных взаимоотношений работников на предприятии. Наиболее сложными для внедрения новшествами являются те, которые затрагивают систему интересов участников организации. [7, c. 19–20]

Стратегический анализ деятельности предприятия должен начинаться с анализа стратегической конкурентоспособности и это не является случайностью. Дело в том, что у предприятия, которое является стратегически неконкурентоспособным, не может быть собственного бизнес-пространства. Вследствие этого, оценить её стратегические позиции и принять стратегические решения относительно дальнейшего существования, а тем более выстроить какой-то план действий просто невозможно. Все, что остается предприятию — просто следовать за более сильными, если рассматривать именно с позиции стратегической конкурентоспособности, организациями.

Необходимо отметить, что текущая конкурентоспособность организации формируется за счет обладания организацией определенными сильными сторонами, отличающимися от отличительных способностей тем, что они могут быть скопированы конкурентами.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что стратегическая конкурентоспособность организации формируется за счет:

-          обладания отличительными способностями, которые складываются из нерасшифровываемого внутренне институционального знания и овеществленной стоимости;

-          создания новой «добавочной» стоимости, за которую потребитель готов платить. В основе же создания добавочной стоимости находится соединение ряда факторов и отличительных способностей организации в новой отличительной комбинации, которую раньше никто не применял. Иными словами, такая стоимость может быть создана лишь посредством нововведения. [7, c. 25–27]

Следовательно, новшества заложены в основе стратегической конкурентоспособности предприятия.

Инвестиции в инновационном процессе

Любое внедрение нововведение в деятельность предприятия требует вложения финансовых средств в их разработку и дальнейшее освоение. Как уже утверждалось, установлена эмпирическая зависимость — чем большую прибыль от нововведения рассчитывает получить в будущем организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.

Теоретически в качестве источника инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, собственные средства организаций, иностранные инвестиции, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и сбережения населения. [1, c. 67–69]

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

Сам факт того, что предприятие получает прибыль, представляет необходимое, но недостаточное условие для инвестиционного самофинансирования. Наиболее устойчивым и к тому же адресным источником инновационного самофинансирования предприятий являются амортизационные отчисления, начисляемые, в обязательном порядке в соответствии с установленными нормами амортизации, на все виды используемых в производстве основных фондов и включается в себестоимость готовой продукции.

К внутренним инвестиционным источникам организаций правомерно также отнести паевые, денежные и имущественные вложения, учредительские и другие взносы, вклады учредителей и работников предприятий в виде акций предприятия, товаров, которые используются в качестве инвестиционных ресурсов. [2, c. 81–83]

Один из основных внешних источников получения инвестиционного капитала в денежной форме — среднесрочные и долгосрочные кредиты банков. Банковский инвестиционный кредит обычно предоставляется фирмам на определенный срок, под фиксированный процент и под определенное обеспечение, с учетом гарантии возврата. Но все же, в условиях нестабильной экономики нашей страны, коммерческие банки и финансовые компании, как правило, с большой неохотой идут на предоставление долгосрочных кредитов, опасаясь их невозврата. [10, c. 98–100]

С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками инноваций, так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников. Естественно, движущие мотивы инновационной деятельности значительно зависят от реализации инноваций на свои или привлеченные средства. Необходимо отметить, что для финансового анализа большинства нововведений, в случае финансирования и за счет собственных средств и за счет привлечения финансовых ресурсов, в основе заложен показатель цены капитала), т. е. отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к их общему объему. Иными словами:

Text Box: WASS = å(ki * di ); (1)
Где WASS (Weighted Average Cost of Capital) – взвешенная цена капитала; ki - цена i-го источника; di – доля i-го источника в капитале компании.

При этом цена собственного капитала определяется дивидендной политикой организации-инноватора, т. е. ценой привлечения капитала, пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации. Таким образом:

Text Box: Cs = r * [U/(U+A+M+B)]; (2)
где Cs – цена собственного капитала; r - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании (p/e-ratio); U – акционерный капитал; А – амортизационный фонд; М – прибыль; В – безвозмездные поступления.

Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам. Таким образом:

Text Box: Cinv = å(ki*vi)/åvi; (3)
где Cinv – цена привлеченного капитала; ki – ставка привлеченного капитала из i-го источника; vi – объем привлеченного капитала из i-го источника;

Следует отметить, что цена привлеченного капитала зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь нужно отнести деловую репутацию инноватора, на которую влияют как финансовые показатели деятельности предприятия, так и авторитет высшего менеджмента, имидж, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, политическая поддержка и т. д. [10, c. 107–112]

Общепринято, что, при достижении стадии зрелости и на заключительной стадии жизненного цикла любой продукции, успешный бизнес генерирует денежную наличность, в то время, как на стадии возникновения и роста бизнеса происходит, в основном, поглощение денежных средств. Следует сделать очевидный вывод, что в целях поддержания успешности предприятие должно, появляющуюся в результате осуществления «зрелого» бизнеса денежную массу, частично инвестировать в новшества, которые обещают в будущем стать генераторами дохода предприятия.

В данном случае, потребность предприятия во внешнем финансировании инновационной деятельности будет сведена к минимальному показателю и предприятие получит возможность финансирования нововведений исключительно при использовании собственных средств. Надо отметить, что применение данной рекомендации для российских предприятий ограничено тем, что большинство производимых товаров уже находится на стадии спада и генерируемая ими денежная наличность близка к нулю. [10, c. 115–17]

Оценка эффективности инновационных проектов

Иностранные экономисты различают два аспекта эффективности управленческих решений, в том числе и тех, которые касаются инновационных проектов: целевой и затратный. Первый отражает меру достижения целей предприятия, другой — экономичность способов преобразования ресурсов в результаты производственно-коммерческой деятельности организации.

Поскольку выявление целей и образа действий для их достижения является предметом стратегического менеджмента, а выбор технологии преобразования ресурсов в заданные продукты представляет собой тактическую задачу, то правомерно выделенные аспекты эффективности считать соответственно стратегическим и тактическим критериями эффективности, тем более, что термин «стратегическая эффективность» применяется специалистами, хотя и без строгого определения его содержания. [6, c. 37–39]

С целью получения конкретного представления о критериях принятия стратегических решений требуется провести тщательный анализ процедуры внутрифирменного целеполагания. Её исходный пункт — формирование «миссии», т. е. генеральной цели фирмы, которая отражает её желаемую роль в обществе. Для этого осуществляется анализ внешней и внутренней среды предприятия, выявляются шансы и опасности, а также сильные и слабые стороны организации по сравнению с конкурентами.

Проекция «миссии» на внешнюю среду позволяет вычленить зону стратегической активности фирмы. При этом производится оценка привлекательности сегментов рынка, в отношении которых фирма имеет конкурентные преимущества, с точки зрения роста спроса и прибыльности продукции и «отсекаются» бесперспективные участки. Затем определяют финансовые возможности по освоению уточненного поля стратегической активности и снова корректируются его «размеры». Это позволяет выявить допустимую область развития фирмы, в пределах которой и строятся её стратегии.

При рассмотрении описания процедуры внутрифирменного целеполагания отчетливо наблюдается, что в её ходе используется по крайней мере три группы показателей стратегической эффективности. Первая отражает состояние спроса в виде потенциально возможных темпов его роста, вторая характеризует динамику экономических целей организации, а третья — динамику групповых целей. [9, c. 92–95]

В качестве основного признака классификации показателей стратегической эффективности принято использовать характер интересов, которые выражаются целями. В этом случае образуются, как уже было сказано выше, две группы этих показателей — внешней и внутренней эффективности.

Для внешней среды организации, эффективность ее деятельности, прежде всего, ассоциируется с её способностью к удовлетворению нужды потребителей. При этом интенсивность удовлетворения тех или иных потребностей и средой оценивается по-разному.

Для предприятия чем больше величина спроса, тем значительнее «жизненное пространство», в пределах которого можно развиваться. Если величина спроса на продукцию стремится к нулю, организация обречена на гибель. Проще сказать, чем ниже на текущий момент уровень удовлетворения профильных для предприятия потребностей, тем большими возможностями оно обладает для развития в будущем.

Отсюда, показатели внешней эффективности ориентируют организации в среде, при этом концентрируя их усилия на создании и производстве благ, которые отличаются наибольшей актуальностью.

Показатели же внутренней эффективности учитывают, каким образом удовлетворение определенных потребностей может сказаться на динамике собственных целей организации и отдельных групп работников. [9, c. 97–101]

По утверждению Т. Коно, обследовавшего систему стратегического планирования крупных корпораций Великобритании, Японии и США, наиболее важными считаются цели, которые подразумевают увеличение прибыли, объемов продаж и относительной доли рынка. Самым распространенным критерием роста фирмы является показатель максимизации объемов продаж, т. к. он отвечает разным устремлениям: для потребителей — повышение уровня удовлетворения их запросов; для руководства предприятия — повышение доли рынка и престижа; для менеджеров и рабочих — увеличение количества рабочих мест, должностей для дальнейшего прогрессирования по «карьерной лестнице» и зарплаты.

Увеличение темпов роста объемов продаж в ближней перспективе может привести к более низкой норме прибыли. Однако в долгосрочной перспективе она обеспечивает больший объем прибыли, чем при ее краткосрочной максимизации. [6, c. 56–59]

Высокий показатель рентабельности капитала привлекателен как для руководства организации, так и для акционеров, но только при условии проведения компанией активной политики распределения дивидендов. В этом случае, также необходимо помнить о необходимости учета интересов работников организации.

Стоит отметить, что использование системы участия наемного персонала в управлении и прибылях снимает противоречие анализируемого критерия с их интересами.

Последнее замечание относится и к критерию максимизации прибыли. Важно лишь обеспечить ориентацию на её долгосрочное, а не краткосрочные значения. [6, c. 63–65]

Отсюда следует, что, применяя вышесказанное к рассмотрению проблемы финансирования инноваций в общей стратегии фирмы, можно выделить следующие показатели эффективности инновационных проектов:

1.  показатели стратегической экономической эффективности:

-        коэффициент рентабельности активов — ROA

Text Box: ROA = ЧП/А; (4)

-        коэффициент рентабельности собственного капитала — ROE

Text Box: ROE = ЧП/СК; (5)

-        оценка текущей стоимости инновационного проекта с учетом инфляции — NPVinf

-        доля прибыли от нововведений — Di

Text Box: Di = Mn/Mt; (7)

-        показатели неэкономической стратегической эффективности:

-        степень удовлетворения спроса — ki

Text Box: ki = Vm/åVs; (8)

-        степень удовлетворения потребностей — kr

Text Box: kr = Rp/Ru; (9)

2.     показатели текущей эффективности:

-        себестоимость продукции;

-        критерий приведенных затрат

Text Box: Ci + En*Ki®min; (10)

где: ЧП — чистая прибыль организации; А — активы организации; СК — собственный капитал организации; Rt — номинальная выручка инновационного проекта t-го года, оцененная в безинфляционной ситуации, т. е. в ценах базисного периода; ir — темпы инфляции доходов r-года; Ct — номинальные денежные затраты t-го года в ценах базового периода; ir/ — темпы инфляции издержек r-го года; T — ставка налогообложения прибыли; Io — первоначальные инвестиции в инновационный проект; k — средневзвешенная стоимость капитала, включающая инфляционную премию; Dt — амортизационные отчисления t-го года; Vm — объем рынка сбыта инновационной продукции; åVs — суммарный объем продаж всех организаций на данном рынке; Rp — способность удовлетворения потребности реальным продуктом; Ru — способность удовлетворения потребности идеальным продуктом; Ci — удельная себестоимость производства нового изделия по i-му варианту; En — нормативный коэффициент нормативности; Ki — удельные капиталовложения в производство по i-му варианту. [6, c. 70–73]

Требуется отметить, что при проведении анализа данных показателей следует учитывать два фактора:

-        анализ должен проводиться не по статистическим значениям показателей, а по их динамике;

-        необходимо учитывать аспект «цель — выполнение», т. е. анализировать необходимо степень выполнения плановых заданий по данным критериям. [6, c. 76]

Литература:

1.      Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия», — СПб.: «Питер», 2006, с. 67–69

2.      Архипов В. «Стратегическая эффективность управленческих решений», Проблемы теории и практики управления, № 5, 2005, с. 81–83

3.      Виханский О. С., «Наумов А. И. Менеджмент», — М.: 2004, с. 27–29

4.      Ефремов В. С. «Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования», — М.: «Финпресс», 2004, с. 49–51

5.      «Инновационный менеджмент» С. Д. Ильенковой, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин, под ред. С. Д. Ильенковой, — М.: «Банки и биржи», «Юнити», 2006, с. 54–56

6.      Коно Т. «Стратегия и структура японских корпораций», — М.: «Экономика», 2004, с. 37–39, 56–59, 63–65, 70–73, 76

7.      Санто Б. «Инновация как средство экономического развития», — М.: «Прогресс», 2007, с. 19–20, 25–27

8.      Твисс Б. «Управление научно-техническими нововведениями», — М.: «Экономика», 2006, с. 71–72

9.      «Управление организацией» под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, — М.: «Инфра–М», 2006, с. 92–95, 97–101

10.  Уткин Э. А., «Финансовый менеджмент», — М.: «Зеркало», 2007, с. 98–100, 107–112, 115–117

11.  «Финансовый менеджмент: теория и практика», под ред. Е. С. Стояновой, – М.: «Перспектива», 2006, с. 59–62, 65–68

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle