Библиографическое описание:

Шустов А. А. Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 412-416.

В данной работе раскрывается тема крайней важности проведения инновационной деятельности абсолютно для каждого предприятия, которое поставило перед собой цель стать лидером на рынке и быть лидером в конкурентной борьбе. Наиболее подробно рассматривается сущность такого понятия как «конкуренция» и ее роль в деятельности организации. Освещаются методы конкурентной борьбы и способы поддержания конкурентоспособности.

Большое внимание уделяется рассмотрению инновационного проекта на конкретном предприятии, а также проведению анализа его эффективности.

Данная работа будит наиболее полезна руководителю любой организации, которая связана со строительной деятельностью, т. к. данная работа наиболее подробно отражает важность проведения конкретных работа на предприятиях данной сферы деятельности.

Ключевые слова: важности, абсолютно, лидером, конкуренция, конкурентоспособности, эффективности, отражает.

The role of innovation in the competitive enterprise

A. A. Shustov, a graduate student

International Institute of Management LINK

This paper reveals the extreme importance of the topic of innovation is for every enterprise that has set itself the goal of becoming the leader in the market and be the leader in the competition. More detail the nature of such concepts as «competition» and its role in the organization. Covers methods of competition and how to maintain competitiveness.

Much attention is paid to the innovative project at a particular company, as well as the analysis of its effectiveness.

This work is most useful wakes leader of any organization that is associated with the construction activities, as This work represents the most detailed the importance of specific work in enterprises of this sphere of activity.

Keywords: importance, is the leader, competition, competitiveness, efficiency, reflects.

Введение

Рыночная экономика в современных условиях представляет является сложнейшим организмом, который состоит из огромного количества разных, финансовых, коммерческих, производственных и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и характеризуется понятием — рынок.

По определению рынок является это организованной структурой, где «встречаются» производители и потребители.

В качестве эффективных средств конкурентной борьбы, для улучшения своих позиций на рынке, организации используют качество изделий, сервисное обслуживание, ценовую политику продукции, ассортимент, условия поставок и платежей. [2, c. 11–13]

Данная работа направлена на закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков проведения инновационной деятельности на ОАО «Истоминский ЖБИ», объектом исследования которого данное предприятие является.

Предмет исследования — разработка и проведение инновационного проекта для предприятия.

Понятие конкуренции

Конкуренция является некой формой состязания хозяйствующих субъектов, когда их действия по реализации продукции на соответствующем товарном рынке эффективно ограничиваются действиями других субъектв.

Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке ресурсов, упорядочении цен; стимулом является мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта товаров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, надежность и качество продукции.

Главным условием, которое способствует развитию конкуренции, является эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. [4, c.19–21]

К факторам конкурентных преимуществ фирмы относятся:

-          Базирование в тех регионах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;

-          Если в регионе базирования фирмы имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях;

-          Если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала;

-          Если в распоряжении фирмы имеются дешевые или уникально высококачественные факторы, важные при конкуренции в конкретной отрасли. [4, c. 30–32]

Основные виды конкуренции

Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, функциональную, внутрифирменную, предметную и видовую.

Чистая конкуренция между фирмами предполагает, что фирмы, выходя на рынок, никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.

Внутрифирменная конкуренция — подразделения одной фирмы конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.

Предметная конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.

Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности). [4, c. 42–45]

В предпринимательской практике встречается также и недобросовестная конкуренция, которая характеризуется любыми направленными на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действиями хозяйствующих субъектов, противоречащими положениям действующего законодательства, требованиям, разумности, добропорядочности и справедливости.

Виды недобросовестной конкуренции:

-          скрытое использование чужой торговой марки;

-          подделка продукции конкурента;

-          подкуп сотрудников конкурента.

У организаций, к которым применяется недобросовестная конкуренция, часто сужается рынок сбыта, прибыль, т. к. подделки подрывают авторитет фирмы. [4, c. 47–49]

Методы конкурентной борьбы

Методы конкуренции разделятся на две основные группы.

Первая группа — экономические формы конкуренции. Часть из них уже существовала, другая возникла вследствие появления качественно новых объектов, которые будут развиваться по мере становления рынка.

Вторая группа — методы, которые связаны с сохранением командно-административных структур и искусственного монополизма.

Широко распространяется такой метод конкуренции, как продажа в рассрочку, который позволяет избежать затоваривания. Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты на реализации абсолютно любого товара или услуги.

Основные методы конкуренции: ценовой и неценовой. Среди неценовых методов можно выделить рыночные и внерыночные формы конкурентной борьбы. Наиболее характерны для ценовой конкуренции, кредиты, лизинг, продление сроков гарантийного обслуживания. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса.

Конкуренция в области инновационной деятельности является своего рода инновационным конкурсом, иногда, с самыми неожиданными результатами при решении социально-экономических, научно-технических и других проблем. [1, c. 34–36]

Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:

-          конкуренция — главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам

-          конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка

-          конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей.

Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две основные группы.

Первая группа — факторы конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.

Вторая группа факторов включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации. [6, c. 39–41]

Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании:

-          развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР

-          заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией

-          приобретать лицензии на право производство продукции.

Следствием конкуренции на рынке любой продукции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — развитие науки, появление новых решений и вариантов производства продукции. [5, c. 51–53]

Описание объекта исследования

Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Завод железобетонных конструкций-1".

Вид деятельности предприятия.

-          железобетонных изделий и конструкций;

-          мелкоштучных изделий;

-          арматурных каркасов. [9]

В настоящее время рынок строительных материалов наполнен строительными услугами и импортными товарами такого ассортимента и качества, конкуренцию с которыми отечественная продукция далеко не всегда выдержать. [7, c. 72–73]

На предприятии уделяется постоянное внимание совершенствованию технической политики, которая направлена на обеспечение надежности, безопасности зданий и сооружений, а также повышение конкурентоспособности строительных материалов.

На данный момент предприятие является монополистом в производстве высококачественных элементов благоустройства в Московской и прилегающих областях. Появление серьезных конкурентов в ближайшее время затруднено значительными финансовыми вложениями для внедрения производства, отсутствием подходящей технологической базы и опыта в данной технологии. [9

Характеристика инновационной деятельности на ОАО «Истомский ЖБИ»

С момента своего основания, предприятие зарекомендовало себя в качестве надежного партнера, гаранта стабильности производственных и трудовых отношений.

Уверенно ориентируясь в современных рыночных условиях, предприятие проводит модернизацию производства, наращивает темпы выпуска продукции и качество оказываемых услуг.

Предприятие производит укладку тротуарной плитки по современным технологиям с использованием специальных вибромашин.

Высокое качество продукции завода подтверждено Сертификатом соответствия Госстандарта России.

Продукция, изготовленная по такой технологии, обладает многими преимуществами.

Эстетические:

-          Различная конфигурация и цветовая гамма.

-          Выгодный контраст с сегодняшними однотонными покрытиями.

-          Возможность выкладывать разнообразные рисунки, включая разметки дорог, пешеходных переходов.

Эксплуатационные:

-          Не требуется вторичных затрат при ремонте подземных коммуникаций.

-          Возможность легкого демонтажа и укладки вновь.

Экологические:

-          Отсутствие вредных испарений. [9

Комплексная характеристика нововведения

В настоящее время предприятие занимает лидирующие позиции в отрасли и имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Однако, необходимо отметить, что не так давно продукция завода дублировала ассортимент других предприятий в отрасли, и номенклатура нуждалась в срочном расширении. Были проведены инновационные исследования с целью разработки и внедрения новой продукции.

Рассмотрим данный эпизод подробнее. Было принято разработать и довести до логического завершения проект по организации производства теплоэффективных бетонных блоков. [3 c. 52–54]

Строительный блок бетонный теплоэффективный является новым видом стеновых блоков, которые превосходят существующие аналоги по теплотехническим характеристикам, а также высокой степени заводской готовности и эстетической привлекательности.

Данные многослойные блоки применяются в основном в наружных несущих стенах зданий до 3-х этажей. Область применения — строительство административных зданий, производственных помещений и жилых домов.

Блоки имеют ряд преимуществ:

-          внутренняя поверхность блока готова под отделку гипсокартонными листами, штукатурку, оклейку обоями или окраску;

-          наружный защитно-декоративный слой выполнен из плотного бетона и может иметь различную фактуру и цветовую гамму;

-          высокая прочность геометрических размеров позволяет вести кладку стен с применением клеящих составов.

При эксплуатации домов, которые были построены из данных блоков, затраты на отопление в 3–3,5 раза меньше, чем в кирпичных домах. Кладка стен из многослойных теплоэффективных блоков с декоративным наружным слоем ведется в один ряд. Отсюда следует, что кладочные работы не требуют от рабочего высокой квалификации. [3 c. 60–62]

Для производства многослойных стеновых боков с наружным защитно-декоративный покрытием предназначена конвейерная линия ЛБ-2, которая имеет высокий уровень механизации.

Общая стоимость технологической линии ЛБ-2 составляет 2382800 руб, затраты на покупку лицензии — 90000 руб.

Наименование сырья и нормы расхода на 1 м3 многослойных теплоэффективных блоков приведены в таблице 1.

Таблица 1

Нормы расхода сырья на 1 м3 продукции

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб

Цемент

т

0,23

1600

368

Песок

т

0,19

180

34,20

Доломит

т

0,08

770

61,60

Отсев керамзита

т

0,18

350

63

Пенополистирол

м3

0,4

1010

404

Вода

м3

0,07

5

0,35

Пластификатор

т

0,0113

2960

33,45

Штыри соединительные

шт

84

1,2

100,80

Итого:

1065,4

Потребность в персонале:

Количество рабочих в смену         11 чел.          

Количество мастеров в смену 1 чел.

Количество смен 3 чел.

Итого потребность 36 чел.

Для работы на новом оборудовании персоналу необходимо пройти обучение и сдать квалификационный экзамен.

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

-          Прединвестиционная стадия;

-          Приобретение и поставка оборудования;

-          Монтаж оборудования;

-          Производство и реализация продукции. [3 c. 65–67]

Для анализа портфеля и подтверждения эффективности проекта, предлагаемого к реализации, используется метод экспертных оценок. Для этого необходимо выделить критерии с соответствующими показателями относительной значимости, установленные по итогам анализа и экспертизы.

После анализа сведений об экономической целесообразности, перспективности нового технологического проекта, рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого проекта и внешних условий, выявили, что в настоящее время в деятельности предприятия, данный проект будит наиболее приоритетен и перспективен для дальнейшего развития. [3 c. 69]

Далее приведем календарный план реализации проекта, в котором указаны вопросы, которые необходимо решить на каждом из выделенных этапов (таблица 2).

Таблица 2

План реализации проекта

Наименование этапа

Сроки

Ответственные лица

Круг вопросов

1.

Прединвестиционная стадия

01.01.07г. –

30.06.07г.

·         генеральный директор

·      Анализ имеющихся вариантов инновационного проекта;

·      Решение о приобретении технологической линии ЛБ-2;

·      Решение о приобретении лицензии на выпуск новой продукции;

·      Анализ рынка.

2.

Приобретение и поставка оборудования

01.06.07г. –

30.09.07г.

·         директор по производству

·         главный инженер

·         начальник отдела маркетинга

·       Подготовка документации:

·       Заключение договора на покупку и поставку оборудования;

·       Доставка оборудования;

·       Подбор персонала;

·       Планирование рекламной деятельности.

3.

Монтаж оборудования

01.10.07г. –

30.12.07г.

·         директор по производству

·         коммерческий директор

·         начальник отдела маркетинга

·         начальник отдела сбыта

·       Установка линии ЛБ-2;

·       Пуско-наладочные работы;

·       Обучение персонала работе на данном оборудовании;

·       Начало рекламной деятельности;

·       Поиск будущих потребителей;

·       Пуск оборудования.

4.

Производство и реализация продукции

с 01.01.08г.

·         коммерческий директор

·         начальник отдела сбыта

·         главный технолог

·       Заключение договоров на реализацию продукции;

·       Реализация продукции

В таблице 3 укажем возможные причины прекращения реализации проекта на ОАО «Истомский ЖБИ»

Таблица 3

Условия прекращения реализации проекта [3 70–71]

Этап

Причина

1.Приобретение и поставка оборудования

·         срыв поставки

2. Монтаж оборудования

·         несоответствие деталей оборудования

·         некачественный монтаж оборудования

·         неквалифицированный новый персонал

·         невыполнение договора рекламной компанией

3.Производство и реализация продукции

·         резкое повышение цен на сырье и материалы

·         неприемлемое качество необходимых сырья и материалов

·         отсутствие спроса

Заключение

В данной работе освещены вопросы, которые связаны со значение конкуренции в инновационной деятельности. Конкуренция в области инновационной деятельности является инновационным конкурсом с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.

Следствием конкуренции на рынке любой продукции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — развитие науки, появление новых решений и вариантов производства продукции, совершенствование имеющихся технологий производства, приток инвестиций в наиболее прогрессивные отрасли. [8 c. 81–83]

Также достаточно внимания уделено портфелю инновационного проекта для ОАО «Истомский ЖБИ». Отрасль промышленности строительных материалов набирает стремительные темпы роста, в связи с чем требуется обновление технологии и оборудования.

При обосновании эффективности проекта было установлено, что данный проект экономически эффективен, имеет высокую привлекательность для инвестиций, т. к. имеет высокую доходность, несмотря на долгосрочность.

В случае, если предприятие все же введет в свой ассортимент новую продукцию — теплоэффективные бетонные блоки — это положительно скажется на финансовых результатах его деятельности, т. к. предприятий, которые выпускают аналогичную продукцию в области не много и их оборудование значительно уступает предложенной технологической линии ЛБ-2. Приняв во внимание данную информацию, следует сделать вывод, что спрос на продукцию будет расти в связи с увеличением объемов индивидуального и массового строительства. [3 c. 75]

Литература:

1.                  Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. «Управление современным предприятием», — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2005, стр. 34–36.

2.                  Балабанов И. Г. «Инновационный менеджмент», — СПб.: Питер, 2007, стр. 11–13..

3.                  Стомов В. Г., Ремеев С. А., «Главные строительные инновации в цифровом формате», Наука и статистика, 2010, № 7, стр. 52–54, 60–62, 65–67, 69, 70–71, 75.

4.                  Завьялов П. С. «Конкурентоспособность и маркетинг», — Российский экономический журнал, 2007, № 3, стр. 19–21, 30–32, 42–45.

5.                  Негашев Е. В. «Анализ предприятия в условиях рынка», — М.: Высшая Школа, 2005, стр. 51–53.

6.                  Гершман М. А. «Инновационный менеджмент», — М.: Маркет ДС, 2008, стр. 39–41.

7.                  Крылов Э. И., Журавкова И. В. «Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия», — М.: Финансы и статистика, 2006, стр. 72–73.

8.                  Валдайцев С. В. «Менеджмент технологических инноваций», — СПбГУ, 2007, стр. 81–83.

9.                  Официальный веб-сайт «Истомский ЖБИ» www.psk-gbi.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle