Библиографическое описание:

Анисимов Е. Е., Друзьянова В. П. Автотранспорт и окружающая среда // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 82-83.

По последним данным ГИБДД в г. Якутске зарегистрировано более 70 тыс. автомобилей. Данная цифра с каждым часом увеличивается, а значит, существенно повышается уровень загрязнения окружающей среды от выбросов в атмосферу отработавших газов, содержащих целый ряд вредных компонентов. Как известно, при работе двигателей внутреннего сгорания образуются диоксид углерода (CO2), оксид углерода (CO), диоксид серы (SO2), окислы азота (NOx), летучие углеводороды (ЛОС) и производные от них твердые частицы, втом числе вещество 1-го класса опасности — бенз(а)пирен.

Установлено, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 т кислорода, выбрасывая примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов [1]. Из государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012 год следует, что от автотранспорта выбросы в атмосферу загрязняющих веществ на административной территории ГО «Город Якутск» составили 34,2 тысяч тонн [2]. Однако, с учетом возрастной структуры автомобильного парка, приведенные цифры, могут быть гораздо выше.

По данным федерального статистического наблюдения в г. Якутске на 2012 год доля «молодых» автомобилей до 2 лет составило 7 %. Количество автомобилей с возрастом от 2,1–5 лет — 15 %, 5,1–10 лет — 14 % и 10,1–13лет -13 % и свыше 13 лет эксплуатации составляет — 40 %. [3](см. рис.1).

Рис. 1. Возрастная характеристика автомобильного транспорта, эксплуатирующегося в г. Якутске на 2012 г.

Данная ситуация во многом объясняется активным ввозом автомобилей с пробегом из Японии. Исходя из возрастной структуры автомобилей, можно определить экологический стандарт «Евро» (экологический стандарт), который показывает максимально допустимый уровень содержания вредных веществ в выхлопных газах на основании соответствующим требованиям.

Технический регламент, разработанный федеральной таможенной службой (ФТС) России, определяет экологический класс транспортных средств зарубежного производства, ввозимых на территории России (см. таблица 1.)

Таблица 1

Страна происхождения транспортного средства

Годы выпуска транспортных средств, включительно

Не соответствующих требованиям технического регламента на момент ввоза в Российскую Федерацию (имеющих экологический класс 1 и ниже)

Соответствующих требованиям технического регламента, по экологическим классам

2

3

4

Входящая в Европейский союз, бензиновые двигатели

До 1996

1997–2000

2001–2004

С 2005

Входящая в Европейский союз, дизели

До 1996

1997–2001

2002–2004

С 2005

США

До 1995

1996–2000

2001–2003

С 2004

Япония

До 1997

1998–2004

2005–2010

С 2011

Канада

До 2000

2001–2003

С 2004

-

Индия

До 2004

2005–2009

С 2010

-

Малайзия

До 2002

С 2003

-

-

Китай

До 2003

2004–2007

С 2008

-

Корея

До 2000

2001–2002

2003–2005

С 2006

Украина, категория М

До 2005

С 2006

-

-

Украина, категория N

До 2006

С 2007

-

-

Большинство эксплуатируемых автомобилей в г. Якутске — это автомобили производства Японии. Согласно введенным требованиям ФТС России, транспортное средство до 1997 года не соответствует требованиям технического регламента. К Евро-2 относятся автомобили с 1998 по 2004 годов выпуска. С 2005 по 2010 г.г. соответствуют требованиям Евро-3, а к регламенту Евро-4 относятся автомобили, начиная с 2011г. выпуска.

На основании рассмотренных данных можно отметить, что доля выбросов от автотранспорта огромна и в целом экологическая обстановка в г. Якутске критическая. Поэтому научно-техническое решение данной проблемы является актуальной задачей.

Для решения данной проблемы, по нашему мнению, первоначально следует провести исследования по приспособленности автомобилей к зимним условиям эксплуатации, а именно начать с изучения по изменениям температурных режимов двигателей.

Литература:

1.                 Интернет ресурс: http://abvgd-auto.narod..ru

2.                 Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) … Г72; Правительство Репс. Саха(Якутия), М-во охраны природы Респ. Саха (Якутия). — Якутск: Компания «Дани Алмас»,2003 –… в 2011 году:/ [сост. А. И. Олесова, И. И. Кычкина; научн.ред.В. А. Григорьев]. — 2012. — 216 с.

3.                 Транспорт в республике Саха (Якутия): Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) — Я.:2011г.-104с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle